Деловая игра "Лидер XXI века: кто он?"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра "Лидер XXI века: кто он?"
Автор: Пронина Алла Геннадьевна
Деловая игра «Политический лидер ХХI века: кто он?» с элементами практикума в рабочих группах проводится в 11 классе в рамках курса «Обществознание» в разделе «Проблемы социально-политической и духовной жизни» по теме «Политическая элита. Политическое лидерство» (2 часа). Кроме того, автором данной работы три года назад была написана программа элективного курса для 11 класса «Выборы: путь к власти», которая была напечатана Федеральным методическим журналом «Право в школе» №4/2009. Очень хорошо встраивается деловая игра «Политический лидер XXI века: кто он?» в программу элективного курса в рамках политического практикума, который рассчитан на 2-х часовое занятие. Возможно проводить данную деловую игру и в рамках другого авторского элективного курса «Изучаем Конституцию». Два часа отводится на повторительное обобщение курса.Выбор темы урока определяется рядом посылов.Во-первых, эта тема позволяет не только обобщить имеющиеся у учащихся знания, но и выстроить их в систему. Во-вторых, предлагаемая тема деловой игры «Политический лидер ХХI века: кто он?» погружает старшеклассников в мир высокой политики, которая является неотъемлемой частью политической жизни страны и каждого из них, как граждан и будущих избирателей. В-третьих, к моменту проведения занятия учащиеся располагают значительным объемом знаний по вопросам, которые обязательно будут задействованы в ходе деловой игры: политическая идеология, типы политических режимов, политическая культура, человек в политической жизни, политическое участие, культура власти. В-четвертых, такая форма урока, как деловая игра, помогает формировать правовое сознание учащихся через моделирование политических ситуаций, коллективное обсуждение результатов работы в группах с текстами, рабочими листами, анкетами и тестами.Задачи деловой игры: познакомить учащихся с особенностями политического лидерства; приступить к формированию умения анализировать деятельность политического лидера; способствовать выработке у старшеклассников умения комментировать суждения политических лидеров, определять их смысл, оценивать их высказывания с моральной точки зрения; воспитывать неприятие тоталитарных форм лидерства.Декомпозиция цели с позиций:Развития личности: формирование у учащихся гражданской активности, толерантности; способности к успешной политической социализации в обществе. Знаний: освоение системы знаний о политических явлениях, субъектах политического процесса, видах политической деятельности; познакомить учащихся с особенностями избирательной компании.Компетенций: овладение навыками политического участия; анализировать политические события, деятельность политического лидера;комментировать и оценивать политические программы; вырабатывать свою точку зрения на политические вопросы и отстаивать ее. Опережающее задание: За две недели до игры класс делится на две рабочие группы. Первая группа должна найти материал о Президенте РФ Владимире Владимировиче Путине, вторая – о Президенте США Бараке Обаме по следующим линиям:Политическая программа;Политическая деятельность на посту Президента;Избирательная кампания в ходе предвыборной гонки.План игры:Понятие о политическом лидере.Культура власти: качества современного политика.Классификация типов политических лидеров (практикум).Особенности политического лидерства.Популярность лидера.Ключевые понятия:политический лидерполитическая культураменталитетэлекторатпопулизмсредства массовой информацииЭтапы игры, их содержательная линия1. Понятие о политическом лидереЗначительное влияние на власть и на политику оказывают политические партии. Но в каждом государстве, в каждой партии всегда есть авторитетный руководитель, который осуществляет управление. Такого руководителя принято называть лидером (от английского слова leader, т. е. тот, кто ведет; ведущий).Лидер — это авторитетный член организации той или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах.В ходе дискуссии старшеклассники дают определение «лидер» и на экран проектируется слайд: Чиновник. Человек, наделенный организаторскими способностями. Человек, отличающийся вызывающим поведением. Эмоционально несдержанный человек. Человек, отражающий интересы определенных социальных групп. Мужчина. Женщина. Авторитетный человек.Задание группам: Подчеркните слова и словосочетания, которые обозначают то, что лидер всегда имеет, без чего он не существует. Объясните свой выбор.2. Культура власти: качества и черты личности современного политика.Задание группам: Составьте список качеств и черты личности (не менее пяти), необходимых политическому лидеру; Сравните его со списком на доске; Какими качествами вы можете его дополнить;Какие три качества, на ваш взгляд, должны быть присущи Президенту страны в первую очередь? (качества представлены на слайде):политическое мышлениеспособность понять другого человекабрать ответственность на себядоверие людейумение пользоваться властьюспособность не злоупотреблять властьюКакие три черты личности должны быть присущи Президенту страны в первую очередь (черты представлены на слайде). Обоснуйте свой выбор, объяснив, в каких ситуациях Президенту могут понадобиться именно названные вами качества и черты:решительностьумработоспособностьсила воливзвешенностьчестностьчувство юморамужествоскромностьсовестливостьсамообладаниесправедливость3. Классификация типов политических лидеров (практикум)Задание группам:Группам предлагаются рабочие листы, в которые они должны вписать примеры типов лидеров ХХ-ХХI вв., исходя из их характеристики.