«Освоение и применение технологий, необходимых для работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Освоение и применение технологий, необходимых для работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
Автор: Веселова Клена Геннадьевна

«Освоение и применение технологий, необходимых для работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию»Автор: Веселова Клена Геннадьевна Город: ЛангепасУчреждение: Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Электронный адрес: Как часто говорится об учебной деятельности обучающихся, о том, какие УУД должны быть сформированы на разных возрастных этапах. К примеру, по окончанию основной школы, обучающийся должен представлять собой личность, которая будет иметь: знания, умения, навыки, соответствующие образовательному стандарту; сформированный опыт самопознания, самореализации; сформированную познавательную мотивацию; уважительное отношение к своему здоровью и окружающим людям и т.д. Вот только о том, в каких условиях пребывает ребенок, насколько ему комфортно, задумывается, к сожалению, не каждый. Педагог, видя ученика, отстраненного от урока, спешит сделать ему замечание, принудить не отклоняться от учебной деятельности, при этом не берет во внимание тот факт, что ученик может находиться в трудной жизненной ситуации, что ему необходима дополнительная поддержка, помощь. Такой ребенок требует особого подхода, применение определенных образовательных технологий, позволяющих не только легко освоить программу, но и благополучно социализироваться. Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность.Классификация трудных жизненных ситуаций детей:
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;
  • Дети – жертвы стихийных бедствий;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • Дети с отклонениями в поведении;
  • Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
  • Дети – жертвы насилия;
  • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
  • Нормативные документы для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:1. Конвенция о правах ребенка.2. Конституция Российской Федерации.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».5. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  N120-ФЗ.6. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждения.В своей статье, особое значение хотелось бы уделить своевременному выявления обучающихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении по различным направлениям в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится несовершеннолетний.Такое сопровождение включает в себя два блока: социально-педагогический и психолого-педагогический, которые включают в себя такие направления деятельности, как:
  • Индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов по проблемам обучения, поведения, эмоционально-волевого и личностного развития;
  • Коррекцию семейных отношений;
  • Коррекцию познавательных процессов у детей;
  • Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы;
  • Обучение детей, родителей, педагогов навыкам эффективного взаимодействия друг с другом.
  • При этом, вся работа педагогов с детьми должна осуществляться, ориентируясь на такие позиции, как:
  • Забота: каждый, оказавшийся в беде, нуждается в помощи;
  • Оперативность: социально-педагогическая, психолого-педагогическая, медико-социальная помощь должна оказываться здесь и сейчас;
  • Взаимодействие (тесный контакт) всех субъектов, занимающихся проблемой ребенка и семьи;
  • Веры в ребенка: эмоционально-позитивное участие взрослых помогает ребенку адекватно ориентироваться в социуме, делать верный выбор.
  • Однозначно педагог должен и иметь в своем арсенале массу технологий по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Специфика работы педагога в современной школе и состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и методами, приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.Какие же педагогические технологии наиболее актуальны в работе?Педагог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:
  • Информационные: через применение которых формируются знания, умения и навыки.
  • Операционные технологии: обеспечивают формирование способов умственных действий.
  • Технологии саморазвития: направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
  • Эвристические: направленные на развитие творческих способностей личности.
  • Прикладные технологии: развивают действенно – практическую сферу личности.
  • Рассмотрим данные технологии подробнее.Информационные технологии С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Возможны следующие виды работ педагога дистанционно:- создание тематической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют;- размещение развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line;- проведение дистанционных акций и конкурсов;- организацию дистанционного консультирования,- организацию форумов. Одним из направлений использования информационной технологии в работе педагога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы. В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные задачи: коррекционные, развивающие, образовательные. Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. Технология обучающих игр Обучающие игры занимают важное место среди современных педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:
  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
  • Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.Роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна, в педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся, что так актуально по ФГОС. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность обучающихся.Здоровьесберегающие технолологииВ современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
  • Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
  • Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
  • Глинотерапия - это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.
  • Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
  • Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
  • Арт-терапия - включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.
  • Игровая терапия - данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.
  • Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др. Особую роль играет умение применять данные виды терапии и их элементы на занятиях, в урочное и внеурочное время. Возможно проведение занятий двумя специалистами, где каждому отводится определенная роль.По подходу к субъекту педагог использует технологии:
  • Сотрудничества
  • Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Взаимодействие педагога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт».
  • Личностноориентированные
  • Ставят в центр всей школьной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
  • Гуманноличностные
  • Отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.Психологическая профилактика содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.Таким образом, умелое применение разнообразных педагогических технологий способствует включению ребенка в образовательный и воспитательный процесс, помогает успешно социализироваться. Стоит отметить, что деятельность по сопровождению обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации включает в себя взаимодействие всех служб и специалистов школы, их слаженный и профессиональный труд.Список используемой литературы:Интернет-ресурсы:1. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования 2. Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...3. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения 4. Методические рекомендации. ГБОУ ДПО (повышения квалификации) СПбАППО. Институт развития образования, 2014. - с.6-9