"ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."
Автор: Пенькова Наталья Владимировна
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНая РАБОТа В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть онработает, действует, бегает, кричит,пусть он находится в постоянном движении!»Жан-Жак Руссо. Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования, в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку. Поэтапное привлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему – это в первую очередь дошкольное детство, дошкольное обучение и воспитание. Работа по физическому воспитанию должна быть направлена на решение общих и коррекционных задач. Главная и основная задача - стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции в нашем ДОУ, является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для детей с ОВЗ в образовательной системе ДОУ занятия по физическому развитию занимают одно из центральных позиций. Она включает комплекс мероприятий спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ограниченными возможностями, которая помогает преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни. В нашем ДОУ, в 2013 году появился особенный воспитанник, ребенок – инвалид детства по слуху. Ведущей диагностической задачей специалистов нашего ДОУ была организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях образовательного процесса, а также разработка индивидуальной программы коррекционной работы с каждым ребенком. Слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом и моторном развитии соматической ослабленностью и нарушениями в осанке и развитии двигательных умений. Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха изучали Р.Д. Бабенкова, А.А. Катаева, А.А. Рожова, Н.А. Рау, Л.В. Рябова, Г.В. Трофимова. Они выяснили, что дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений, своеобразие в развитии двигательных качеств у детей с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А.А.Коржовой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Гиподинамия, по мнению Г.В.Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у детей с нарушениями слуха. Поэтому, физическое воспитание является важным аспектом работы с детьми с нарушением слуха. Укрепление здоровья, преодоление отставания в физическом развитии – являются главной целью физкультурно - оздоровительной работы с воспитанником с нарушением слуха. Правильная организация режима жизни, питания, занятий и физическое развитие детей (гимнастика, физкультура, подвижные игры и многое другое), осуществляемые в ДОУ с учетом специфических закономерностей развития слабослышащего ребенка в значительной мере способствует формированию здоровья и преодолению последствий глухоты. При работе по физическому воспитанию необходимо учитывать рекомендации всех специалистов индивидуально для каждого ребёнка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Качество жизни детей с ОВЗ влияет на реализацию – главной задачи по формированию у детей потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, формировать функции разных систем и органов для полноценной жизни. Этот воспитанник «включен» в образовательную среду ДОУ: он посещает обычную группу, на равных общается со сверстниками и взрослыми. Ведь главное и самое важное на занятиях с детьми ОВЗ – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога, возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Так случилось и с нашим мальчиком. Педагоги, психолог, учитель - логопед и родители помогли ребенку вжиться в коллектив и как результат в ДОУ доброжелательная обстановка, мягкий климат общения. Физкультурно – оздоровительная работа с воспитанником проводится по тщательно разработанному маршруту, который ставит реальные цели, задачи и принципы. В маршруте происходит реализация следующих принципов воспитания и обучения:- обеспечение общего разностороннего развития глухого дошкольника и приобщения его ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;- осуществление индивидуального подхода к воспитанию глухого ребенка. Задачи маршрута: помочь педагогам и родителям в психолого-педагогическом изучении ребенка; способствовать обогащению общего развития ребенка; подготовить ребенка к обучению в школе.Содержание физического воспитания слабослышащего малыша включает разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников – физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей В маршруте используются доступные и интересные для воспитанника упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них, широко используется разнообразное гимнастическое оборудование. В программе большую роль играют специальные коррекционные упражнения, затрагивающие функции равновесия, развитие мышц, формирования правильной осанки, мышц свода стоп, развития дыхания и координации. Содержание программы по физическому воспитанию, равномерно распределяется и представлено на занятиях с постепенным усложнением по трем годам обучения - от накопления двигательного опыта путем простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие обязательно включает коррекционные упражнения, предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Системный подход к организации физкультурно-коррекционных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет эффективно осуществлять физическое развитие ребенка, внедрение в практику работы физкультурно-коррекционного обучения, воспитания и оздоровления, позволяет достичь положительных результатов. Физическое воспитание слабослышащего воспитанника в обычном детском саду должно систематизировать всю систему их обучения и находить свое отражение в работе всех педагогов – специалистов, что существует в нашем дошкольном учреждении, таким образом, для всестороннего развития особенного воспитанника в нашем детском саду создаются необходимые условия. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребёнка и является базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.Литература:Коржова А. А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. - М., 1979.Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А Стребелевой. — М., 1998.