Воспитательный потенциал современной образовательной среды


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательный потенциал современной образовательной среды
Автор: Шестернина Мария Сергеевна

Шестернина М.С.,преподаватель.ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»,г. КировградВоспитательный потенциал современной образовательной средыВ настоящее время наблюдаются кризис семьи, детства, социальная неустроенность части населения, усиление агрессивности социальной среды. Поэтому образовательным учреждениям различного уровня приходится реализовывать следующие функции:
  • социально-адаптивную (включение обучающихся в реальные социальные отношения, развитие социальной мобильности личности);
  • социально-преобразующую (подготовка к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций);
  • социально-защитную (забота о детях, обучающихся, которым семья и общество не смогли создать нормальные условия для жизни и развития);
  • сберегающую здоровье (психологическая адаптация и реализация в социуме);
  • культуропреемственную (приобщение к культуре в широком смысле слова) [3, с. 4].
  • Но основная ключевая функция, дополняющая образование и обучение в целом, воспитательная.Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса, к организации педагогической деятельности в сфере воспитания. Знание этих подходов необходимо как педагогу-исследователю, так и педагогу-практику — ведь деятельность и того, и другого должна быть в первую очередь концептуальной, методологически и теоретически обоснованной [2, с. 15].Всего выделяют традиционную, гуманистическую и гуманитарную парадигмы воспитания. Но приверженность преподавателя той или иной концепции не обеспечивает полноценное освоение студентом социальной культуры.Необходимо связать в один процесс образование и воспитание. Образование как процесс предполагает многообразную личностно ориентированную деятельность, обеспечивающую самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности, как таковой [5, с. 10]. Для современного образования крайне важно поддерживать унитарность воспитания и образования, не слепо следовать стандартам и правилам. Например, по ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) учебная программа подготовки специалистов среднего звена может содержать до 30 процентов предметов вариативной части, это могут быть такие учебные дисциплины, как «Конфликтология», «Деловое общение», которые могут помочь сформировать, скорректировать или расширить воспитательный потенциал обучающихся. Уроки по таким учебным дисциплинам должны содержать не только изложение теоретического материала, а нести существенную воспитательную нагрузку, разносторонне развивать личность обучающегося и корректировать его морально этические нормы.Кроме теоретико-содержательной, вербальной и невербальной стороны учебных занятий, воспитательный потенциал образования можно раскрыть с помощью педагогических технологий и методик обучения.Методика профессионального обучения - это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии специальных средств регуляции обучающей деятельности педагога. В процессе формирования и развития профессиональных знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности обучающегося. Профессионально-личностное взаимодействие преподавателя и обучающихся тесно переплетается с содержательно-деятельностной стороной обучения, образуя с помощью специально разработанных средств учебно-воспитательную ситуацию, оказывающую действенное влияние на результаты обучения [6, с. 10].Педагогическая технология представляет собой в той или иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направленную на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования [1, с. 7].Среди всех технологий можно выделить игровую технологию. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4, с. 127]. Игровые технологии помогают выстроить крепкую взаимосвязь между образованием и воспитанием, дают возможность выполнять сразу несколько функций современного образования.В своей профессиональной деятельности использую элементы игровых технологий. Например, по учебной дисциплине «Деловое общение» на практическом занятии обучающимся предлагается, примерить на себя роль «министра» образования, здравоохранения, промышленности. Студенты путем переговоров с другими «министрами» должны, согласно заданию преподавателя, развить свою сферу деятельности на должном уровне. С помощью этой педагогической игры обучающиеся не только учатся вести переговоры, строить правильно переговорный процесс, но и учатся общаться и взаимодействовать с другими с уважением, не допуская конфликтных ситуаций. Можно сделать вывод, что современная образовательная среда имеет существенный воспитательный потенциал, но как его реализовать и с помощью каких методик и технологий, зависит от возможностей и мотивированности преподавателя. Список использованной литературы:
  • Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с.
  • Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с.
  • Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. — 4-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
  • Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. – 307 с.
  • Эрганова Н. Е.Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.