Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звёздная почта"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звёздная почта"
Автор: Новикова Татьяна Ивановна

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования«Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» .Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Звёздная почта»Возраст обучающихся: 8-12 летПродолжительность реализации: 8 днейАвтор программы:педагог дополнительного образования Новикова Т.И. Хабаровск, 2018г.Пояснительная записка Представление многих людей, а особенно детей, о работе почты часто связано с образом почтальона Печкина из известного мультфильма. С почтовой сумкой на плече, пешком, а затем на подаренном велосипеде он доставляет посылки, письма, телеграммы, газеты и журналы – словом, передает известия людям. В древние времена эту роль выполняли гонцы, которые приносили сообщения, сначала устные (до изобретения письменности) и символические (предметы, знаки), а потом – письменные. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.Сначала люди использовали для передачи важной  . С появлением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Впервые письменное почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии и в Египте в виде глиняного письма, затем на папирусе. В Римской империи во времена правления Юлия Цезаря стали организовывать почтовые станции для перемены лошадей и отдыха гонцов. В те времена могли говорить: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная в таком-то месте». От латинского слова posita вероятнее всего произошло слово post — «почта». Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в . Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (, отделение), и корреспонденция. Современная почта - это единая система государственных почтовых предприятий, объединённых Всемирным почтовым союзом. Развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения. Люди уже не представляли своей жизни без почты, и система почтовой связи стала распространяться по всему миру. В 1820 году торговцем бумаги Бревером в  изобретён . Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск  в 1840 году в Великобритании. Первые почтовые карточки (открытки) появились в Австрии в 1869 году. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В 1874 году на I  22 страны, в том числе Россия, подписали  и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена , регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.Как и во всем мире, на территории Российского государства также развивалась почтовая связь. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. К началу возникновения письменности относятся сообщения на бересте, берестяные грамоты. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.  (почтовые станции) располагались друг от друга на расстоянии от 6 до 20 миль, или 40—100  (30-100 км). Для крестьян и посадских людей существовала  повинность возить гонцов и посыльных.При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711), Риге (1712), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана .В 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги, была введена доставка корреспонденции . В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».После 1917 года было образовано , куда входила почта и электросвязь. В 2002 году образовано Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», которое оказывает различные виды услуг населению нашей страны и по всему миру. В 2015 году общий объём почтовых отправлений достиг 200 млн. посылок, из них 130 млн. составили международные направления.В состав Хабаровского филиала Почты России входят 6 почтамтов. Услуги почтовой связи предоставляют 303 стационарные отделения связи, из них 192 расположены в сельской местности. Перевозка почты осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, водным, железнодорожным, воздушным. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.В почтовой отрасли Хабаровского края трудятся около 3 тыс. человек, из них 863 почтальона Специалистов для почты готовят в профессиональных образовательных учреждениях.В 1952 году по приказу Министерства связи СССР был открыт Колледж связи и информатики в г. Хабаровске. Он является многоуровневым учебным заведением, которое в настоящее время интегрировано в Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. ХФ ГОУ ВПО СГУТиИ ежегодно выпускает 85 специалистов почтовой связи. Все студенты в процессе обучения проходят практику в почтовых отделениях города Хабаровска. Почта Хабаровского края принимает активное участие во всех конкурсах, проводимых ФГУП «Почта России», направленных на привлечение внимания общественности к изменениям в работе почтовой службы. Школьники и учителя края активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» (более 300 писем ежегодно поступает в оргкомитет регионального этапа конкурса). Среди клиентов почтовой связи регулярно проводятся различные региональные конкурсы и почтовые акции.