"Помоги птицам зимой"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Помоги птицам зимой"
Автор: Пудовкина Жанна Викторовна
Социальный проект для начальной школы«Помоги птицам зимой»Срок реализации проекта: октябрь - март 2017-2018 уч.г.Авторы проекта: учащиеся 2 «В» класса МКОУ «СОШ № 9 г.Аши (с профессиональным обучением)»Руководитель проекта: учитель начальных классов Пудовкина Жанна ВикторовнаАша, 2017г.ОглавлениеПаспорт проекта с.3-5Пояснительная записка социально-педагогического проекта с.5-7Ресурсное обеспечение проекта и основные риски с.7Этапы реализации проекта с. 7-8Описание проекта с. 9-10Заключение с.11-12Паспорт проектаПояснительная записка В настоящее время экологическое воспитание и образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с ухудшением экологической ситуации на Земле. Чем раньше ребенок осознает свою ответственность за сохранение природы и заботу о ней, тем лучше будет экологическая обстановка в мире. Экологическое воспитание не должно быть ограничено беседами на уроке, практическая деятельность детей во внеклассной и внешкольной работе способствует формированию позиции защитника природы. Можно ли начать экологическое воспитание с 1 –го класса, когда дети только пришли в школу и не имеют того запаса знаний, умений и навыков, которым обеспечены старшие школьники? Конечно же, да. Природная любознательность детей, творческая активность и жизненный опыт воспитанников детского сада помогут первоклассникам участвовать в экологическом проекте «Помоги птицам зимой». Воспитание и развитие ребенка не возможно без активного и сознательного участия со стороны родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Проблема проекта:Почему некоторые птицы улетают зимой?Какие птицы остаются зимовать?Какая роль человека в жизни птиц зимой?Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам? Какие виды птиц занесены в Красную книгу? Гипотеза проекта: если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.Вид проекта: групповой, долгосрочный.Цель проекта: экологическое воспитание и образование детей при организации совместной деятельности родителей и учащихся по изготовлению кормушек для птиц. Задачи проекта: Углубление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, о способах подкормки птиц зимой. Расширение представлений детей и родителей о видах кормушек и способах их изготовления из подручного материала.Воспитание бережного отношения к природе, заботы и милосердия по отношению ко всему живому. Формирование познавательного интереса и творческой активности у учащихся в природоохранной деятельности. Ожидаемый результат:- ученики, имеющие представление о зимующих птицах, умеющие совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. - ребёнок, знающий, каким кормом подкармливать птиц, постоянно подкармливающий птиц зимой;- родитель - активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Методы и приёмы:1. Наблюдения;2. Сбор информации;3. Работа с литературой;4. Экскурсии;5. Обработка собранной информации;6. Творческая работа.Участники проекта: учащиеся 2 – В класса и их родители, классный руководитель 2- В класса Пудовкина Ж.В.Ресурсное обеспечение проекта Риски: кормушки могут быть поломаны подростками, бродячими животными. Этапы реализации проекта5. Описание проекта1. Теоретический этап Задачи: изучить дополнительную литературу о птицах и определить зимующих птиц средней полосы;узнать какие кормушки для птиц можно изготовить из подручного материала;найти информацию о том, чем питаются птицы зимой;узнать, как птицы приспосабливаются к зимним условиям. На дворе стоит зимняя стужа. Все замело снегом. Реки и озера покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птицы погибают от голода и холода. Воробьи, голуби и вороны держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах. Они любят жить в смешанных лесах, устраивают гнёзда в старых беличьих гнёздах, в дуплах дятлов. Зимой птички часто ищут ночлег возле жилых домов. В трудный зимний период птицам могут помочь только люди! Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб! Вывод: в нашей местности зимуют только те птицы, которые уже приспособились к выживанию в суровых и снежных зимах.2.Практический этапЗадачи: - сделать с помощью родителей и развесить кормушки для птиц на пришкольном участке. -содержать их в чистоте, следить за тем, чтобы в кормушках постоянно был корм. При наличии корма птицы способны перенести даже сильные морозы. Поэтому так важны кормушки для птиц! Кусочки сала и мяса (несоленое) - для синиц. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Воробьи любят просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири с удовольствием полакомятся гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам намного труднее, чем летом. За это они будут нам благодарны и помогут защитить наши сады весной и летом от вредных насекомых.Изготовление кормушки Конечно, сейчас можно купить в магазине готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями, которые могут только отпугнуть птиц.Виды кормушек.Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под соков или молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном большую пластиковую бутылку.Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.Даже из старой строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку, если снабдить ее крышей из фанеры. Такую кормушку можно подвесить на ветвях деревьев рядом с вашим домом или в парке. Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно установить на балконе или прикрепить при помощи проволоки к стволу дерева. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16м этаже. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.Вывод: зимующие птицы - постоянные гости кормушек, если в них постоянно есть корм, который подходит птицам.Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано5 групп.Группа исследователей:Собирали информацию об особенностях птицПровели наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.Изучили, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы.Группа литераторов: отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Знаешь ли ты птиц?». выступили с беседой в «Школе будущего первоклассника»Группа изобретателей: самая многочисленная - разрабатывала проекты птичьих кормушек , собирала материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Показали презентацию «Сделай кормушку» . Результатом являются изготовленные кормушки..Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирали материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе. Отчёт представлен в виде листовок- обращения , коллекции фотографий, картинок для оформления проекта.Группа наблюдателейПеред ними стояли такие задачи:- наблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам;-вести учет количества птиц, которые чаще прилетают к контрольной кормушке.3. Этап наблюденияЗадачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха и подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке;наблюдать за поведением птиц.Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи, клюют зерна и хлебные крошки. Прилетают веселые синички, сороки и вороны неуклюже садятся на середину кормушки и жадно хватают большой кусок хлеба. Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы.Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем количество птиц, прилетающих в более тёплую погоду к кормушкам. Птицы успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Количество птиц посещающих кормушки в зоопарке было большим, чем количество птиц на пришкольном участке. Птицы очень пугливы и реагируют на шум и крик, они улетают, даже не наевшись корма. В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири. Заключение После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам.В нашем крае зимуют не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых зимних условиях. В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, галки. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду и голоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, развешивая кормушки и регулярно насыпая корм. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб. После того как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками. Мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, дятлы, воробьи, синицы, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего дятлов. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.