"Скороговорки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Скороговорки"
Автор: Карпова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образованияДом детского творчества № 3Дидактический материал «Скороговорки»Автор - составитель: Карпова Елена Николаевнапедагог дополнительного образованияИваново, 2018СКОРОГОВОРКИК отработке скороговорок надо подходить поэтапно. Например:1 этап. Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно проговорить сразу же очень быстро - заблуждение! Этим вы только портите свою дикцию! Сначала проговаривайте скороговорку (слово, сочетания слов, сложные для произношения) медленно, будто по слогам. Правильность произношения - главная задача момента. Для примера возьмём скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложности здесь – это путаница в очерёдности произношения «р», «д» и «т». Соответственно, разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая звуки: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». То есть сначала медленно отрабатываются проговариванием наиболее сложные места скороговорки.2 этап. Когда вы сможете выговорить уже всю скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте её артикуляцию. Можно при этом попросить близкого человека прочитать скороговорку по вашим губам.3 этап. Отработав артикуляцию, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но чёткими! Представьте себя суфлёром в театре: ваш шёпот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.4 этап. После того, как вы чётко прошептали скороговорку, настало время проговорить её вслух. Произносите медленно. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!5 этап. Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией. И лишь потом демонстрируйте ускорение произношения.Данный сборник скороговорок может быть полезен педагогам, родителям, а также любому работающему над своей дикцией. Он не претендует на филологическую широту, ни на логопедическую дидактичность - материал подбирался лишь по соображениям морали и практической пользы, выстраиваясь совершенно формально по алфавиту.ААх, вы, сени, сени,Вышел в сени сонный Сеня.И в сенях споткнулся Сеня,И кувырк через ступени.А мне не до недомогания.ББык тупогуб, тупогубенький бычок,У быка бела губа тупа.Был в саду переполох -Там расцвел чертополох.Чтобы сад твой не заглох,Прополи чертополох.Бегают две курицы прямо на улице.Белые бараны били в барабаны.Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.Белой даже не была.Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась.Березонька коренистенькая,По корню - криволистенькая,По середке - суковатенькая,По вершинке - высококудреватенькая.Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, Пойду к Лавру – Лавру про Фрола навру.Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат.Борона боронила неборонованное поле.Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.ВВбили кол в частокол. Подприколошматили.Валя на проталинке промочила валенки.Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.Вырастил Толя тополь за полем.По полю, по полю, шел к тополю Толя.В залежах железа лежит жезл из желе.Вез корабль карамель,Наскочил корабль на мель,Матросы две недели карамель на мели ели.В ночной тиши у камыша чуть слышен шорох камыша.В шалаше шесть шалунов.Вот так Ермак - посеял мак,Расцвел мак. Вот так Ермак!Пожал мак, смолотил мак,Продал мак - вот так Ермак!Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.В огороде Фекла ахала и охала,Уродилась свекла не на грядке - около.Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,Жаловалась Фекла: - Заблудилась свекла!В знойном полеЧерез перекати-полеПрыгали перепелаС перепелятами.Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?Веселей, Савелий, сено пошевеливай.В Переславль послали посылку, для последующей пересылки.Везет Сеня Саню с Соней на санках.Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,Соню в лоб, с санок все в сугроб.Вася косил косилкой спелый овес.Везет на горку Саня за собою сани.Ехал с горки Саня, а на Сане сани.Выговаривая скороговорки,Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.Валин валенок провалился в прогалинок.В живом уголке жили ежи да ужи.Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.В уголок Алёна села, у Алёнки много дела.В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.Водовоз вез воду из-под водопровода.Ветеp елками шумит, ежик наш домой спешит.В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.