«Эколого-эстетическое воспитание детей в процессе общения с природой»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Эколого-эстетическое воспитание детей в процессе общения с природой»
Автор: Земскова Марина Петровна

Тема: Эколого-эстетическое воспитание детей в процессе общения с природой
Работа учителя начальных классов, Земсковой марины Петровны, МБОУГШИ №2. г. Ногинск, Московская обл.
Содержание.
Введение.
Роль природы в эстетическом воспитании
Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы.
Организация и наблюдение, практические работы по экологии.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала эколого-эстетической культуры осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю[2].
С.Н. Николаева И.А. Рыжова, В.Т. Фокина, подчеркивают что экологическое воспитание это процесс приобщения ребенка к основанной обществом экологической культуре. Цель его - сформировать у дошкольника представление о самом себе как о части универсальной природной целостности, выработать внутреннюю экологическую меру его деятельности в природе [7].
1. Роль природы в эстетическом воспитании
А.М. Федотова говорит, что основа экологического воспитания обучение детей умению устанавливать связи и закономерности, имеющиеся в природе. А В.Г. Фокина указывает, что экологическое воспитание следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. В основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу[5].
Природе принадлежит особое и весьма важное место. Красота природы является первоисточником красоты в искусстве, её удельный эстетический вес велик, т.к. прекрасное в природе всегда перед глазами и нужно только уметь видеть и чувствовать его.
Совместное переживание красоты природы сближает детей, налаживает между ними душевные отношения, зарождает чувство общности, единство мыслей, желаний, способствует воспитанию гуманного отношения к природе, что часто выражается в активной защите и охране. Из этого следует, что эстетическое воспитание посредством природы есть процесс сущностного становления и духовного формирования человека.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. И.Г. Песталоцци мыслитель и педагог рассматривал природу как источник, благодаря которому ум поднимается от чувственных смутных восприятий к четким понятиям, а познание разных природных явлений происходит в единстве с овладением искусством речи. Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, видели в природе мощный источник знаний, лекарство для развития ума, чувств, воли [3].
К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания и всестороннего развития детей. Его размышления по этому вопросу, многократно сказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и сейчас. К.Д. Ушинский отмечал, что именно в детстве надо прививать ощущения самые острые и самые сильные [6].
Как утверждает П.Ф. Каптерев, начальное обучение и воспитание детей есть природа, ее объекты и явления, стоящие близко к интересам и пониманию детей дошкольного возраста.
Роль природы в разностороннем воспитании детей так же освещалась в педагогической и методической литературе в советский период развития педагогики. К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева видели возможности природы в усовершенствовании родной речи, в развитии у детей наблюдательности и эстетических чувств, обозначая, что только природа передает образцы вечной и жизненной красоты.
Также в разработке вопросов эстетического воспитания большая роль принадлежит Е.А. Флериной. Е.А. Флерина показывает, что надо как можно больше включать ребенка в мир родной природы, т.к. впечатления, приобретённые в детстве, на всю жизнь откладываются в чувствах и мыслях человека [1].
В.А. Сухомлинский одной из важных задач системы воспитания видел в том, чтобы научить человека жить в мире прекрасного, сделать красоту мира одной из его потребностей. На первом месте в решении данной проблемы, по мнению В.А. Сухомлинского, стоит природа. Говоря о природе как о важном воспитательном факторе, накладывающим свой отпечаток на педагогический процесс, педагог отмечает, что с одной стороны, природа как мир, в котором рождается ребенок, познает себя и окружающую действительность, облегчает воспитательную работу, а с другой стороны, усложняет ее, так как делает ее богаче, многограннее.
Э.И. Залкинд, Л.В. Компанцева, К.М. Лепилова подчеркивали, что явлениям природы характерны эстетические качества, которые оказывают воздействие на чувства человека и доступны осмыслению их дошкольниками. Выявляемые при общении с природой чувства, показывают немалое влияние на формирование у детей оценок и предпочтений ко всему происходящему вокруг. Рассматривая данную проблему, ученые-педагоги приходят к выводу, что есть тесная взаимосвязь между непосредственным наблюдением природы и эстетическим восприятием произведений искусства. Живые впечатления от красоты природы оказывают влияние на полноценное восприятие произведений искусства [8].
Для полноценного восприятия произведений искусства важен запас жизненных наблюдений, опыт активного отношения к окружающему. Так А.Г. Ковалев подчеркивает, что процесс понимания художественного образа представляет собой не что иное, как процесс накладывания имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемый объект. Поэтому чем больше наблюдаемого материала, чем ярче его воображение, тем глубже восприятие произведения.
Природа, как эстетический феномен вместе с эстетически преобразующей деятельностью человека, представляет собой один из источников возникновения и развития эстетического отношения к действительности. Причем в нынешней экологической обстановке эстетическое отношение к природе обретает особый смысл, являясь, по мнению Б.Т. Лихачева, составной частью экологического сознания.
Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы.
Умение видеть природу достигается только при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой [7].
Положительное влияние природы нужно соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.
Под воздействием природы, эстетическим отношениям к ее явлениям у дошкольников формируется художественное мышление, вырабатываются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Следовательно, значимым путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое способствует углублению эстетических впечатлений.
Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных, слышать живой голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий важно направлять внимание детей на разнообразие красок природы, их изменение и гармонию, вызывать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.
В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.
В. А. Сухомлинский указывал на необходимость включения ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
3. Организация и наблюдение, практические работа по экологии
Рассмотрев опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы пришли к выводу применять следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
- Создать в дошкольном учреждении условия для экологического воспитания: развивающую среду, фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организовать экологическое пространство: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната природы. Подобрать и расставить растения в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудовать их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
- Организовать и оборудовать экологические пространства на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, уголки нетронутой природы (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
- Создать условия для труда дошкольников и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.
- Сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
- Наблюдения в повседневной жизни - ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработать циклы наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организовать и проводить опыты с объектами природы, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдать за изменениями природных объектов, прослеживать и обсуждать их взаимосвязь со средой обитания.
- Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдения за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
- Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
- Проведение различных типов занятий по ознакомлению детей с природой: первично-ознакомительные, углубленно познавательные обобщающие, комплексные. Главная роль словесных методов при обучении на занятиях. Развитие обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Использование детской природоведческой литературы, в целях экологического воспитания.
- Проведение детских праздников экологического содержания, разработка сценариев. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
- Организация прогулок, экскурсий, походов с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
Итак, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Заключение
Эколого-эстетическое воспитание – одно из областей эстетического воспитания, возникающее на стыке педагогики, психологии, искусствознания, общественных и естественных наук. Его главная цель - воплотить в жизнь эстетические и этические нормы отношения человека к природе. Его задачи: научить человека воспринимать, оценивать, отбирать эстетические объекты в природе; видеть их место и роль в целостном эстетическом поле, включающим в себя окружающую среду, искусство, труд, общественные отношения; развивать креативность личность и общества.
Понимание эстетической природы окружающей среды, знание этических норм, критериев ценностей лежат в основе ее охраны, определяют экологическое поведение.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания
Литература
1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
5. Пономарева, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической аттракции современного образования / Л.И. Пономарева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая психология. – 2005. – № 6. – С. 115-120.
6. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. – СПб: Петроградский и К, 1995. – 352 с.
7. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб: МАНЭБ, 2002. – 380 с.
8. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.
10