"Развитие современного детского песенного жанра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие современного детского песенного жанра"
Автор: Герасимчук Светлана Ивановна

Развитие современного детского песенного жанра
“Первые в жизни минуты вдохновения - я испытал именно
во время пения в хоре”.
(Р.Щедрин)
Обоснование темыМеняется время – и вместе с ним меняются взгляды, вкусы. С ростом технического прогресса, с всеобщей компьютеризацией открываются новые грани, новые возможности для создания художественных образов в искусстве, в культуре, театре, кино. Исключением не стала и эстрада: с увеличением числа песенных игровых роликов (клипов) на телевидении стало модным делать из каждой песни мини-представление с шоу-балетами, декорациями, световыми эффектами - концерты превратились в яркие шоу.Само собой, возросли требования и к самим эстрадным исполнителям: помимо прекрасных вокальных данных, певец должен обладать приемами актерского мастерства, культурой речи, основами режиссуры, и, конечно же, заниматься хореографией.Работа многогранна и интересна. Особое место в этой работе занимает детская эстрада. Работая с детскими эстрадными коллективами, важно учитывать возрастные психо-физиологические особенности. Настоящая разработка предусматривает многие аспекты развития детского песенного жанра и нацелена на формирование художественно - эстетических вкусов на основе лучших образцов детского вокального репертуара.Цель работы вокального объединения:Развитие современного детского песенного жанра.Задачи:
Развивать творческие, авторские и исполнительские способности детей.
Развивать голос, слух, ритм, музыкальную память.
Обучать сольному и ансамблевому пению.
Знакомить с элементами нотной грамоты.
Формировать артистизм исполнения.
Знакомить с песенным творчеством разных стран.
Развивать эстетический, художественный вкус.
Приоритеты:
Качественный подбор репертуара.
Стремление к достижению результатов развития творческой активности.
Комплексный подход к занятиям.
Воспитание бережного отношения к голосовому аппарату, к своему здоровью.
Механизм реализации данных материалов
Занятия, репетиции.
Концерты, школьные, городские.
Конкурсы, фестивали.
Посещение культурно-массовых мероприятий.
Дни открытых дверей.
Родительские собрания
Походы, экскурсии.
Внеклассные мероприятия.
Основные методы:
показ
наглядность
образность
сравнение
разучивание
выработка навыков
повторение
закрепление
Модель работы детского вокального объединения Школьные годыУровни развития творческих способностей детей 1 уровень (дети 7-9 лет)Накопление музыкального опыта в игровой форме. Умение исполнять песни под фортепиано, слушать музыку, двигаться под музыку.Основы ансамблевого пения на простейших образцах детской песни, развитие интонационно-речевых способностей дыхательного и дикционного апппарата, умение интонировать и слушать, а так же развитие основ музыкального движения (хореография). Группа не более 10 человек.Занятия 2 раза в неделю по 1-му часу.2 уровень – средняя группа (дети в возрасте 10 - 12 лет)Основы ансамблевого и сольного пения, работа над двухголосьем, освоение концертного репертуара, уроки хореографии, участие в постановках номеров, ввод в концерты. Начальные навыки работы с микрофоном. Группа 10человек. Занятия 3 раза в неделю по 1 часу.3 уровень – старшая группа (дети в возрасте 13 – 16 лет)Развитие сольного и ансамблевого пения на более сложном музыкальном материале, элементы актерского мастерства, освоение современных танцев на занятиях хореографии, совершенствование работы с микрофоном, записи в студии, участие в концертах, мероприятиях, фестивалях, конкурсах. Занятия 3 раза в неделю по 1,5 часа.Требования к подбору репертуараВ наши дни на эстраде появляется много популярных хитов, которыми ребята быстро увлекаются, но порой такие песни не несут в себе ничего ценного. А бывает и, наоборот - из ряда вон выходящие тексты, примитивные мелодии только засоряют головы наших детей.Через эмоции и чувства музыка, в частности песня, вольно или не вольно воздействует на наше сознание, сознание наших детей, поэтому она должна нести в себе все хорошее, доброе, светлое.ПесняМелодия детской песни должна быть:
яркой
выразительной
образной
соответствовать диапазону и вокальным возможностям
хорошо запоминаться
СтихиТекст детской песни должен быть:
оригинальным
образным
достаточно ясным
пропеваемым
этически позитивным
соответствовать миропониманию ребенка
Аранжировка Фонограммы должны быть:
выполнены профессионально с точки зрения песенного образа;
хорошего качества звучания;
соответствовать возможностям детского голоса.
