Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков на уроках швейного дела.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков на уроках швейного дела.
Автор: Кольдяева Светлана Леонидовна

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в специальной
(коррекционной) школе является подготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей, поэтому, на первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих подлинное, достаточно успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:
- низкая познавательная активность;
- недостаточная сформированность умственных действий;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
- недоразвитие мелкой моторики рук.
В то же время психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности.
В процессе обучения труду обучающиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов и на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда. Трудовое обучение в системе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из центральных мест наряду с обучением родному языку и другим предметам. Коррекционное направление трудового обучения и воспитания ставит перед учителем более трудные задачи. Целесообразность коррекционного трудового обучения и воспитания вытекает из особенностей построения трудовой деятельности человека. Способность обучающегося успешно овладевать приемами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания в основном определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга.
Коррекция недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудовой деятельности – задача специфическая. Решение коррекционных задач в специальной (коррекционной) школе происходит одновременно с другими задачами обучения на том же учебном материале.
Коррекционную работу в специальной (коррекционной) школе следует рассматривать в качестве необходимого компонента обучения. Она должна включать обучающихся в учебную деятельность, которая существенно продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание воспитанниками учебного материала, непосредственная связь теоретических знаний с практической работой, развитие самостоятельности обучающихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты, формирование положительных мотивов обучения.
Учитывая особенности психики воспитанников специальной (коррекционной) школы, необходимо иметь в виду, что коррекция должна быть направлена в первую очередь на совершенствование их умственных действий, обеспечивающих внутреннюю организацию процесса труда.
Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
В основе моего опыта лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения. Поэтому я считаю необходимым не ограничиваться использованием сохранившихся способностей воспитанниц на уроках швейного дела, а стараюсь обеспечить рост фонда этих способностей, прежде всего за счёт развития "ущербных" сторон.
Актуальность опыта состоит в том, что технический прогресс неуклонно ведёт к замене трудоёмких ручных операций машинными, повышается уровень требований к работникам всех специальностей. В связи с этим подготовку обучающихся специальных (коррекционных) школ только к выполнению простейшей механической работы нельзя считать оптимальной, если есть возможность полноценно готовить их к труду более сложному.
Посредством специальных коррекционных методов и приёмов я активизирую и совершенствую психические процессы детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный вопрос школы по социальной реабилитации выпускников, разрешает противоречия между желанием воспитанниц подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности и их ограниченными возможностями здоровья.
Специальность швея - мотористка приемлема для моих воспитанниц по следующим причинам:
-доступность в связи с тем, что длительное время выполняется одна или
несколько операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка;
-отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок;
-эта профессия чаще всего предполагает работу на большом предприятии с устоявшимися традициями. Рабочее место швеи – мотористки находится в цеху на виду всего коллектива. Это положительно действует на наших выпускниц: они общаются с товарищами по работе, участвуют в общественной жизни, бывают на экскурсиях, что создает перспективы не только для профессионального, но и для духовного роста;
-овладение элементарными навыками пошива изделий (постельное белье, ночные сорочки, халаты и т.д.) необходимых для дальнейшей жизни девочек.
Хорошо известно, что одна из особенностей специальной (коррекционной) школы заключается в неоднородности состава воспитанников. Г. М. Дульнев, указывая на это обстоятельство, писал: … такое разнообразие состава учащихся является вполне закономерным, свойственным для данной школы явлением. Вспомогательная школа была и будет по составу своих воспитанников такой школой, в которой проблема дифференцированного подхода в обучении всегда выступает с необычайной остротой.
Воспитанники нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта:
дети с незначительным снижением интеллекта и с сохранной эмоционально – волевой сферой, например, ученицы 9-А класса – К. М., Ш. Е., И. Ж., ученица 8класса – Л. Е., ученица 7 класса- П. О. Дети с дефектами эмоционально- волевой сферы, в результате чего они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке, например, учащиеся 9 класса – П. М., Е. С., учащиеся 8 класса- Ч. Е, Д. К, Ю. Ю.
Дети с моторной недостаточностью, например, учащиеся 9-А класса – Д. К., З. А.
При обучении я использую различные приемы. Первая группа – группа сильных девочек, хорошо успевающих. Эта группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.
Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: Какую операцию ты выполняешь?, заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно. Особого внимания требуют ученицы П. М., Д. К., Щ. А. Поставишь перед ними цель, будет удовлетворительный, иногда-хороший итог.
Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так одним воспитанницам достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.
Эффективность урока швейного дела можно значительно повысить, используя стандартные технологии в сочетании с инновационными технологиями, благодаря которым активизируется деятельность обучающихся и повышается их интерес к учебе.
