«Организация развивающей предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию в группах старшего дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация развивающей предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию в группах старшего дошкольного возраста»
Автор: Проценко Елена Игоревна
Развивающая предметно-пространственная среда
в рамках социально-коммуникативного развития
Выполнила воспитатель:
Проценко Елена Игоревна
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в нашем детском саду, мы учитывали возраст детей, их знания и интересы.
Так, социально-коммуникативное направление развития детей представлено следующими Центрами активности:
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр безопасности
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Основываясь на интересах детей в группе были созданы условия для сюжетно-ролевых игр, таких как:
- семья (Дом, семья) ;
-образование(Детский сад) ;
- здоровье (Скорая помощь, Поликлиника, Больница) ;
- торговля (Магазин) ;
- строительство (Строительство, Строим дом);
- развлечения, общественные места (В кафе) ;
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Для систематизации знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении совместно с родителями были оформлены макеты Мой район, Перекресток, где дети знакомятся с понятиями сквер, перекресток, с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Для закрепления знаний и умений о безопасности поведения на дорогах совместно с родителями создана книга- Лэпбук Правила знать, беды миновать. В группе имеется множество игр по дорожной безопасности. Для формирования навыков безопасного поведения в быту были проведены беседы Один дома, Потерялся, Заблудился. С помощью игр и ситуаций у детей сформировано умение обращаться за помощью к взрослым.
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :
• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
• Организации труда с небольшими группами детей.
• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Старательно, аккуратно стараются выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитываю желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми и уважение к труду взрослых. Продолжаю знакомить детей с различными профессиями.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. . Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые.. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.
Детский сад представляет собой социальный мир в миниатюре, поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт . Именно в детском саду учитываются возрастные особенности развития дошкольников, стимулируется социальное развитие детей, формируются навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывается у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область Социально-коммуникативное развитие. Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области Социально-коммуникативное развитие:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образованиянеоднократно указывает напозитивную социализациюребенка, развитиеположительного самоощущенияи формированиепозитивного отношенияк деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не толькообеспечение эмоционального благополучия дошкольника иполучение нового опыта с радостью и удовольствием.Понятие позитивная социализация следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействоватьс окружающими людьми, достигатьобщих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность,учитывая потребности и интересы других.
Речь, в данном случае, являетсякомпонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в нашей группе, мы учитывали возраст детей, их знания и интересы.
Так, социально-коммуникативное направление развития детей представлено следующими Центрами активности:
- Центр сюжетно-ролевых игр..
- Центр безопасности
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Основываясь на интересах детей в группе были созданы условия для сюжетно-ролевых игр, таких как:
- семья (Дом, семья) ;
-образование(Детский сад) ;
- здоровье (Скорая помощь, Поликлиника, Больница) ;
- торговля (Магазин) ;
- строительство (Строительство, Строим дом) ;
- развлечения, общественные места (В кафе) ;
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Для систематизации знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении совместно с родителями были оформлены макеты Мой район, Перекресток, где дети знакомятся с понятиями сквер, перекресток, с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Для закрепления знаний и умений о безопасности поведения на дорогах совместно с родителями создана книга- Лэпбук Правила знать, беды миновать. В группе имеется множество игр по дорожной безопасности. Для формирования навыков безопасного поведения в быту были проведены беседы Один дома, Потерялся, Заблудился. С помощью игр и ситуаций у детей сформировано умение обращаться за помощью к взрослым.
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :
• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
• Организации труда с небольшими группами детей.
• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Старательно, аккуратно стараются выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитываю желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми и уважение к труду взрослых. Продолжаю знакомить детей с различными профессиями.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.
А.С. Макаренко, великий русский педагог, был убеждён, что правильное воспитание во многом определяется семьёй. Он писал: “Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Строю свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьями воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа группы с родителями. Общаюсь с родителями ежедневно, ведь именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Стараюсь найти индивидуальный подход в работе не только с детьми, но и с родителями. Общаясь с родителями, пытаюсь чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Применяю различные формы работы с родителями такие как: занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных –вместе с родителями ,дни общения ,дни добрых дел, совместное создание предметно развивающей среды. Родительские гостиные. Немалую роль играет наглядно-информационное оформление .Самое интересное и привлекательное это организация досуга родителей вместе с детьми. Таким образом, всей своей работой доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.