Предполагаемый результат реализации программы:В результате обучения в детском вокальном объединении ребятавыработают следующие специфические умения и навыки:
формирование и извлечение звука;
правильное певческое дыхание;
ясная, четкая дикция;
элементы нотной грамоты;
выразительное исполнение.
Разовьют следующие музыкальные способности:
слух;
ритм;
музыкальную память;
умение петь сольно и в ансамбле.
Приобретут элементарные сценические навыки
работа с микрофоном;
работа на сцене;
работа над движениями;
работа над воплощением музыкально-художественного образа.
Сформируют личностные качества
артистизм;
общительность и коммуникабельность;
творческая активность;
художественно-эстетический вкус.
Укрепят физические качества
гибкость;
подвижность.
Методические материал содержит в себе все виды работы, рассчитанные на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, интереса. И поможет ребятам проявить свои творческие способности. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯдетского вокального объединения Школьные годы
Выявление и привлечение талантливых детей с хорошим природным слухом и голосом.
Улучшение материальной базы (концертные костюмы, привлеченные средства для конкурсных поездок).
Ежегодное проведение отчетных концертов студии.
Гастрольные поездки.
Участие в различного уровня вокальных конкурсах.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВОКАЛА
У ВОСПИТАННИКОВ ВОКАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
Человеческий голос - природный инструмент, а любой инструмент требует овладение техникой игры на нем, требует знаний об устройстве, механизме действия, и требует соответствующего репертуара (песни, как материала для выработки, отработки, закрепления, вокальной техники). В этой работе я хочу коротко осветить некоторые аспекты нашей работы над постановкой голоса (овладением техникой детского эстрадного вокала). Это дыхание, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, выразительность исполнения, критерии подбора репертуара и несколько советов, как беречь голос.С чего начинается пение? С первого извлеченного звука? Нет; что бы извлечь звук нужно привести в действие механизм дыхания, подобно инструменту баян или аккордеон – не растянув меха, не извлечешь звука. На наших занятиях уделяется большое внимание дыханию. Большинство занятий начинается с дыхательной гимнастики.Когда вы хотите сказать какую-нибудь фразу, то делаете вдох и говорите, пока воздух не кончится. Тогда вы снова делаете вдох и продолжаете говорить. Разговорное дыхание называется ключичным. Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и постараться, как можно дольше задержать его, иначе вы не сможете допеть фразу. Певческое дыхание называется диафрагматическим. Часто дети, начиная заниматься вокалом, задают вопрос Зачем мне учиться дышать по-новому? Буду делать столько вдохов, сколько смогу. Дело в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски. Попробуем спеть фразу любой песни, делая частые вдохи, кажется, что песня запыхалась, как дети, которые быстро бежали. Вдох нужно делать в начале фразы, и после ее окончания. Давайте поиграем в игру:
Положите правую руку на живот. Я говорю коротко: Вдох и одновременно поднимаю руку вверх. Вы делает вдох, и задерживаете дыхание. Дышать нужно носом. Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот немного выпячивается вперед, мышцы напрягаются .Попробуем еще несколько раз… Надо держать дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно: Выдох. После этого вы медленно выдыхаете оставшийся в легких воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают и принимают нормальное положение. Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Для того чтобы научиться дольше задерживать дыхание, есть много разных упражнений – игр. Я расскажу вам о четырех из них. Дирижер ритмично, в темпе медленного марша, считает вслух. Затем он постепенно увеличивает счет до трех, пяти, а после многих тренировок – и до восьми- десяти раз. Если дирижер медленно поднимает руку, вдох должен быть плавным, если быстро – коротким. Эту игру, как дыхательную зарядку, можно делать каждое утро дома.