Композиция стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Композиция стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"
Автор: Кострова Юлия Сергеевна

Методическая разработка урока литературы в 6 классеКомпозиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й классЦели и задачиОбразовательные:
  • усвоение учащимися понятия композиция произведения;
  • усвоение понятия эпиграф.
  • Развивающие:
  • развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения;
  • развивать приемы анализа ;
  • развивать эмоции;
  • развивать культуру речи;
  • Воспитывающие:
  • обеспечивать воспитание патриотизма;
  • содействовать воспитанию коллективизма;
  • воспитание творчества.
  • На доске.Композиция произведения – построение произведения, расположение и соотношение его частей.Эпиграф – цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению.Ход урока1. Организационный момент.2. Постановка задач.– Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда. А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка за сегодняшний урок.Подпишите свой лист. (Ф.И.)– А сейчас послушайте стихотворение Владимира Набокова и определите его тему.(Стихотворение наизусть читает ученик.)Как часто, как часто я в поезде скором.Как часто, как часто я в поезде скором  сидел и дивился плывущим просторам  и льнул ко стеклу холодеющим лбом!..  И мимо широких рокочущих окон  свивался и таял за локоном локон  летучего дыма, и столб за столбом  проскакивал мимо, порыв прерывая  взмывающих нитей, и даль полевая  блаженно вращалась в бреду голубом.  И часто я видел такие закаты,  что поезд, казалось, взбегает на скаты  крутых огневых облаков и по ним  спускается плавно, взвивается снова  в багряный огонь из огня золотого,- и с поездом вместе по кручам цветным  столбы пролетают в восторге заката,  и черные струны взмывают крылато,  и ангелом реет сиреневый дым.   – Кто определил тему этого стихотворения? (Скорый поезд.)– А как называется дорога, по которой ходят поезда? (Железная дорога.)3. Формулировка темы и цели.– Пропустите вторую строку вашего маршрутного листа и в третьей строке запишите словосочетание железная дорога.Можно написать большими буквами, цветными карандашами, фломастерами.– Как это словосочетание соотносится с темой нашего урока?– Раз это название произведения, как его нужно написать? (В кавычках.)– Действительно, сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.А. Некрасова “Железная дорога”. И будем не просто читать произведение, но и анализировать его построение. Как называется построение произведения? (На доске определение.) (Композиция.)– А если мы хотим выяснить отличие данной композиции от других, ее особенный образ, как это назвать? (Своеобразие.)– Сформулируйте целиком тему нашего урока.Тема: “Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога””.– Запишите тему урока в маршрутный лист.– Какова же цель урока?Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части.4. Новый материал.1) Работа с эпиграфом.– Что предваряет текст стихотворения (эпиграф).(Табличка со словом эпиграф вывешивается на доску. Дети заносят слово в маршрутный лист.)– Что такое эпиграф (определение на доске).– Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.)– В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)– Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.)– По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист.Работа в парах.– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.)– А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения.– Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Свисток.)2) Чтение и анализ первой части.(Первую часть читает наизусть ученик.)– С чем вы познакомились? (С первой частью стихотворения.)– Составляем композицию произведения. Запишем: первая часть.– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)– Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)– Каким стихотворным размером написано стихотворение? (4-х стопный дактиль.)– Дактиль очень напоминает стук колес поезда.– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения.3) Анализ второй части.– Движемся дальше. (Свисток.)– Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.)– Что хотел показать здесь автор? (Правду.)Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду?– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)– Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги?– Послушаем сообщение из истории, кто строил эту дорогу и в каких условиях. (Пять учащихся дают сообщения из истории.)На работы подрядчики нанимали как , так и . Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать  в качестве . Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово.Большинство строителей вербовались на период с 1  по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках. длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 м³ грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние.Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой , в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на .Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга  – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании.– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)– Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)– Все ли выдерживали такие условия работы?– В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.)– На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)– Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.– Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)– Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)– Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.– Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ…)– А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)– Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть?Работа в парах.– Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части?Физкультминутка.4) Чтение и анализ третьей части.– Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше. (На доске вывешивается табличка: третья часть.)– Читаем третью часть. (Читает заранее подготовленная ученица.)– Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.)– Озаглавьте эту часть. Запишите название.– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)– Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?Работа в парах.– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?5) Чтение и анализ четвертой части.– Мы подходим к последней части стихотворения. (Вывешивается: четвертая часть.)– Читаем четвертую часть.– Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)– А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.)– Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.)– Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения?– Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)Работа в парах.– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить?6) Вывод:– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)– А так ли гармонично все в мире людей?– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)– При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный?– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)На доске:Генерал Мужики-строителиЛобазник– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)– И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с жел Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени езными дорогами в России.– А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.)Альберт, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.– Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.– Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы.Домашнее задание:Выучить из второй главы три последние строфы со слов: “Эту привычку к труду благородную…”