История развития почтовой связи – это часть общей культуры человечества. В 1986 году в Колледже связи и информатики города Хабаровска был создан музей истории связи (краевой музей связи). Этот музей является единственным музеем, показывающим историю развития и современное состояние всех видов связи на Дальнем Востоке - почты, телеграфа, телефона, радио и телевидения. Многие экспонаты - раритетные: первая почтово–кассовая машина - прототип «Онега», первый аппарат по приему заказных писем, первые автоматические штемпелевальные машины, макет первого почтового ящика. Существует также виртуальный музей почты, в котором содержится много уникальных экспонатов, представляющих интерес для каждого посетителя. В век информационных технологий люди все больше общаются с гаджетами, «зависают» в виртуальном пространстве, постепенно утрачивают «радость человеческого общения». Такую радость приносит как непосредственное общение «глаза в глаза», так и общение с помощью письма, открытки… Никакое электронное письмо или SMS не заменят дружеского послания, написанного и оформленного собственноручно на бумаге. Не «техническое», а реальное письмо может стать семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение, как написанные в годы Великой Отечественной войны фронтовые треугольники. Такой народной ценностью является письмо с фронта поэта Константина Симонова – стихотворение «Жди меня». Нельзя остаться равнодушным к письмам исследователя Дальнего Востока Геннадия Невельского к жене Екатерине Невельской. А разве можно пройти мимо писем выдающихся русских людей, как, например, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева или письма А.П.Чехова? В литературе существует эпистолярный жанр, основанный на письмах героев. Письма в произведениях русской литературы могут играть решающую роль в судьбах персонажей. Вспомним роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Вениамина Каверина «Два капитана». Обратить человека к человеку, развить способность к коммуникации, сформировать навыки культуры общения, повысить речевую культуру и практическую грамотность с использованием традиционных и современных средств – важные социальные проблемы. И большую роль в их решении может сыграть почтовая связь. Актуальность  программы обусловлена потребностями времени: сегодня человеку необходимо иметь представление о различных сферах деятельности в обществе, о профессиях, владеть навыками организации своей деятельности и работы группы, знать правила и владеть нормами устной и письменной коммуникации. И в условиях быстрого развития телефонной и электронной связи, электросвязи, радиосвязи, интернета почтовая связь остаётся одним из самых распространенных видов коммуникации и средств перемещения материальных ценностей. Не случайно с 2015 года ФГУП «Почта России» входит в список  России.Основное назначение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звёздная почта» состоит в том, чтобы участники смены узнали о неповторимых возможностях человеческого общения с помощью почты, освоили правила оформления почтовой корреспонденции, получили представление о работе почтового отделения и услугах, о специалистах почтовой связи. В условиях социально-ролевой игры участники организуют работу почтового отделения «Звёздная почта», ощутят себя специалистами различных подразделений предприятия почтовой связи (менеджер, контролёр, оператор, почтальон, курьер, консультант), научатся взаимодействовать в коллективе и с другими локациями, самостоятельно решать проблемы повышения востребованности почтовых услуг в современных условиях, выстраивать отношения с разными людьми. Такая практика станет неотъемлемой частью повышения общей культуры личности, развития метапредметных компетенций участников, одним из условий успешной социализации подростков. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.Отличительная особенность программы: возможность проявления и развития личностных качеств, метапредметных компетентностей подростков при участии в социально-ролевой игре, выполнении кейс-задания; мотивация на последействие в социуме. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что обучающиеся преодолеют сложившийся стереотип о невостребованности почты в современных условиях, получат необходимые знания об истории почтовой связи и о работе современной почты, о специалистах в данной сфере, научатся анализировать и планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе и с другими людьми, освоят приемы работы с корреспонденцией, разовьют информационно-коммуникативные компетентности. Работа на «Звездной почте» позволит каждому участнику почувствовать себя нужным специалистом предприятия. После освоения программы подростки смогут применять полученные знания и трудовые навыки в своем дальнейшем личностном развитии и социальном самоопределении, а также обучать данной деятельности других. Педагогическая целесообразность программы определяется сочетанием традиционных и современных методов, приёмов, средств обучения и форм организации деятельности обучающихся, в том числе основанных на применении технологии «обучение в сотрудничестве», информационно-коммуникационной технологии, кейс-технологии, проблемного обучения. При этом преобладает практическая деятельность обучающихся. Работа на «Звездной почте» позволит каждому участнику почувствовать себя не только важным специалистом предприятия, но и особенным, интересным человеком, значимой в обществе личностью; освоить навыки общения и взаимодействия с различными людьми в условиях временного детского коллектива. Программа предусматривает отбор форм, методов и приёмов, активизирующих личностное развитие подростков. Интерактивное обучение позволяет педагогу создать воспитывающее, личностно-развивающее пространство отношений и деятельности, благоприятные условия для активной самостоятельной работы участников, диалогического общения, формирования и развития компетенций личностного развития и метапредметных компетенций. В основе организации работы участников – идеи групповой деятельности. Индивидуально-групповая и коллективно-групповая формы организации деятельности участников активизирует их личностные функции: функцию изобретательности – способности к выбору; рефлексии – способности оценивать свои действия; функцию «бытийности» – поиска смысла жизни и творчества; формирующую функцию – формирование образа собственного «Я»; ответственности – «Я отвечаю за всё»; автономности личности (согласно технологии личностно ориентированного обучения). Занятия носят как информационно-познавательный характер с опорой на знания и опыт участников, так и развивающий, продуктивно-деятельностный характер на основе совместной работы в группе («команде»). Подростки получат возможность проанализировать собственный социальный опыт, обозначить сегодняшние проблемы почтовой связи и предложить пути их решения на основе выполнения кейс-задания и в процессе совместной трудовой деятельности на локации. Цель: создание условий для приобретения обучающимися опыта общения, социально-экономических отношений в сфере почтовой связи.