Можно научиться правильно дышать на примере цветка или свечи. Вдох – вы нюхаете цветок и задерживаете дыхание, выдох – медленно и равномерно дуете на свечу, чтобы она не погасла. В это время считаете про себя. Очень полезна игра Мороз. Это хорошее упражнение: ощутите на ладони выдох из открытого рта, как делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным, иначе руки не отогреются. Для детей 7-9 лет есть другая игра. Она называется Пароход. После вдоха тянем звук на слог ду, подражая гудку паровоза или парохода, считая про себя. Для ребят 10-12 лет более - сложная игра. Возьмите небольшой лист тонкой писчей бумаги. Придержите его двумя пальцами за верхнюю часть, которая будет находиться на уровне нашего лица на расстоянии 8 -10 сантиметров от губ. Сделайте вдох. Губы должны принять положение, как будто вы раздуваете огонь. Начинайте медленно, с одинаковой силой дуть (выпускать воздух) на лист бумаги. Под влиянием воздуха лист примет несколько наклонное положение. Если вы будете выдумывать воздух ровно, с одинаковой силой, то лист останется в одном положении. Вокально-певческая постановка корпуса. В пении правильная постановка корпуса , позволяет голосу звучать легко и свободно. Плечи должны быть опущены, спина прямая. Не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок. Если вам придется петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, иначе вы будете горбиться. Это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, а руки положить на колени. Чтобы запомнить эти правила, можно выучить песенку Петь приятно и удобно слова В.Степанова музыка В. Кистеня. Петь приятно и удобно Если хочешь сидя петь,Не садись ты, как медведьСпину выпрями скорей,Ноги в пол упри сильней.Раз! Вдох! И запел, Птицей звук полетел.Руки плечи- все свободно,Петь приятно и удобно.Если хочешь стоя петь –Головою не вертеть!Встань красиво, подтянисьИ спокойно улыбнись.Раз! Вдох! И запел,Птицей звук полетел.Руки плечи- все свободно,Петь приятно и удобно.Как беречь голос
Человеческий голос очень хрупок. Детский организм постоянно растет. Своеобразно, непропорционально, у каждого ребенка по своему, изменяется и голосообразующий комплекс. Детский голос нуждается в особом, бережном отношении.
Что такое голос? Как он возникает? В горле есть голосовые складки. Когда под напором воздуха они размыкаются и смыкаются, возникает звук – голос. Чтобы голос был хорошим, нужно беречь горло. Не следует громко кричать, есть мороженое на улице в холодную погоду, ходить зимой без головного убора, иначе голос будет грубым и сиплым. Очень полезно закалять горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды и, немного запрокинув голову назад, протяжно произнесите следующие звуки: а – а – аэ – э – эи – и – ио – о – оу – у - уПроизносите звуки поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Звукообразование и звуковедениеДля того чтобы научиться петь, нужно уметь отличать красивое пение от некрасивого. Это помогут сделать уши, которые являются контролерами и первые слышат, правильно или неправильно поется песня. Если вы будете петь скрипучим голосом, вашим друзьям даже знакомая мелодия покажется совсем чужой, незнакомой. Почему вы поете таким скрипучим голосом? Это происходит из-за небрежного произношения гласных звуков А – Э – И – О – У. Гласные звуки очень певучие. В песне гласные звуки поются, а согласные – произносятся. Чтобы научится красиво петь гласные, помогут следующие упражнения. Вдохнем так, как будто нюхаем прекрасный цветок, задержим дыхание и мягко, аккуратно поставим гласную на звуковую ленту. Подержим, потянем звук, пока хватит дыхания, и снимем его, как будто ставим точку. При вдохе и выдохе постараемся не толкать звук, чтобы он не расплескался и не потерял свою форму. Лучше всего потренироваться петь гласные звуки на одной ноте. V – Знак вдоха (птичка взлетает); ^ - Знак выдоха (птичка садится).Во время пения нужно следить, чтобы рот был округлым, как будто вы держите во рту сливу. При смене гласных звуков не дергайте губами, а то звук потеряет нужную форму, и будет звучать некрасиво. Не напрягайте мышцы лица. Открывайте рот только в высоту, а не в ширину. Когда мы открываем рот в высоту, во рту образуется купол и для звука появляется больше места. Звук как для звука появляется больше места. Звук как бы расправляется, встает во весь рост. Недаром в концертных залах высокие потолки и хорошая акустика. При пении желательно контролировать себя, глядя в зеркало. Можно петь эти гласные, изменяя динамику звука - сначала тихим голосом – на р (пиано), не очень громко mf (меццо форте) и громко. Песенка про гласные Для пения гласные звуки важны – И напевны, нежны. Летят, как птицы, в синеву – А – Э – И – О – У.