"Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Автор: Решетова Ирина Владимировна

Консультация для родителей«Артикуляционная гимнастика – это веселополезно и интересно» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш правильно произносил звуки, его губы, язык должны быть гибкими, умелыми и сильными, должны удерживать положение, совершать многократные переключения с одного упражнения на другое.Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.Артикуляционная гимнастика проводится:- в детском саду во время индивидуальной работы;- в детском саду самостоятельно;- с родителями дома.В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее  значимые:1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
  • выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
  • упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
  • вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
  • комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
  • проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
  • удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
  • следить за качеством выполнения упражнений;
  • желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
  • не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
  • Упражнения артикуляционной гимнастики:1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно - то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.