На каждом практическом занятии обучающиеся должны знать определенное задание, а так же знать, что им следует сделать и сколько времени они могут затратить на его выполнение с учетом их индивидуальных особенностей. Это не только организует, но и дисциплинирует воспитанниц, влияет на повышение качества и производительность труда, повышает их ответственность.
Данный опыт можно рассматривать как усовершенствование коррекционных приёмов, направленных на развитие обучающихся мелкой моторики, умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе трудовой деятельности.
Обучение воспитанниц швейному делу направлено на достижение следующих целей:
-создание условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество;
-развитие качеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия в производительном труде,
-коррекция недостатков их психофизического развития;
-применение знаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству для расширения возможностей обучающихся, воспитанников при работе на предприятиях, а также для оформления их собственного быта и самообслуживания.
Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
При обучении воспитанниц швейному делу мною ставятся задачи:
-формировать умение планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты;
-освоить технологию пошива простейших изделий, построения чертежей;
-корригировать и развивать психические процессы;
-воспитывать культуру труда;
-способствовать формированию практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях
В процессе решения этих задач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной, волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Для формирования жизненно необходимых практических умений и навыков, необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому необходимо применение специальных коррекционных методов и приемов.
Методы и приёмы.
- Развитие внимания
- Развитие умения планировать свою работу.
- Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие речи.
ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
Развитие внимания
Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.
С целью развития внимания использую следующие приёмы:
мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и результатов труда;
стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение; упражнения на развитие произвольного внимания.
Лучше всего заинтересовать воспитанниц, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, сшить фартуки для школьной столовой, повязки для дежурного класса или сшить ночную сорочку маме в подарок. Внимание детей поможет удерживать ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации: "Сшитую ночную сорочку подарите маме. Мама очень обрадуется. Она будет гордиться своей дочкой.
С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве передышки между работой.
Карточки с заданием заготавливаются заранее, но чаще дети рисуют под диктовку. Такая работа полезна, так как требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала.
Карточка 1.
Младшие ученицы под диктовку рисуют знакомые предметы, а старшие - изделия по теме (схематично).
Например,
вычеркнуть поясные изделия;
подчеркнуть плечевые изделия;
обвести нагрудно-поясные изделия.
Важно менять количество и размеры предметов, чтобы задание всякий раз воспринималось как новое. Можно вводить элементы соревнования на быстроту, на точность.
Карточка 2
"Кодирование". Буквы закодированы цифрами по алфавиту.
Задание: написать словарные слова, пользуясь кодом.
Карточка 3
Задание: внимательно рассмотреть, во что одета девочка, вызванная к доске. Ученицы закрывают глаза, я меняю на ней какую-либо деталь. Воспитанницы должны отметить, что изменилось?
Карточка 4
Работа с образцами ткани также развивает внимание учениц. Раздаю карточки или конверты с образцами ткани. Нужно сравнить образцы или разложить образцы по волокнистому составу.
Ответь: "Из каких тканей можно сшить ночную сорочку?" (юбку, платье, брюки и т.д.)
Развитие умения планировать работу
Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направленно на воспитание умения решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ограниченными возможностями здоровья предварительные этапы как бы выпадают или находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.
Так, из-за недоразвития умений ориентироваться в задании, планировать работу, девочки вынуждены часто обращаться за помощью. В результате чего они мало продвигаются в своем развитии, у них формируется привычка к бездумной, несамостоятельной работе.
Просьба учителя "Рассмотрите внимательно образец" не даёт результата. Способу анализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Для начала я ставлю перед обучающимися определённые вопросы, корригируя ответы, добиваюсь максимальной активности воспитанниц. Затем они описывают изделие самостоятельно. В случае затруднений помогаю, но в итоге требую полного правильного самостоятельного анализа.
План анализа швейного изделия (ночная сорочка):
Какое изделие мы изучаем?
Какие ткани используются при пошиве ночной сорочки?
Из какой ткани мы будем шить сорочку?
Какими свойствами обладают х/б ткани?
Назовите детали ночной сорочки;
Назовите срезы деталей ночной сорочки;
Какие швы применяются при пошиве ночной сорочки?
Вопросы помогают ученицам точно, последовательно, анализировать изделие. В поисках ответов воспитанницы учатся активно думать, рассуждать.
Эффективным методом развития ориентировочных умений служит эвристическая беседа, во время которой ученицы дают словесную характеристику изделия с опорой на натуральный образец; его описание по плану или по опорным словам. Анализ образца на уроке осуществляется неоднократно, но делается это не в целях механического запоминания деталей, а для создания наиболее полного образа изделия, которое предстоит выполнить. К старшим классам воспитанницы хорошо ориентируются в задании и могут самостоятельно дать анализ изделию.
Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при планировании работы по пошиву изделия я ставлю такие вопросы:
С чего начать работу?
Что будем делать потом?
Что уже выполнено?
Что осталось сделать?
Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности.
При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, я манипулирую карточками плана и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива таким образом?" Добиваюсь, чтобы воспитанницы ясно представляли себе, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.
В работе над планом приучаю девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.
У воспитанниц формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.
Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение
Восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл, воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтому необходимо формировать восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлять их дефекты.
Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.
Например, при изучении нового материала по теме "Стежок вперед иголку", воспитанницам раздаю карточки с двумя видами этого стежка. Задаю вопросы:
Как выглядит стежок на лицевой стороне?
Как выглядит стежок на изнаночной стороне?
Чем отличаются стежки в верхней строчке от стежков в нижней строчке?
Равен ли размер стежка расстоянию между стежками?
Таким образом, ученицы изучают внешний вид, разновидности и способ выполнения стежка.
При изучении темы "Стачной шов" демонстрирую карточки с образцами ручного стачного шва и машинного стачного шва. Рассматривая образцы, ученицы отвечают на такие вопросы:
Какая строчка выполнена ровнее?
Стежки, какой строчки расположены чаще и имеют одинаковую длину?
Какая строчка прочнее? (Потянуть образцы руками поперёк строчек).
Ответив на вопросы, обучающиеся делают вывод: машинная строчка ровнее и красивее ручной, стежки её одинаковые по длине и расположены чаще, поэтому она более прочная.
При изучении свойств тканей также использую данный приём. Сравнивая образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, воспитанницы выясняют, что хлопчатобумажные ткани мягче, тоньше, осыпаемость нитей меньше, сминаемость почти одинаковая, по отделке и расцветке могут быть различными.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья труднее сравнивать по признаку сходства, поэтому я применяю такой методический приём, как введение третьего объекта с резко отличительными признаками, который наталкивает воспитанниц на выделение сходства признаков первых двух.
При изучении фасонов фартуков показываю образцы (рисунки) фартуков с притачным поясом и цельнокроеный фартук. Сравнивая образцы, обучающиеся замечают, что в цельнокроеном фартуке нагрудник выкроен вместе с нижней частью.
Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают воспитанниц в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготовлено достаточное количество карточек по различным темам. Карточки типа: Какой предмет на этом рисунке "лишний". Сравни изделия. Сравнивая объекты, воспитанницы устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.
При проверке знаний также использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанниц при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.
Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от воспитанниц не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.
Развитие мелкой моторики
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении любой программной темы. Тренирует пальцы рук работа иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.
При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатываю с ученицами отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.
Иногда, особенно у младших школьниц, рука бывает настолько вялой, что не удерживает карандаш, иглу, ножницы, поэтому основной помощью такому ребёнку является передача моторного стереотипа действия (манипуляция руками ребёнка).
Для развития мелкой моторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка. При работе иглой, ножницами учитываю состояние воспитанниц и никогда не даю им эти инструменты, если они расторможены, возбуждёны или агрессивны. Это касается и работы на швейной машине.
Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же руки. Эти упражнения способствуют развитию координации движений, укреплению мышц руки. В старших классах проводится более сложная пальчиковая гимнастика.
Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанниц, связанное с приложением достаточных мышечных усилий, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы, физ. минутки, музыкальные паузы.
Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.
Развитие речи
Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:
побуждение учениц к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием;
планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
взаимное инструктирование воспитанниц и взаимная проверка работы;
обсуждение готовой работы;
обучение умению написать к готовому изделию краткую аннотацию.
В 5 – 6 классах воспитанники ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а уже в старших классах я предлагаю им делать анализ образца индивидуально по специально разработанному плану.
Например, проанализировать назначение изделия, его основные детали, ткань, из которой сшито изделие, отделку и т.д.
Воспитанницы вносят поправки в ответ одноклассниц, доказывают правильность своих суждений. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность.
Использование описанных коррекционных методов и приёмов эффективны, т.к. обогащается чувственный опыт обучающихся, совершенствуется их внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения складываются в определённую систему.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В течение последних пяти лет я работаю над темой "Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков в трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела. Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности.
Моя цель – необходимость подготовки и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательности своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций.
Мои воспитанницы успешно обучаются профессии швеи – мотористки. На уроках швейного дела воспитанницами изготовлено много полезных изделий для школы: школьная форма для младших девочек, ночные сорочки, постельное белье, фартуки, косынки. Старшеклассницы проходят производственную практику на швейной фабрике Горизонт, что способствует их адекватному включению в технологически налаженное коллективное производство, ответственному отношению к работе и умению анализировать качество её выполнения.