Как быстрые волны свободной реки, Звуки гласные легки. Будто бы птицы на лету – А – Э – И – О – У. Крикливо и громко не надо их петь- Горло может заболеть. Ушки держи начеку -А – Э – И – О – У.Игра Морской прилив и отлив учит владеть голосом. В игре могут участвовать двое ребят и больше. Основное условие - все должны внимательно следить за дирижером. Дирижер просит тянуть гласный звук У. Море спокойно, волны почти не плещутся, звук У тоже звучит ровно. Но вот дирижер плавно вытягивает руку вперед, и нужно в соответствии с движением его руки увеличивать силу звука ведь надвигается большая волна. Очень важно не кричать, увеличивая звук. Надо обязательно следить за рукой дирижера, он постепенно опускает руку – волна отступает, и сила звука постепенно уменьшается. Тянуть звук можно на разные гласные, меняя их. Часто во время выполнения упражнения не хватает дыхания, чтобы сделать его до конца. Нота длинная, нужно спокойно вдохнуть и снова повторить звучащую гласную. Главное – незаметно влиться в звуковой поток. С одним условием – не делать вдох одновременно с соседом, а до или после него, чтобы звук не прерывался и был ровным. Когда певцы делают вдох по очереди, по цепочке, дыхание называется цепным. Дикция, артикуляция, слово Мы знаем, что песня будет звучать выразительно, если красиво округло вести мелодию. Но если плохо произносить слова, песня не получится. Никто не поймет, о чем в ней поется. Поэтому вы должны научиться четкому произношению, т. е. дикции, артикуляции. Артисты на сцене драматического театра, даже если говорят шепотом, их слова понятны и слышны в любом уголке зала. Дети часто произносят слова неясно, глотают звуки, поэтому бывает трудно разобрать смысл сказанного.Для выработки ясной, четкой дикции есть специальные упражнения- скороговорки. Мы будем произносить их быстро и по нескольку раз. Старайтесь, чтобы губы и язык энергично работали, как бы обрисовывали каждый звук.Корабли лавировали, Лавировали, да не вылавировали.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.Сшит колпак, да не по-колпаковски, Слышит колокол, да не по-кололоковски.Для выработки ясной и четкой дикции можно спеть шутку-прибаутку На лугу и две песенки Песенка про дикцию, Испечем мы булочки МА, МА, МЭ, МЭ, МИ, МО, МУ,Два теленка на лугу,РА, РА, РЭ, РЭ, РИ, РО, РУ,Щиплют сочную траву.ГРА, ГРА, ГРЭ,ГРЭ ,ГРИ, ГРО, ГРУВолки прячутся в лесу.ДА, ДА, ДЭ, ДЭ, ДИ, ДО, ДУ,Я к телятам побегу.ЗА, ЗА, ЗЭ, ЗЭ, ЗИ, ЗО, ЗУ,От волков постерегу.НА, НА, НЭ, НЭ, НИ, НО, НУ,Очень я телят люблю.ЛЯ, ЛЯ, ЛЕ, ЛЕ, ЛИ, ЛЕ, ЛЮ,Их водичкой напою.Выразительность исполненияВо время пения важно научиться понимать, о чем поется в песне. Ребята должны уметь объяснить каждое слово, рассказать содержание песни. Надо вкладывать смысл в каждое слово, делать остановки между фразами, выделять главные слова. Если кто-то из ребят не понимает некоторых слов, нужно объяснить их. Речь должна быть четкой и выразительной. В песне смысл так же важно донести до слушателя, как и в стихах. В жизни мы слышим разную музыку. Музыка бывает быстрая и медленная, веселая и грустная. Темп музыки связан с ее характером. Если мы слышим колыбельную песню, мы не спутаем ее с маршем или танцем. Петь колыбельные песни нужно тихо, ласково и протяжно. При исполнении таких песен нужно следить, чтобы меняющиеся гласные звуки не были разными, а плавно переходили один в другой, как ручеек в речку. Если петь, следя за своим исполнением, песня будет звучать красиво и выразительно. Подвижные песни поются быстро и весело, четко выговаривая слова.Чтобы понять смысл песни, нужно хорошо проработать текст: посмотреть какие слова являются главными в песне. Прочитать текст песни так, чтобы каждое слово наполнилось смыслом, оживилось интонацией, выделились фразы, появились смысловые остановки.После такой работы надо спеть песню, стараясь точно и выразительно передать ее характер и настроение.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся.
творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся;
постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
использование легких физических упражнений в процессе занятия, что снимает мышечные напряжения
В работе над интонированием важно учитывать все аспекты:
музыкальный (распознавание, запоминание музыкального материала),
вокальный (умение воспроизводить этот материал).
Учитывать физиологию, психологию.
Модель составляющих чистого интонирования
Все эти составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом. Их развитие позволяет добиться правильного, чистого исполнения.