Рабочий лист № 1Определите, к какому типу политического лидера относятся Президенты РФ и США. Каждый пункт характеристики данного типа подтвердите конкретным примером деятельности каждого Президента.Рабочий лист № 2Исходя из различных критериев, определите (подчеркните) типы представляемого вами лидера, выделенных курсором:По уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные);По масштабу деятельности (общенациональные и региональные);По стилю поведения (авторитарные и демократические);По характеру руководства (формальные и неформальные);По отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформаторы, догматики);По отношению к целям политического движения (идеологи, прагматики, идеалисты).Свою позицию поясните.4. Особенности политического лидерства.Задание группам:Опираясь на теоретические знания и определение понятия «политический лидер», выделите основные особенности политического лидерства.В ходе обмена мнениями, учитель обобщает особенности политического лидерства:1. В появлении (формировании) политического лидера большую роль играют стихийные обстоятельства.2. Политический лидер всегда имеет образ, имидж. Этот образ формируется под влиянием запросов тех людей, чьим интересам служит данный лидер.3. Воздействие политического лидера на людей осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.4. В силу власти, которой обладает лидер, и необходимого воздействия на большое количество людей, он всегда имеет помощников. Это аналитики, эксперты, имиджмейкеры, спичрайтеры (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.5. Политический лидер несет в себе определенную систему ценностей, тождественных тем, которых придерживаются члены руководимой им организации, движения, группы.6. Лидер жестко связан со своей организацией, а организация — с лидером.7. Лидер может быть формальным, т.е. назначенным. Его могущество в данном случае основывается на авторитете должности. Но существуют и неформальные лидеры. Их влияние на людей полностью определяется личными качествами лидера, его авторитетом и не зависит от занимаемой должности.Задание группам:I группа представляет Президента РФ II группа представляет Президента СШАРабочий лист № 3Проблемная ситуация для групп:В стране произошла экологическая катастрофа:В России случилось засушливое лето, в результате чего горят леса. Создалась угроза жизни людей и потеря жилья;К берегам США подошло нефтяное пятно – результат аварии в английской компании «ВР» по добыче нефти в Мексиканском заливе. Создалась угроза жизни как жителям побережья, так и флоре и фауне.Президенты должны выступить с заявлением перед жителями своих стран.Выберите в своих группах штат помощников политика:аналитики, которые должны дать анализ общественно-политической и экологической ситуации в стране и, исходя из этого, предложить Президенту основные направления деятельности;имиджмейкеры, которые составляют политический образ Президента, опираясь на менталитет народа, политические традиции, уровень политической культуры, на ожидания электората;спичрайтеры пишут речь Президенту – заявление о создавшемся экологическом и социальном кризисе в стране;представители СМИ должны дать рекламу на предстоящее выступление политического лидера.В своей работе используйте результаты заданий по качествам и чертам личности политического лидера.5. Популярность лидера (практическая работа)Учитель поясняет, что популярность лидера в обществе можно определить с помощью метода экспертных оценок.По пятибалльной шкале оцените Президентов РФ и США следующие качества:моральный обликманера держаться степень известностистепень известности политических инициатив способы политической активности характер социальной базы;степень противодействия других политических лидеровэффективность решения существующих проблемстепень информированности об этом населения.Общая популярность политического лидера рассчитывается по сумме набранных баллов.Так можно определить степень популярности любого известного ученикам политического лидера. Группы сравнивают степень популярности Президентов РФ и США. Для обобщения данного задания учитель предлагает ответить на вопрос:Что роднит, а что различает политических лидеров России и стран Запада?V. РефлексияДомашнее задание1. Чем схожи и чем различаются по значению понятия лидер и руководитель?2. Перечислите те качества политического лидера, которые необходимы ему для того, чтобы управлять Россией? Поясните свой выбор.Дополнительные вопросы и задания1. Как соотносятся роль политического лидера и народных масс в историческом процессе?2. Каковы условия, содействующие возникновению культа личности политического лидера?Дополнительное задание. написать небольшую политическую статью о любом актуальном политическом событии или политическом лидере (или эссе); оформить карикатуру на какое-либо политическое событие текущего года или политического лидера. Карикатура должна соответствовать следующим требованиям: быть простой, быть понятной, отражать политические симпатии ее автора, не унижать личного достоинства изображенного на ней человека или группы людей.