Задачи:- расширить представление обучающихся об истории, услугах современной почтовой связи и профессиональной деятельности в данной сфере; -предоставить участникам возможность приобретения практических трудовых навыков при выполнении обязанностей специалистов локации «Звёздная почта»; -помочь подросткам приобрести опыт самоменеджмента и социально-экономических отношений; -способствовать проявлению и развитию у обучающихся творчества, инициативы, самостоятельности в процессе совместной деятельности;-развивать культуру взаимоотношений, способность к взаимодействию и коммуникации участников на основе этических норм в условиях временного детского коллектива; -создать условия для формирования у подростков мотивации на «последействие». Возраст обучающихся: 8-12 лет.Количество обучающихся в группе: 15 человек.Условия набора обучающихся: по желанию участников краевой профильной смены.Сроки реализации программы: 8 дней.Режим занятий: 2 академических часа ежедневно. Методы обучения:- информационные (словесные, демонстрационные);-управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа, алгоритмы);-практические (репродуктивные, проектные, кейсы, самостоятельная работа). налитические (анализ работы, итогов выполнения кейс-задания; рефлексия участников). Формы проведения занятий: индивидуально-групповая, парная, коллективно-групповая, фронтальная.Ожидаемый результат:- подростки получат представление об истории, услугах современной почтовой связи и специфике профессиональной деятельности в данной сфере;-участники смены приобретут практические навыки индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, тайм-менеджмента (самоменеджмента), опыт социально-экономических отношений; - подростки разовьют навыки устной и письменной коммуникации, культуры межличностного общения; -обучающиеся смогут проявить и развить лучшие личностные качества, творческие способности, инициативу и самостоятельность в процессе совместной деятельности;- у детей появится мотивация на «последействие», на применение и «приращение» полученных знаний и навыков в повседневной жизни, способность к обучению других.Способы определения результативности:педагогическое наблюдение и педагогический анализ деятельности обучающихся (проявление активности, самостоятельности, инициативы, творчества обучающихся на занятиях; выполнение различных ролей в группе, проведение консультации и мастер-класса для других участников, выполнение кейс-задания, анкетирование); педагогический мониторинг результатов работы и личностного продвижения участников группы (ежедневная оценка работы, итоговое анкетирование). Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: беседа, коллективный анализ и самоанализ, решение кейс-задания, индивидуальная и коллективная рефлексия, количественная и качественная оценка.Учебно-тематический планСодержание программы1.Кейс «Современная почта». Услуги почтовой связи. Представление многих людей, а особенно детей, о работе почты часто связано с образом почтальона Печкина из известного мультфильма. С почтовой сумкой, пешком, а затем на подаренном велосипеде он доставляет посылки, письма, телеграммы, газеты и журналы – словом, передает известия людям. Так оно и было до недавнего времени: основная услуга почты – работа с корреспонденцией, оформление и доставка периодической печати. Но если мы сейчас обратимся в почтовое отделение, увидим большой перечень услуг. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:
  • все виды услуг почтовой связи — действия по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) , а также по осуществлению  (под брендом «КиберДеньги»);
  • универсальные услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории России, по , регулируемым государством;
  • услуги международной почтовой связи, а также обмен  между иностранными почтовыми операторами (иностранными );
  • услуги по  почтовых отправлений, грузов и товаров, а также ;
  • услуги ;
  • услуги по распространению  на почтовых отправлениях и других видах продукции;
  • ;
  •  посредством договорных отношений с  в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи («Почта России» сотрудничает со , платежной системой «Яндексеньги» и другими финансовыми организациями);
  • услуги по доставке и выдаче  и других выплат целевого назначения, прием  и прочих платежей;
  • услуги по , доставке и распространению ;
  • организация изготовления, , издание и реализация государственных  и почтовой продукции,  России, , почтовых  и  (), , ;
  • услуги  и  телефонной,  и  связи, ;
  •  и  торговля различными товарами;
  • услуги таможенного , а также услуги по  и ;
  •  (предприятие издает журнал «Почта России», газету «Почтовые вести», а также является учредителем 14 региональных газет);
  • различные виды  услуг.
