Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Автор: Найдёнова Елена Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 города Вольска Саратовской области»Исследовательский проект по русскому языку и литературе.Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Выполнила ученица 8 «Б» класса Мещерякова Ксения Проверила Найдёнова Е.А., учитель русского языка и литературы.2017 -2018 учебный год.Содержание.
  • Из истории вопроса.
  • Общие сведения об односоставных предложениях.
  • Противопоставление двусоставных и односоставных предложений.
  • Типы односоставных предложений:
  • определенно-личные предложения;
  • неопределенно-личные предложения;
  • обобщенно-личные предложения;
  • безличные предложения;
  • инфинитивные предложения;
  • назывные предложения.
  • Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  • Заключение.
  • Литература.
  • Паспорт проекта 
  • Название проекта:
  •  
  • Автор проекта:
  • Руководитель проекта:  
  •   4. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, литература    5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8 класс  6. Тип проекта по масштабу применения: индивидуальный  7. Тип проекта : информационно-исследовательский 8 Гипотеза -  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, помогают передать душевное состояние героя, способны привлечь внимание читателей к наиболее важному в пьесе. 9. Цели и задачи:
  • обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
  • исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении;
  • закрепить умения различать виды односоставных  предложений в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего;
  • показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя;
  • пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор».
  • 10. АктуальностьВыполненную работу мы  считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству Н.В.Гоголя. Изучение данной темы помогает раскрыть  богатство языковых средств русского языка. Таким образом, данная работа нашла своё практическое применение и на уроках литературы при изучении пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», и при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе.Из истории вопроса.Большое внимание односоставным предложениям в русском языке уделил  А.А. Шахматов. Называя одночленные предложения односоставными, А.А. Шахматов в соответствии с общим пониманием коммуникации как психологической основы предложения дает новое толкование предложению с одним главным членом: «Член предложения, соответствующий по своему значению сочетанию субъекта с предикатом, мы назовем главным членом, главным членом односоставного предложения; в односоставных предложениях, таким образом, не нашло себе словесного выражения то расчленение, которое с несомненностью обнаруживается в самой коммуникации». Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели предложения приводит А.А. Шахматова к определению односоставной структуры по аналогии с двусоставным предложением, т.е. к сближению ее главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. При этом ученый замечает: «Главный член бесподлежащных предложений по форме соответствует сказуемому двусоставного предложения. Но, конечно, это не сказуемое, точно так же как в односоставных подлежащных предложениях нельзя говорить о подлежащем». Отсюда и непоследовательность в шахматовской классификации односоставных предложений: подлежащные, бесподлежащные, вокативные и безличные, причем к подлежащным относятся и генитивно-именные, и предложно-именные предложения. Недостаточно четко выявив сущность односоставности, А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений ( например, классификация безличных предложений). В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный семантико-структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих по форме синтаксических явлений, то в этом отношении еще не достигнуто единство во взглядах.Общие сведения об односоставных предложениях.Односоставные предложения - это особый семантико-структурный тип простого предложения. В отличие от двусоставных они имеют один главный член, который одновременно и называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, передает отношение к действительности. Этот главный член является единственным организующим центром предложения. Отсутствие второго главного члена отнюдь не свидетельствует о неполноте предложения, это его семантико-структурная специфика.Различаются следующие разновидности односоставных предложений: 
  • определенно-личные (глагольные), 
  • неопределенно-личные (глагольные),
  •  обобщенно-личные (глагольные),
  •  безличные (глагольные и именные), 
  • инфинитивные (глагольные),
  •  назывные (именные).
  • Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется главный член дополнительными словами или нет.Противопоставление двусоставных и односоставных предложений.Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу:
  • Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.
  • Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).
  • Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».Драматические произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене. Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них и используются чаще всего односоставные предложения. Писатель характеризует героя в драматическом произведении только через поступки и речь. Поэтому мы так внимательно следили за речью всех персонажей, но в первую очередь за речью Городничего и Хлестакова, следили за тем, как меняется их речь в зависимости от ситуации и какие односоставные предложения использует при этом автор. Сегодня мы обобщим свои наблюдения.В 1 действии Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими».Он делает им замечания, даёт советы, в выражениях не стесняется. При этом в его речи в начальственном тоне преобладают односоставные определенно-личные предложения как простые, так и в составе сложных с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица. Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием…Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь.Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места.Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте.Господи, помилуй нас, грешных!Затем в речи Городничего появляются нотки страха и в его репликах преобладают безличные и неопределенно-личные предложения. Просто нам плохо будет, а не туркам. Арестантам не выдавали провизии!…молодого скорее пронюхаешь.Ступай сейчас же за частным приставом…Ступай на улицу… или нет, постой! Ступай принеси… Беги сейчас возьми десятских, да пусть каждый из них возьмет…Ах, боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору.…и нанесут всякой дряни!\Выводы:- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.Во 2 действии речь идет о конкретном лице – Хлестакове, дается его жизнеописание, используются элементы комического изображения. Речь героев определяется ситуацией, в зависимости от которой в ней сочетается страх и гонор.Выводы: - в речи слуги Хлестакова - Осипа используются в разных формах односоставные определенно-личные предложения Вот не доедем, да и только, домой!Эй, Осип, ступай, посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший…Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду,…Далее в речи Осипа появляются неопределенно-личные и безличные предложения, показывающие его зависимость и подчинение Да зачем же бы мне валяться?Чего изволите?Несут обед.В речи Хлестакова в разговоре со слугой преобладают определенно-личные предложения, что показывает его господское высокомерие.На, прими это. (Отдает фуражку и тросточку.) А, опять валялся на кровати?Врешь, валялся; видишь, вся склочена.Посмотри, там в картузе табаку нет?Ты ступай туда.Там скажи… чтобы мне дали пообедать.Предложения в тексте вслух и в сторону различаются: в репликах Хлестакова появляются безличные и неопределенно-личные предложения , когда он размышляет о том, что с ним произошло.Ужасно как хочется есть! А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Так хочется, как еще никогда не хотелось. Тьфу! (плюет) даже тошнит, так есть хочется.Появление городничего несколько меняет ситуацию, но по использованию определенно-личных предложений виден страх градоначальника, у городничего речь – маска, Хлестаков искренен в речи.Мне пришлют из деревниЭк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Дайте, дайте мне взаймы! Покорнейше благодарю.Сделайте милость, садитесь. (Добчинскому.) Садитесь, прошу покорнейше.Сделайте милость, садитесь.Нужно быть посмелее.Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. …прикинемся, как будто совсем и не знаем,…Да, рассказывай, не знал, чем заплатить? (Вслух.)Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?А? и не покраснеет! (в сторону). Прошу посмотреть, какие пули отливает! и старика отца приплел! (Вслух.) И на долгое время изволите ехать?(в сторону). Славно завязал узелок! Врет, врет — и нигде не оборвется! (Вслух.)Справедливо изволили заметить.…ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего,…Иногда что-нибудь хочется сделать, почитать или придет фантазия сочинить что-нибудь, — не могу: темно, темно.Осмелюсь ли просить вас…Не рассердитесь — ей-богу, от простоты души предложил.Покорно благодарю.…как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.Не угодно ли будет вам осмотреть теперь некоторые заведения в нашем городе, как-то — богоугодные и другие?Прошу покорнейше, пожалуйте! В 3 действии Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел себя видеть на самом деле и как он видится себе в мечтах, и в его речи становится меньше односоставных предложений, а предложения, которые используются им, односоставные определенно- личные с глаголом- сказуемым в форме 1 лица ед. ч. изъявительного наклонения, применяются, чтобы как можно красочнее приврать о себе. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее.Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедатьПозвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу.А один раз меня даже приняли за главнокомандующего…Литераторов часто вижу.Уж и названий даже не помню.Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь.. А любопытно взглянуть ко мне в переднюю,…Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш… Много определенно-личных предложений используется в диалоге Хлестакова с Анной Андреевной – женой Городничего, только при этом глагол-сказуемое используется больше в форме 2лица, мн.ч. повелительного наклонения. Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет…Скажите как!Скажите, так это вы были Брамбеус? Выводы:- речь Хлестакова показывает его полное бессмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого;- в композиционном отношении сцена вранья Хлестакова является кульминацией. В его вранье очевиден гротеск (фантастическое сочетание ужасного и смешного);- видя отношение к Хлестакову других персонажей, можно сказать, что его они сами и «короновали», т.е. представили его себе ревизором. 4 действие начинается с «парада чиновников», где происходит «саморазоблачение» героев. При этом в большом количестве используются односоставные определенно-личные предложения с глаголом в форме 2 лица мн.ч. повелительного наклонения и безличные предложения Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять.Смотрите…Слушайте…Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… Здесь, как я вижу, можно с приятностию проводить время.Боже, боже! вынеси благополучно; так вот коленки и ломает.Знаете ли что? дайте их мне взаймы.Помилуйте, как можно!Садитесь, садитесь. Не хотите ли сигарку? Вот огонь, закурите.А! а! не хотите сказать.Слава богу! не извольте беспокоиться…В разговоре со слугой в речи Хлестакова используются определенно-личные предложения с глаголом в форме 1 лица ед.ч., что показывает его хозяйский тон.Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила!Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. На, отнеси.Посмотри, что за шум.Чтобы показать волокитство и проводы Хлестакова, используется большое количество определенно-личных предложений.Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который… Осмелюсь ли спросить вас..Нет, мне хотелось бы знать,…Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.Марья Антоновна, не сердитесь!Простите же, простите!Ах, встаньте, встаньте! Ну вот видишь, дура, ну вот видишь…Не буду, маменька. Право, вперед не буду.Не могу верить: изволите шутить, ваше превосходительство!Отдайте, отдайте!Ну, благословляй!Изволите ехать?Не смеем никак удерживать, в надежде благополучного возвращения.…давай его сюда, клади вот так! Теперь давай-ка с этой стороны сена.Теперь садитесь, ваше благородие!Выводы: - «наивные» саморазоблачения героев создают комический эффект; - нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность также способствуют поддержанию комического.В 5 действии речь городничего полна грубых, простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов, герой  скинул маску почтенного начальника города. При этом Городничим используются и определенно-личные предложения и назывные особенно для оскорбления купцов и Бобчинского и Добчинского в конце комедии. Ну, признайся откровенно…Призови-ка сюда, брат, купцов!Постойте ж, голубчики! А, черт возьми, славно быть генералом!…случится, поедешь куда-нибудь…Обедаешь где-нибудь у губернатора,…Что, голубчики, как поживаете?Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят!Не гневись! И закаемся вперед жаловаться. …только теперь смотри держи ухо востро!Ну, ступай с богом!Антона Антоновича поздравляю.Душевно поздравляю вас, Анна Андреевна, с новым счастием.Имею честь поздравить, Анна Андреевна!Плачу, плачу, просто рыдаю. Покорнейше прошу садиться, господа! Эй, Мишка, принеси сюда побольше стульев.Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте.…не оставьте покровительством! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.Заключение.В ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели:обобщен изученный материал об односоставных предложениях, изучен и проанализирован текст комедии «Ревизор» с закреплением умения различать виды односоставных предложений, определяя способы выражения сказуемого и подлежащего; показано значение речи персонажей для характеристики героя. Вследствие проделанной работы можно сделать вывод о замечательных способностях Н.В.Гоголя угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его, применяя при этом огромное количество односоставных предложений , с помощью которых показывая эмоциональное состояние говорящего и его отношение к окружающим. Литература
  • Русский язык, 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011, 237 с.
  • Учебно-методическое пособие к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 8 класс». – Издательство «Экзамен»Москва, 2009 г .
  • Литература. 8 класс. Москва. «Просвящение». 2009г
  • В.В. Бабайцева. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.