Тематический план художественно-творческого кружка"Юный модельер"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тематический план художественно-творческого кружка"Юный модельер"
Автор: Раздобарова Светлана Владимировна
ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству«МАЛЕНЬКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ»(для детей 5-6 лет)Пояснительная запискаАктуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации.Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, изготовление элементов костюма к празднику, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, создание фитокалендаря в уголок природы, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т. д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.Особенностью программы является выделение большего кол-ва часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка и дизайнерское мышление через народное декоративно-прикладное искусство.Основные задачи:• развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;• ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;• развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;• воспитать художественный вкус и чувство гармонии;• ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.Направления:1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:• Беседы;• Занятия на основе метода интеграции;• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;• Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;• Просмотр видеофильмов;• Экскурсии;• Дидактические игры;• Использование силуэтного моделирования• Экспериментирование с различными художественными материалами;• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;• Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;• Использование физминуток;• Создание книг по декоративно-прикладному искусству.В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.Типы занятий:• На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);• На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).• Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся группой 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю. В год проводится 26 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.Предполагаемый результат:• у детей формируются первоначальные представления о дизайне;• развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;• дети знакомятся с визуальным языком дизайна;• у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;• формируется творческое мышление;• развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;• совершенствуются практические навыки детей;• у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.Методы оценки результативности программы:• Количественный анализ;• Посещаемость;• Статистические данные;• Фиксация занятий в рабочем журнале;• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);• Практические материалы.Качественный анализ:• Формирование новых навыков и умений;• Анализ успешности деятельности и достижение целей;• Анализ диагностического материала;• Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:• Родительские собрания;• Индивидуальные консультации;• Беседы;• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);• Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду.Изучаемый материал по русскому народному декоративно-прикладному искусству(5-6 лет)№ Темы занятий Количество занятийПерспективный план работы 1.Тема: «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера.Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». До 25 мин2 Аппликация: « Я- модельер» Составление композиции из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. До 25 мин3 Тема: «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая».Воспитывать любовь к народному искусству До 25 мин4 Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой.Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания.Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. До 25 мин5. Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи.Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки.Развивать чувства ритма и цвета. До 25 мин6 Аранжировка с элементами рисования: « Букет из листьев» Познакомить детей с понятием «фитодизайн».Учить детей использовать в работе гербарий.Развивать у детей способность к проектному мышлению. До 25 мин7-8 Рисование «Украсим теремок для зверей» Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». До 25 мин9 Лепка: Гжельская фигуркаВоспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели.До 25 мин10Декоративное рисование «Синяя сказка» Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. 11-12 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.До 25 мин13-14 Декоративное рисование «Жостовские цветы» Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству До 25 мин15 Аппликация: « Русская матрешка» Роспись матрешекПоказать и освоить навыки работы с клеем и тканью. До 25 мин16 Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» Познакомить детей с филимоновской игрушкой.Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания».Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. До 25 мин17 Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» Познакомить детей с элементами филимоновской росписи.Продолжать учить расписывать объёмные фигурки.Развивать чувство ритма и цвета. До 25 мин18-19 Аппликация: «Декорирование бутылочек» Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций.Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе До 25 мин20-21 Аппликация: «Декоративные подвески» Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления.Вызвать радостное настроение. До 25 мин22-23 Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.До 25 мин 24 «Русские березки»25. Пластилинография26. Пасхальное яйцо