«Формирование трудовых приемов и методов на занятиях трудового обучения, как средство адаптации учащихся школы с ОВЗ в социуме».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование трудовых приемов и методов на занятиях трудового обучения, как средство адаптации учащихся школы с ОВЗ в социуме».
Автор: Иванова Ирина Владимировна
ГБОУ «Зеленодольская школа № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья»ДОКЛАД на ШМО учителей трудового обучения на тему: «Формирование трудовых приемов и методов на занятиях трудового обучения, как средство адаптации учащихся школы с ОВЗ в социуме». Выполнила учитель трудового обучения : Иванова И.В. Октябрь 2017г. В развитых странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свобода отнесены к высшим ценностям общественного бытия. Но в составе любой страны есть социальные группы людей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые слои, к которым принадлежат и люди с ограниченными возможностями. За последнее время число инвалидов с психическими заболеваниями значительно увеличилось, и эта проблема заставила общество увеличить сеть учреждений социального обслуживания, принципиально изменить своё отношение к людям с такими заболеваниями. Конвенция о правах ребёнка (1998) указывает на то, что ребёнок с отклонениями в умственном или физическом развитии должен иметь право доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, трудовой деятельности. Сегодня любой ребёнок входит в самостоятельную жизнь гораздо более одиноко, чем полтора десятка лет назад, когда ещё действовала довольно развитая система социальных гарантий. В условиях рыночной экономики гарантии не даются, а зарабатываются. Школа – один из немногих социальных институтов, имеющих реальную возможность почти бескорыстно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Школьный период стал периодом истины, когда нужно успеть главное: заложить социальные основы нравственности и оптимизировать самооценку ребёнка. Проблема социальной адаптации воспитанников коррекционных школ становится остроактуальной в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому школа должна создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями. С момента создания образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся как основа их социальной адаптации. Важное место в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся занимают уроки труда, социально-бытовой ориентировки, производственная практика в учебных мастерских, на пришкольном участке. Профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовка школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного производства. Эта цель достигается решением целого ряда задач. Исправление недостатков в трудовой деятельности учащихся и повышение на этой основе общего уровня её развития. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики затрудняют формирование прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается менее совершенной, чем учащиеся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели, в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Таким образом, в целом трудовая деятельность учащихся коррекционных школ VIII вида осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом. В то же время известно, что коррекционная направленность и чёткая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников СКОШ VIII вида к работе по профессиям квалифицированного труда предъявляющего определённые требования к интеллекту работающего. Следовательно, путём специальной организации обучения общий уровень обучения может быть существенно повышен. Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе её общего уровня является специфической для школ VIII вида. Она во многом определяет особенности постановки трудового обучения, т.е., его содержание, методику, организацию. Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, каждая из которых направлена на коррекцию и развитие отдельных его сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности). Общая задача содержит также ряд частных задач организационного характера:- создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приёмов обучения;- организация учебной мастерской с учётом специфики, характерной для СКОШ VIII вида;- установление для учащихся общих правил, помогающих им правильно действовать как при выполнении трудовых приёмов и операций, так и в соблюдении организационных требований. Профессионально-трудовая подготовка в ГБОУ « Зеленодольская школа №2» ведётся по трём профилям: " швейное дело," столярное дело,"штукатурно-малярное дело. Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, местом жительства, психофизическими особенностями учащихся. Качество учебно-воспитательной работы по подготовке школьников к участию в производственном труде во многом зависит от материально-технической базы профессионально-трудового обучения. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков. В настоящее время в школе имеются: 2- швейных мастерских; 2 – штукатурно-малярных мастерских; столярная мастерская; кабинет социально-бытовой ориентировки.