Техническое оснащение:
Точно настроенный инструмент;
Качественно звучащие носители (аудио, CD, DVD);
Качественные минусовые фонограммы;
Усилитель, колонки, микрофоны;
План - конспект открытого занятия по вокалу детского вокального объединения
Школьные годыГруппа 7-9 лет. 1-й год обучения ТЕМА: Разучивание песни Песенка про дыхание.ЦЕЛЬ: Учить детей правильно дышать во время пения.ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальный инструмент.ПЛАН ЗАНЯТИЯ:1. Упражнения для развития слуха.2. Дыхательная гимнастика.3. Артикуляционная гимнастика.4. Распевки.5. Разучивание песни Песенка про дыхание: а) слушание; б) беседа: - О чем песня?- Какого характера?- Быстрая или медленная?- Веселая или медленная? 6. Анализ работы. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.Упражнения для развития слуха. Мелодия движется верх, вниз или на одном звуке. Послушайте и пропойте на слог ля движение мелодии. Теперь не глядя на клавиатуру, определите движение мелодии. (Дети определяют)2.Дыхательная гимнастика.1 упражнение. Давайте сделаем резкий вдох через нос (рот закрыт), задержим дыхание на несколько секунд и резкий выдох через рот. Повторим упражнение несколько раз.2 упражнение. Представим, что мы надули воздушный шарик, а он оказался дырявый, поднесем его к уху и мы услышим, как воздух выходит через отверстие со звуком ССССС. А теперь мы надуемся, как воздушные шарики и со звуком ССССС равномерно будем сдуваться.3. Артикуляционная гимнастика. 1 упражнение. А сейчас мы с вами пасемся на лугу. Что делают коровы на лугу? (Жуют траву.) И мы с вами будем жевать закрытым ртом, активно работая челюстью и ртом.2 упражнение. Почистим зубки своим языком. Проведем вкруговую языком по внешней стороне зубов справа налево (рот закрыт).4. Распевки.1.Закрытым ртом потянуть один звук, затем этот звук переводим в гласные У - О - А - Э - И. То же самое на другой высоте.2. Я по лесенке шагаю.Поступенное движение мелодии дети сами определяют и показывают рукой сначала 4 ступени вверх, а затем вниз. Поем эту распевку.3. Зайка - попрыгайка.Дети определяют движение мелодии, показывают рукой, затем поют.4. Мой котенок. Более сложная распевка со скачком в чистую квинту.
5. Разучивание песни. А сейчас, ребята, прослушайте песню и скажите: О чем эта песня? Какого она характера? (Ребята слушают и отвечают на вопросы). Мы с вами ее разучим. Я пою фразу, повторяете за мной и т. д.Работа ведется по фразам. Определяем движение мелодии в сложных местах и прохлопываем ритмический рисунок.Поем весь куплет.6. Анализ работы. Итак, чем же мы сегодня занимались на занятии?1) Определяли на слух движение мелодии.2) Делали дыхательную и артикуляционную гимнастику. 3) Пели попевки.4) Слушали Песенку про дыхание.5) Разучили 1-й куплет песни.План – конспект открытого занятия по вокалу детского вокального объединения школьные годыСредняя группа 10-12 летТЕМА: Работа над двухголосным произведением. ЦЕЛЬ: Учить детей чисто петь в ансамбле, развивать гармонический слух.ОБОРУДОВАНИЕ: Инструмент.ПЛАН ЗАНЯТИЯ.1. Дыхательная гимнастика.2. Артикуляционная гимнастика.3. Распевка.4. Работа над двухголосием.