  • Предприятие занимает 97 % рынка доставки письменной корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России.За 2014 год выручка Почты России от реализации товаров, работ и услуг составила 140,354 млрд. руб., чистая прибыль составила 1,235 млрд. руб. Было доставлено 80 млн. зарубежных отправлений.В 2015 году Почтой России было доставлено 51 % заказов из интернет-магазинов. Общий объём почтовых отправлений достиг 200 млн. посылок, из них 130 млн. составили международные направления.В состав Хабаровского филиала Почты России входят 6 почтамтов, из них 2 — I категории (Хабаровский, Комсомольский — на — Амуре),1- II категории (Переяславский почтамт), 2 — III категории (Николаевский — на — Амуре, Амурский почтамты) и 1 — IV категории (Советско-Гаванский почтамт). Услуги почтовой связи предоставляют 303 стационарные отделения связи, из них 192 расположены в сельской местности. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.В почтовой отрасли Хабаровского края трудятся около 3 тыс. человек, из них 863 почтальона. Перевозка почты осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, водным, железнодорожным, воздушным.Почтовые услуги:
  • письменная корреспонденция;
  • бандероли и посылки;
  • «Отправлений 1 класса»;
  • экспресс-почта «ЕМS Почта России»;
  • реализация почтовой продукции.
  • Финансовые услуги:
  • денежные переводы;
  • выплата пенсий и пособий;
  • прием коммунальных платежей;
  • прием платежей за услуги сотовой и факсимильной связи, Интернет и телевидение;
  • страховые услуги;
  • прием платежей за обслуживание домофонов, охранной системы;
  • погашение кредитов почтовым переводом.
  • Услуги для населения:
  • продажа лотерей (бестиражных, тиражных и комбинированных);
  • подписка на собрания сочинений (Совместный проект ФГУП «Почта России», журнала «Огонёк» и Книжного клуба «Книговек»);
  • распространение печати по подписке;
  • реализация товаров широкого потребления;
  • «Поздравление Деда Мороза»;
  • продажа билетов;
  • продажа ж/д и авиабилетов;
  • продажа сим-карт;
  • страховые услуги;
  • «КиберПочт - в Хабаровском крае действуют 163 пункта коллективного доступа в Интернет.