Они оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства. На высоком методическом уровне поставлена работа по обучению учащихся швейному делу. На уроках швейного дела учащиеся изучают основы швейного производства, учатся строить чертежи швейных изделий,изготавливать выкройки и раскладывать их на ткани. Осваивают технологию пошива: последовательность соединения деталей, правила выполнения различных видов швов, порядок обработки отдельных деталей и узлов, способы отделки швейных изделий. Девочки осваивают основные приёмы работы на универсальных и специальных швейных машинах. Знакомятся с профессиями швейного, прядильного и ткацкого производств. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности, на уроках практического повторения девочки изготавливают изделия, необходимые для эстетичного оформления учебных кабинетов, а также изделия, необходимые в быту (салфетки, фартуки, прихватки, косынки и т. д.), выполняют мелкий ремонт одежды, совершенствуя навыки и умения. В столярной мастерской (для мальчиков) так же проходит формирование житейских умений и навыков. Учащиеся занимаются по профилю «Столярное дело» с целью подготовки учащихся для поступления в профессиональные училища соответствующего профиля. Для проведения уроков у учителей составлены рабочие программы. Преподавание ведётся с опорой на знания, умения и навыки, полученные на уроках основных предметов. В процессе обучения ребята получают знания и умения по разметке деталей, пилению, строганию, сверлению древесины, скреплению деталей в изделие и украшению их. Приобретают знания и умения владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. В дальнейшем мальчики получают навыки работы на сверлильном и токарном станках. Так же большая работа проводится на уроках штукатурно - малярного дела. Дети с овз знакомятся с профессиями сразу двух направлений : это штукатур и маляр. Не маловажную роль в социальной адаптации школьников играет организация производственной практики по штукатурно – малярному делу. Каждый год на базе нашей школы организуется ученическая производственная бригада, в которой трудятся девочки и мальчики, начиная с 6-го и по 9-й классы. Учащиеся выполняют мелкий ремонт учебных помещений ( шпаклевание, покраска, оштукатуривание стен ). Созданные ученические производственные бригады – это уже трудовой коллектив, где решаются главные задачи: воспитание сознательного отношения к труду. В коллективном труде учащиеся осознают, что бригада – их трудовой коллектив и они несут ответственность за свой труд перед остальными. За время работы в бригаде дети используют и совершенствуют знания, умения и навыки, полученные на уроках по штукатурно-малярному делу. Радует то, что практически все учащиеся работают с большим интересом, плодотворно. К выполнению своей работы подходят со всей ответственностью. Огромную роль для социальной адаптации школьников играют уроки социально-бытовой ориентировки, где учащиеся повышают общий уровень своего развития, учатся ориентироваться в самостоятельной жизни.В кабинете СБО созданы зоны практических занятий: - учебная;- кухонная; При изучении вопросов социальной ориентации кухонной зоны дети учатся читать рецепты, подбирать их из литературы, составлять меню. Учащиеся получают навыки нарезки хлеба, овощей; учатся правильно приготавливать бутерброды, салаты, блюда из молока, яиц, готовить первые и вторые блюда, заваривать чай, печь блины и т.д. Также получают знания о заготовке продуктов (овощей, зелени, фруктов) и их хранению; формируют умения по сервировке стола, мытью посуды и кухонной утвари. Так же получают навыки выполнения утреннего и вечернего туалета, учатся правильно подбирать моющие и чистящие средства, изучают правила безопасного пользования ими, получают практические навыки уборки санузла и ванны, стирки мелких изделий вручную и при помощи стиральной машины. Получают практические навыки и умения организации рабочего места, установки настольной лампы на рабочем месте; правила глажения белья, приёмы влажной и сухой уборки помещения; ухода за мебелью, окнами, полом. Таким образом, закрепляются и совершенствуются умения в сфере обслуживающего труда и формируются такие необходимые личностные качества, как самостоятельность, и чувство хозяина. Приобщение учащихся к посильной трудовой деятельности происходит с учетом индивидуальных особенностей детей и возможностей школы. В условиях школы трудно предоставить детям широкий выбор трудовых профилей для изучения и профориентации. Тем не менее все учителя трудового обучения стараются разнообразить свой предмет в условиях современного промышленного производства и значимости его для подростка. Это, играет роль одного из важнейших факторов в социальной адаптации. Положительное отношение к труду, как к основе самообеспечения самостоятельной жизни формируется в процессе всех видов трудовой деятельности учащихся: в самообслуживании, обслуживающем труде, прикладном труде, учебном труде, производственном труде. Учитывая сказанное выше, мы предполагаем, что если образовательный процесс, будет организован с учетом:-включения воспитанников в совместную продуктивную деятельность;-расширения круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду;-формирования образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, то это обеспечит формирование социально адаптированной личности, адекватно ориентирующейся в выборе и получении профессии, умеющей вести себя соответственно жизненным реалиям.