Метапредметное образование как инновационная деятельность ДПО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метапредметное образование как инновационная деятельность ДПО
Автор: Смирнова Анна Леонидовна

Метапредметный подход в образовании
-Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как Развивающее обучение Эльконина-Давыдова; Мыследеятельностная педагогика, Коммуникативная дидактика и т.д.
Что такое метапредмет?
“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Надпредметная (но не межпредметная) деятельность на уроке.
-Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.
-Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
-Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
-Метапредметные результаты(по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
-Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
-Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.
Рассмотрим отличие традиционного урока от метапредметного
Этапы урока
Традиционный
Метапредметный
1. Объявление темы урока
-тему сообщает учитель
-тему формируют учащиеся
2. Сообщение цели и задач урока
-сообщает учитель
-формируют учащиеся, определив границы знания и незнания
3. Планирования деятельности учащихся
-Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели
-сами планируют способы достижения цели
4.Практическая деятельность учащихся
-под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности
-учащиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует
5. Осуществление контроля
Контроль осуществляет учитель
-Обучающиеся сами осуществляют контроль. Применяются формы взаимного контроля, самоконтроля. Учитель консультирует.
6.Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию
Учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)
7 оценивание обучающихся
Учитель оценивает учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
8 Итог урока
-учитель выясняет у обучающихся что они запомнили
Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя)
Домашнее задание
-Объявляет и комментирует задание одно для всех
-Обучающиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей:
1. Базовое
2. Повышенный уровень
3. Творческое
-Материал урока в учебнике рекомендуется переорганизовать в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер. Ребенок не только решает определенную задачу, но и логически объясняют ход решения, контролирует и проверяет себя, (производит самооценку).
-Основная задача метапредмета Знак: формирование у школьников способности схематизации.
-Основная задача метапредмета Знание: формирование способности работать с понятиями.
-Основная задача метапредмета Проблема: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
-Основная задача метапредмета Задача: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Особенности метапредметного занятия:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Примеры метапредметных категорий (метатемы):
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Порядок и хаос.
9. Знание и незнание.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.