  • Предложения для бизнеса: рекламные услуги - адресная и безадресная рассылка рекламно-информационного материала и его распространение на условиях заказчика, размещение рекламы в почтовых отделениях.В почтовых отделениях Хабаровского края установлено 235 POS-терминалов.Внедрена услуга по приему платежей в пользу операторов сотовой связи с использованием платежной системы ФСГ, «Свободная касса». Сейчас пункты действуют в 225 почтовых отделениях г. Хабаровска.Осуществляется выездная услуга МПКТ (мобильный переносной кассовый терминал) - прием различных платежей на дому или по месту работы клиентов. Все большее распространение получает услуга «ПочтаМаркет» - заказ и доставка товаров почтой. СитуацияОдна из основных проблем современной почты (по мнению самих работников): низкая востребованность услуг, посещаемость почты клиентами, снижение интереса к почтовой связи. Чтобы предприятие приносило доход, на отдельные дополнительные услуги (страховка, подписка, распространение печати и товаров…), существует даже план. Проводятся льготные акции для различных категорий клиентов, например, «Декада подписчиков» (оформление подписки для себя на льготных условиях), «Дерево добра» (можно в благотворительных целях оформить подписку для кого-то – для ветеранов, учреждений образования, библиотек). Сегодня каждое почтовое отделение становится комплексным предприятием, предоставляющим разнообразные услуги населению. ПроблемыПочему снижается количество клиентов почты? Как сегодня, в век информационных технологий, привлечь людей на почту и обеспечить возрастающие запросы населения? Что можно предпринять, чтобы увеличить количество постоянных клиентов нашей почты? Пути решения1.Распределитесь на группы (3-5 человек), изучите материалы, проанализируйте ситуацию. 2.Найдите причины снижения привлекательности почты. Определите приоритетные услуги почтовой связи, исходя из основного назначения почты. Подумайте, как сделать их привлекательными для различных категорий населения, будущих клиентов почты? 3.Предложите перечень услуг почтового отделения «Звёздная почта» и определите возможности их предоставления нашим клиентам (своими силами, с привлечением других локаций и дополнительных средств, другое). Что сделать, чтобы стало больше постоянных клиентов нашей почты? 4. Реализуйте ваши предложения в практической деятельности «Звёздной почты» с учётом имеющихся условий и возможностей.4. Проведите экспресс-опрос стажеров «Аэропорта «Звёздный».5. «Современная почта … » (какая? продолжите фразу).2.Кейс «Почтовая открытка». Посткроссинг - почтовая акция «ПоздравляюПочтовая открытка – письменное почтовое отправление – стала использоваться около 150 лет назад. Идея изобретения открытого письма (пост-карты, или почтовой карточки) принадлежит бывшему германскому генерал-почт-директору . На 5-й конференции немецкого Почтового союза в  в 1865 году Стефан в памятной записке указал на неудобства существующей формы письма, которая не имела простоты и краткости и была связана с потерей времени при выборе бумаги, её складывании, вложении в конверт, его заклейке, наклейке марки и т. д. Кроме того, в обыкновенном письме не принято было ограничиваться краткими фразами, а при таких условиях не достигалась быстрота письма. Инициатива введения открытого письма принадлежит Австрии, где в 1869 году появились первые почтовые карточки. Открытые письма с оплаченным ответом (маркой) появились в 1872 году в Германской империи. В дальнейшем открытые письма были введены в 171 стране, с оплаченным ответом — в 140. Сегодня этот вид письменного почтового сообщения действует во всем мире (виртуальная экскурсия по музею истории открыток).В наше время большой популярностью пользуется скрапбукинг - вид декоративно-прикладного творчества - изготовление открыток своими руками. Каждому приятно получить или отправить неповторимую, особенную открытку, сделанную своими руками. Не случайно в наш век электронных писем и сотовой связи появился проект «Посткроссинг», с помощью которого люди из разных стран и городов обмениваются письмами и открытками. Это новое «почтовое движение» проходит под девизом: «Сюрприз в вашем почтовом ящике!». Оказывается, современному человеку тоже важно получить реальное, а не виртуальное послание, особенно если оно создано с любовью и фантазией. Ситуация«Почта России» в проводит различные акции, в которой принимают участие все почтовые отделения. Например, поздравления с различными праздниками, а также проект «Посткроссинг», с помощью которого люди из разных стран и городов обмениваются письмами и открытками. При этом поздравление (письмо, открытка) должно стать сюрпризом именно в почтовом ящике адресата. Может быть, наша «Звёздная почта» проведёт акцию «Поздравляю!» на территории «Аэропорта «Звёздный»? Подумайте, с какими событиями можно поздравить участников краевой профильной смены? Дополнительная информация: заказ на почтовые открытки и конверты не выполнен по техническим причинам. Пути решения1.Распределитесь на группы (3-5 человек), изучите материалы, проанализируйте ситуацию. 2. Продумайте возможности и предложите варианты участия «Звёздной почты» в данной акции. 