«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в работе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в работе
Автор: Зуева Наталья Сергеевна
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в работе учителя-словесника»Зуева Н.С., учитель русского языка и литературы,ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат г. Петровска»В указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России Владимир Путин сделал акцент на «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, уважении национально-культурных традиций, истории народов России».Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает актуальное значение в связи с сложившейся международной и внутриполитической обстановкой в России.Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности – любовь, семья, Родина.Приобщение детей к истокам национальной культуры, традициям, обычаям своего народа – важный и необходимый компонент формирования духовно-нравственных качеств личности, культурного и патриотического воспитания.Опять обратимся к истокам. Где искать учителю помощника?Народные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка дома и в школе.Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Одним из средств передачи традиции являются песни.Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.Сказки являются важными воспитательными средствами. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приметы, осуждения. Это первая школа для ребенка.Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.Масленица – переломная пора, любимый народный праздник. Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, естественной частичкой бытия. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.Какова же роль учителя-словесника? Могу обозначить её как роль «сеятеля разумного, доброго, вечного», ибо, цитируя Преподобного Варсонофия Великого: «Что здесь посеешь, то там пожнешь».Неисчерпаемые художественные сокровища хранят в себе художественные тексты русской классической литературы, где показана вся глубина, все неуловимые оттенки движения души человеческой - и лучезарные взлеты, и тяжкие мрачные падения.Огромное влияние литература оказывала и оказывает на весь строй души русского человека, на его умонастроение и, в конечном итоге, на судьбу нации.Говоря о духовно-нравственном наследии, мы опираемся на его основы.Откуда русский человек черпает тот самый дух, ту силу, что помогает выстоять во всех жизненных ситуациях?Конечно, это Православная вера. С 988 года распространяясь по Руси, вера преображала людей и создавала культуру. Именно вера собирала славянские племена и помогала им ощутить себя единым народом.Художественное произведение всегда имеет положительных и отрицательных героев. А что определяет поведение человека? – Вера в Бога. (Швабрин в «Капитанской дочке» - отрицательный герой. Почему? – «А он и в Бога-то не верует!- говорит Василиса Егоровна).При изучении житийного жанра древнерусской литературы мы имеем богатейшие возможности для воспитания чувств высокой гражданственности и патриотизма. Привлекая Интернет-ресурсы, можно создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами, например, Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, провести по нему экскурсию, найти ответ на вопросы «Почему Преподобный Сергий Радонежский является од-ним из самых почитаемых святых на Руси?», «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?».На уроке литературы в 7 классе невозможно не обсуждать слова А. Платонова, звучащие в рассказе «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Разговор на эту тему можно провести в форме урока - суда над персонажем «случайным прохожим», решая проблему, кто виноват в смерти Юшки. На таком уроке ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужны ли в современном мире сочувствие и сострадание.Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщий патриотизм, желание уберечь родную землю, свой дом, чувства обыкновенного человека становятся понятнее, ближе и роднее на таких уроках. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - значит уберечь ребенка от многих неурядиц на егожизненном пути.Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую духовную и познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал.Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог – родное слово».Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащими сказуемым» (8 кл.) – «Родная сторона - мать, чужая – мачеха»; «Родина - мать, умей за неёпостоять»; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) – «Своя земля и в горести мила»; «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) –«Родина краше солнца, дороже золота»; «Любовь к Родине сильнее смерти» и т.д.При изучении раздела «Лексика» предоставляется возможность использовать работу со словарём и в воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей?Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.Например, в 7 классе мы познакомились с ребятами с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызвало массу различных чувств у моих учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали этой бедной несчастной собачке. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным.Приведу ещё один пример. В 8 классе мы изучали следующие произведения: Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви». Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев и во многом дети были не согласны с тем, герои ведут себя по отношению к другим людям. После изучения этих рассказов учащимся было предложено написать сочинение на тему «Что такое совесть, честь, достоинство?» Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на высоко моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком. Прочитав их работы, я сделала для себя вывод, что в какой-то мере в этом есть и моя заслуга и заслуга наших великих классиков. Значит ещё не все потеряно, и мы сможем возродить в детях добрые чувства.Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии. Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.