ХОД ЗАНЯТИЯ:1. Дыхательная гимнастика. Исходное положение, стоя ровно руки вытянуты вперед на уровне груди. Активный вдох, руки развести в стороны. Активный выдох, руки скрестить впереди. И так несколько раз.2. Артикуляционная гимнастика. На слова ВАО, ГАО, ДАО нижняя челюсть полностью свободно открывается и закрывается. Голова ровно, а затем с наклонами в правую сторону, перед собой, в левую сторону.3. Распевка.1) На одном звуке со слогами МА, МЭ, МИ, МО, МУ.2) Поступенное движение вверх, вниз ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ.3) Скачки- пение по звукам развернутого трезвучия.4) Упражнение на диафрагму, с резким выталкиванием звуков: 5) Распевка на протяжный звук (кантилена).СОМНА-А-А-АМБУЛА3. Работа над двухголосием. (На прошлых занятиях партии были разучены отдельно.) - Сейчас мы с вами будем соединять партии первой фразы. Но сначала каждая партия пропоет мелодию этой фразы в медленном темпе и каждый слог отдельно, как сделаю это я (показываю).Потом то же самое, но по моей руке, останавливаясь на интонационно сложных местах. После этой работы пробуем соединить в двухголосие первый интервал. Сначала поочередно, каждая партия по руке берет свой звук в разном порядке, например:1-я, 2-я, , 2-я, 1-я. Затем одновременно, интервал нужно удержать и послушать. Если получается не чисто или не уверенно, опять каждая партия пропевает свои звуки поочередно, а потом вместе. После такой работы интервал должен прозвучать чисто и устойчиво.- Первый интервал у нас прозвучал хорошо, пробуем выстраивать следующие интервалы 1-ой фразы в медленном темпе и по моей руке. Если не получается сразу соединить 2 партии, работу поочерёдно, на звучании 1-го голоса, подсоединить 2-й. После того, как звучание будет довольно стройным, соединяются обе партии.В конце работы можно пропеть фразу в среднем темпе.-На следующем занятии мы закрепим эту фразу и продолжим работу над 2-ой фразой.
Приложение.Песенка про дыхание. Слова Н. Журавленко Музыка Э. Тетериной1. Это очень интересно научиться песни петь.Но не каждому известно, как дыханием владеть.
2Мягким делать вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.Да смотри, не отвлекайся сделай вдох - замри потом.
3. Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста.
РОССИЯ
Слова и музыка Р.Гуцалюк
1
Я люблю тебя Россия,
Край мне с детства дорогой,
Где звенит под небом синим
Колокольчик луговой.
ПРИПЕВ: Ой, ти-ли, ти-ли,ли-лю-ли
Ой, ти-ли, ти-ли, ли-лю
Ой, ти-ли, ти-ли, ли-лю-ли
Ой, я тебя люблю!
Ой, я тебя люблю!
2
Я люблю тебя, Россия,-
Здесь такой народ живёт!
И знакомая тропинка
Быстро к дому приведёт. / 2 раза
ПРИПЕВ: (тот же)
3
Я люблю тебя, Россия,
И берёзок хоровод.
Ты всегда гостей встречаешь
У раскрытых у ворот. / 2 раза
ПРИПЕВ: Ой, ти-ли, ти-ли,ли-лю-ли
Ой, ти-ли, ти-ли, ли-лю
Ой, ти-ли, ти-ли, ли-лю-ли / 2 раза
Ой, я тебя люблю!
Литература
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990 г.
Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Советский художник, 1966 г.
Вершинина Г.Б. …Вольна о музыке глаголить…, М., Новая школа, 1996 г.
Карп П. Младшая муза, М., Современник, 1997 г.
Куберский И., Минина Е. Энциклопедия для юных музыкантов, СПб, 1997 г.
Мамонтова Л.И. Образы в музыке, СПб, 1995 г.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
Москвина С. Педагогика будущего – синтез искусств. СПб, 1995 г.
Пеня Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся//Начальная школа. 1987, №3
Покровский Б. Путешествие в страну ОПЕРА, М., Современник, 1997 г.
Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике, М., Классика – ХХI, 2004 г.
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль, Академия развития, 2006 г.
13. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977,
Список литературы для учащихся:
Все о музыке - познавательная литература для мальчиков и девочек, М., Астрель АСТ, 2001 г.
Беседы о музыке, сост. О.Очаковская, вып. 1, М., 1996 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (психологический очерк), М., 1992 г.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов – книга для учащихся, М., Просвещение, 1989 г.
Миньона – музыка в русской прозе (вторая половине XIX века), М., Музыка, 1991 г.
Москвина С. Педагогика будущего – синтез искусств. СПб, 1995 г.
Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1979 г.
Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1 год обучения, 2 год обучения, СПб, Валери СПД, 1998г.
Покровский Б. Сотворение оперного спектакля – 60 коротких бесед об искусстве оперы, М., Детская литература, 1985 г.
Полунина В.Н. Искусство и дети: из опыта работы. М., 1988 г.
Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., Советский художник, 1881 г.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М., Прогресс, 1978 г.
Стихи о музыке – русские, советские, зарубежные поэты – сборник, М., Советский композитор, 1986 г.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я – занимательное чтение с картинками и фантазиями, СПб, 1997 г.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1997 г.
Чувство ритма
Дикция
Звукообразование
Звуковедение
Певческое дыхание
Возрастные
изменения
Психологические
особенности
Физиологические
особенности
Музыкальная память
Музыкальный
слух
Чистое интонирование