«Воспитание духовно - нравственной личности дошкольников через приобщение к культуре русского народа».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание духовно - нравственной личности дошкольников через приобщение к культуре русского народа».
Автор: Ситникова Ирина Александровна
«Воспитание духовно - нравственной личности дошкольников через приобщение к культуре русского народа»."Education of spiritually - moral personality preschool children through the introduction to the Russian people's culture."Детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. СухомлинскийChildhood - everyday discovery of the world, and therefore it is necessary to make sure that it was, above all, the knowledge of the person and of the Fatherland, their beauty and grandeur. B. SukhomlinskyКлючевые слова: - training- folk pedagogy- folk tradition- peoples'- spiritual values- patriotism - spiritually - moral personalityГоворят, что сейчас, в последние годы Россия теряет свои традиции, свое лицо, свою самобытность. Что заполнило нас все западное, чужеземное. В результате у молодого поколения произошла переоценка духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.Когда я слышу, то, прежде всего, задаюсь вопросом: «А кто говорит-то?» Не те ли, кто под русским и национальным разумел лишь квас, сарафан, матрешку?» А ведь есть еще и русский дух, душа, то, во что можно только верить. И не случайно сейчас, как никогда ранее так велик интерес к народному, будь то литература или театр, одежда или обряды. Российский народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается память традиций, самобытности, духовных ценностей.Именно сейчас наступило то время, когда мы, как никогда должны обратиться к животворной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам самое ценное, самое дорогое, самое душевное из своих культурных достижений.Дошкольное детство – пора открытий, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Задача каждого взрослых помочь ребёнку совершать эти открытия, наполнив их воспитывающим, развивающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.Воспитывая ребёнка на народных традициях, исторических, знаменательных событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему определить положительные отношения с миром людей, тишиной и спокойствием природы и с самим собой. Осознание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В этих представлениях отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей действительностью, его светлые обычаи и традиции.Воспитанием духовно-нравственной личности и ознакомлению детей с основами русской народной культуры я занимаюсь не один год. Работая над данной темой, позволило мне по-новому взглянуть на проблему воспитания, обучения и поставить перед собой определенную цель: приобщение дошкольников к истокам народной культуры и создание условий для развития творческой, духовно – нравственной личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего способной ценить себя и уважать других.В своей деятельности в этом направлении, считаю важным выполнение поставленных мною задач:Познакомить детей с разными жанрами русского устного народного творчестваПрививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздникамиПознакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначениемРазвивать творческие способности через знакомство с народно – декоративным искусством.Для достижения поставленных цели и задач, хочу предложить следующие формы работы, которые я использую в своей работе:- Познавательные беседы, которые развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Многие ли из нас знают о том, как выращивали и выпекали хлеб в глубокую старину, еще двести лет назад? Что такое красный угол и почему именно в нем помещали иконы? Что было на столе у русского народа? И многие, многие другие вопросы, на которые детям так интересно услышать ответ.- Познавательные интерактивные занятия. По форме проведения представляют собой «игры — путешествия» или «игры – открытия». Мы с детьми отправляемся в путешествия по различным обрядовым праздникам, пускаемся в странствия по народному творчеству и искусству, возвращаемся в прошлое какого-то определенного предмета, например, «Путешествие в прошлое чайника, часов, одежды, и многое другое. Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое, реализовать творческий потенциал и воспитателя и ребенка. В ходе данной деятельности, как бы «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают очень много самых не воображаемых вопросов, и сами же пытаются отвечать на них в занимательных творческих действиях. На таких мероприятиях я стараюсь быть не просто воспитателем, а беру на себя роль Сказочницы, Бабушки-Загадушки, Хозяюшки, Марьи Искусницы и др. Обычно такие занятия я провожу один раз в месяц, и оно являются комплексным.- Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. У нас в группе создан мини-музей «Русская изба», в котором ребенок может посмотреть, потрогать все, что его заинтересовало, и даже примерить на себя русскую народную одежду. Мы не прячем все это за стекло, не огораживаем, иначе ребенок не сможет получить должного.- Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.Творчество – главное средство постижения ребёнком культурно – исторического опыта своего народа. Из ткани, пластилина, солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им предметы. Так, например, мы с ребятами изготовили предметы русского быта: веретено, прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька, русская печка; вылеплены и расписаны народные игрушки, которые дети разместили в групповом тематическом уголке и с удовольствием обыгрывают их, показывая эпоху того времени.- Предпраздничные посиделки. На посиделках мы разучиваем народные песни, прибаутки, заклички, игры, изготавливаются разные предметы, необходимые для праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные костюмы — ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие.- Праздники. Праздник, народный обряд — являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след надолго. Мы с детьми проводили такие праздники, как «Что нам осень принесла?», «Покров», «Зимние Святки», «Как на Масленой неделе», «Светлая Пасха», «Россия - матушка», «Веселая Ярмарка». Праздники дети всегда ждут с нетерпением. Самыми любимыми праздниками у них являются такие, как Рождество, на котором они искренне, от всей души поют колядки с пожеланиями, танцуют, поют и восхваляют рождение Иисуса Христа. Масленица – здесь дети играют, веселятся, поют песни, читают стихи, кушают блины, сжигают чучело, провожая зиму. «Веселая Ярмарка» - здесь дети могут блеснуть своим мастерством и показать все свои знания и умения, проявить свою силу и смекалку в подвижных играх и спортивных состязаниях.- Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками, прибаутками. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в игре, способствующей перевоплощению в образ. Любимые народные игры моих детей – «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «Лови мышей, а не нас», «Баба Яга» и другие. Народные игры образуют фундамент для развития нравственных чувств ребенка, его сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.Приобщение детей к народной культуре, творческое развитие личности возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в организации учебного процесса и совместной деятельности является создание у детей мотивации. Мною были разработаны проекты «Гуляют ребятки в зимние Святки», «Моя семья – мое богатство». Реализовав поставленные задачи, я достигла планируемых результатов. После завершения проекта дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, представлять творческую реализацию своей идеи (драматизация, рисунки, поделки). Неотъемлемой частью моей работы была задача осуществления преемственности в работе с родителями, организация их психолого-педагогического просвещения. На информационном стенде помещаю полезную и интересную информацию для родителей. Провожу родительские собрания по данной теме («Я – семья, род – народ»), мастер-классы («Народная кукла-оберег «Куватка»), круглый стол и др.Особую радость, как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками движущиеся игрушки, народные куклы и разные творческие работы. Очень интересно и необычно в нашем детском саду был реализован проект «Веселая ярмарка», который так же проводился с активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе которых был наш русский быт и народное творчество.Нравственное воспитание – важное и необходимое направление в работе с детьми. Этот смысл трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», — эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня и именно ими хотелось бы закончить мою статью.