3.Установите взаимодействие с другими локациями и постарайтесь заинтересовать данным проектом стажёров «Аэропорта «Звёздный». 4. Возможно, нам придётся провести мастер-класс для участников других локаций по изготовлению открыток и конвертов, а для этого необходимо научиться самим. Подумайте, как обучить сотрудников почты и сделать своими руками открытки и конверты. 5.Реализуйте ваши предложения с учётом имеющихся условий и возможностей «Звёздной почты».6.Подведите итоги участия в проекте. Методическое обеспечение программыТехническое оснащение:-кабинет, оборудованный столами, стульями; -компьютер с выходом в Интернет;- проектор.Инструменты, материалы:-картон;-бумага;-конверты почтовые;-марки почтовые;-ручки шариковые и перьевые;-тушь;-ножницы;-степлер;-клей (ПВА, универсальный);-клей-карандаш канцелярский;-материалы и инструменты для изготовления открыток.Дидактическое обеспечение: -кейс-задание; -презентации; -видеоматериалы; -виртуальная экскурсия; -иллюстрации, фотоматериалы;-раздаточный печатный материал;-образцы открыток, конвертов, бланков почтовых отправлений.Список литературы1.Акишина А.А., Формановская Н.Н. Этикет русского письма. – М., 1981.2.Кохтев Н.Н. Эпистолярный стиль // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.3.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М.: Просвещение, 2005.4.Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". Под редакцией М.Н. Кожиной, 2003.5.Чехов А.П. Письма. Рассказ «Ванька Жуков». //Собрание сочинений. Т.1,2. Интернет-ресурсы1. Виртуальный тур по музею истории открыток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 2. История почты России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 3. История почты России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 4. История почты: как появились почтовые услуги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 5.Мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Как работает почта России (пародия на мультфильм «Зверополис»), «Смешарики.-Новые приключения.-Сложные механизмы почты», «Почтальон и его работа», «Почтовая рыбка».Приложения к программе Приложение № 1Инструкция по технике безопасности
  • Общие требования безопасности
  • 1. На занятия допускаются обучающиеся в возрасте 7-9 лет. 2.На первом занятии каждый обучающийся получает первичный инструктаж по технике безопасности.3. Участник должен соблюдать правила по выполнению режима занятий.2.Требования безопасности во время работыДо начала работы:1. Внимательно прослушать содержание и порядок выполнения работы, безопасные приемы её выполнения.2. Проверить, нет ли на рабочем месте посторонних предметов.3. Проверить наличие и целостность материала для работы.4. Не загромождать проходы сумками.5. Верхнюю одежду оставлять в гардеробе.Во время работы:1. Точно выполнять указания педагога.2. Быть внимательным при работе с использованием режущего и колющего инструмента.3. Не выносить из кабинета инструменты и другое оборудование.4. Не вносить в кабинет посторонние предметы.5. Не пользоваться розетками, техникой без разрешения педагога.6. Не принимать пищу и напитки в кабинете.7. Следить за чистотой и порядком в кабинете.8. Во время работы отключить мобильный телефон или перевести его в режим «без шума».9. При плохом самочувствии сообщить об этом педагогу.10. При возникновении в кабинете во время работы аварийной ситуации действовать по указанию педагога. Приложение № 2История почтовой связи С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм передачи информации, почтовой связи.Сначала люди использовали для передачи важной  , что способствовало появлению членораздельной . Для усиления передаваемого  тысячелетия назад стали использовать полые   и позднее  (около 6 тыс. лет до н. э.). С помощью условных ударных   передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей  и . Барабаны  до сих пор используются для связи на большие расстояния  , а дым от  ещё в XX веке употреблялся для этих же целей  .С появлением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Впервые почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии и в Египте в виде глиняного письма. Первоначально подобные службы использовались в основном в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Во времена IV династии фараонов (2900—2700 до н. э.) в Египте действовала служба особых пеших профессиональных гонцов (скороходов), а также конных гонцов, которые обеспечивали связь по военным дорогам с Ливией, Эфиопией и Аравией.Для скоростной доставки писем также применяли .Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированного примерно 255 годом до н. э. и содержащего учётные записи доставки почтовых отправлений одним посыльным. Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах.Почтовое дело в Персидской монархии — в виде чёткой системы почтовой связи, было введено в VI веке до н. э., во времена царя Кира II (550—529 до н. э.). на важнейших дорогах были установлены , удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха.В  почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий.Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который  в 490 году до н. э. донёс в   устное известие о победе в  и умер от истощения. Этот бег был первым  в истории. В    заложил основы для создания собственно государственной почты, которая была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км.Благодаря единой почтовой сети, которая работала по четкому регламенту, существовала связь между отдельными частями Римской империи. Там же стали организовывать почтовые станции для перемены лошадей и отдыха гонцов. В те времена могли говорить: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная в таком-то месте». От латинского слова posita вероятнее всего произошло слово post — «почта». Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в . Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому  коня и корма. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. К началу возникновения письменности относятся сообщения на бересте, берестяные грамоты. Последующая история русской почты связана с  — , учрежденными в XIII веке, в период , для быстрой связи с её окраинами.  отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.  (почтовые станции) располагались друг от друга на расстоянии от 6 до 20 миль, или 40—100  (30-100 км). Для крестьян и посадских людей существовала  повинность возить гонцов и посыльных.В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные  развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма.  развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён  (с 1516 года). Постепенно в России переходили на европейскую систему почтовой связи. Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711), Риге (1712), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана .В 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции . В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции.Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, независимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России . С 1 января 1845 года на территории  были введены  («куверты»), затем в Санкт-Петербурге и в Москве. С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно. После 1917 года было образовано , куда входила почта и электросвязь. 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при . В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи — . Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления  традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены  и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации.17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России). 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России. В 2002 году образовано Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», которое   находится в ведении Минкомсвязи России (до апреля 2013 года находилось в ведении Россвязи). В 2015 году «Почта России» вошла в список  России. «Почта России» осуществляет, помимо услуг почтовой связи, большое количество дополнительных услуг, разнообразные виды деятельности согласно своему уставу.Предприятие занимает 97 % рынка доставки письменной корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России.В 2011 году работники предприятия приняли, обработали и доставили более 1,5 млрд. писем и бандеролей, более 52 млн. посылок и 102 млн. денежных переводов.За 2014 год выручка Почты России от реализации товаров, работ и услуг составила 140,354 млрд. руб., чистая прибыль составила 1,235 млрд. руб. Было доставлено 80 млн. зарубежных отправлений.В 2015 году Почтой России было доставлено 51 % заказов из интернет-магазинов. Общий объём почтовых отправлений достиг 200 млн. посылок, из них 130 млн. составили международные направления.В состав Хабаровского филиала Почты России входят 6 почтамтов, из них 2 — I категории (Хабаровский, Комсомольский — на — Амуре),1- II категории (Переяславский почтамт), 2 — III категории (Николаевский — на — Амуре, Амурский почтамты) и 1 — IV категории (Советско-Гаванский почтамт). Услуги почтовой связи предоставляют 303 стационарные отделения связи, из них 192 расположены в сельской местности. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.В почтовой отрасли Хабаровского края трудятся около 3 тыс. человек, из них 863 почтальона.Перевозка почты осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, водным, железнодорожным, воздушным. Почтовые отделения оказывают населению края различные финансовые и дополнительные услуги. Специалистов для почты готовят в профессиональных образовательных учреждениях.В 1952 году по приказу Министерства связи СССР был открыт Колледж связи и информатики в г. Хабаровске. Он является многоуровневым учебным заведением, которое в настоящее время интегрировано в Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. ХФ ГОУ ВПО СГУТиИ ежегодно выпускает 85 специалистов почтовой связи. Все студенты в процессе обучения проходят практику в почтовых отделениях города Хабаровска. В декабре 1986 года в Колледже связи и информатики города Хабаровска был создан музей истории связи (краевой музей связи). Этот музей является единственным музеем, показывающим историю развития и современное состояние всех видов связи на Дальнем Востоке - почты, телеграфа, телефона, радио и телевидения. Многие экспонаты - раритетные: первая почтово–кассовая машина - прототип «Онега», первый аппарат по приему заказных писем, первые автоматические штемпелевальные машины, макет первого почтового ящика. УФПС Хабаровского края принимает активное участие во всех конкурсах, проводимых ФГУП «Почта России», направленных на привлечение внимания общественности к изменениям в работе почтовой службы. Школьники и учителя Хабаровского края активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» (более 300 писем ежегодно поступает в оргкомитет регионального этапа конкурса). Среди клиентов почтовой связи регулярно проводятся региональные конкурсы.Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения. Люди уже не представляли своей жизни без почты, и система почтовой связи стала распространяться по всему миру. Во многих странах появились почтовые кареты. В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении  громко трубил в . Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.В 1820 году торговцем бумаги Бревером в  изобретён . Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск  в 1840 году в Великобритании. Позднее в Англии и её колониях стали употребляться заказные конверты.Штемпельные бандероли появились в 1857 году в Соединённых Штатах Америки. Бланки для закрытых писем были введены первоначально в 1879 году в Париже. Бланки для почтовых переводов появились в Брауншвейге в 1865 году. Идея изобретения открытого письма (пост-карты, или почтовой карточки) принадлежит бывшему германскому генерал-почт-директору . Первые почтовые карточки (открытки) появились в Австрии в 1869 году. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В 1874 году на I  22 страны, в том числе Россия, подписали  и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена , регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (, отделение), и корреспонденция. Современная почта - это единая система государственных почтовых предприятий, объединённых Всемирным почтовым союзом. История развития почтовой связи – это часть общей культуры человечества. В 1986 году в Колледже связи и информатики города Хабаровска был создан музей истории связи (краевой музей связи). Этот музей является единственным музеем, показывающим историю развития и современное состояние всех видов связи на Дальнем Востоке - почты, телеграфа, телефона, радио и телевидения. Многие экспонаты - раритетные: первая почтово–кассовая машина - прототип «Онега», первый аппарат по приему заказных писем, первые автоматические штемпелевальные машины, макет первого почтового ящика. Существует также виртуальный музей почты, в котором содержится много уникальных экспонатов, представляющих интерес для каждого посетителя. Приложение № 3Услуги «Почты России»«Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:
  • все виды услуг почтовой связи — действия по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) , а также по осуществлению  (под брендом «КиберДеньги»);
  • универсальные услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории России, по , регулируемым государством;
  • услуги международной почтовой связи, а также обмен  между иностранными почтовыми операторами (иностранными );
  • услуги по  почтовых отправлений, грузов и товаров, а также ;
  • услуги ;
  • услуги по распространению  на почтовых отправлениях и других видах продукции;
  • ;
  •  посредством договорных отношений с  в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи («Почта России» сотрудничает со , платежной системой «Яндексеньги» и другими финансовыми организациями);
  • услуги по доставке и выдаче  и других выплат целевого назначения, прием  и прочих платежей;
  • услуги по , доставке и распространению ;
  • организация изготовления, , издание и реализация государственных  и почтовой продукции,  России, , почтовых  и  (), , ;
  • услуги  и  телефонной,  и  связи, ;
  •  и  торговля различными товарами;
  • услуги таможенного , а также услуги по  и ;
  •  (предприятие издает журнал «Почта России», газету «Почтовые вести», а также является учредителем 14 региональных газет);
  • различные виды  услуг.
  • Предприятие занимает 97 % рынка доставки письменной корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России.В 2011 году работники предприятия приняли, обработали и доставили более 1,5 млрд. писем и бандеролей, более 52 млн. посылок и 102 млн. денежных переводов.За 2014 год выручка Почты России от реализации товаров, работ и услуг составила 140,354 млрд. руб., чистая прибыль составила 1,235 млрд. руб. Было доставлено 80 млн. зарубежных отправлений.В 2015 году Почтой России было доставлено 51 % заказов из интернет-магазинов. Общий объём почтовых отправлений достиг 200 млн. посылок, из них 130 млн. составили международные направления.Услуги Хабаровского филиала «Почта России»В состав Хабаровского филиала «Почта России» входят 6 почтамтов, из них 2 — I категории (Хабаровский, Комсомольский — на — Амуре),1- II категории (Переяславский почтамт), 2 — III категории (Николаевский — на — Амуре, Амурский почтамты) и 1 — IV категории (Советско-Гаванский почтамт). Услуги почтовой связи предоставляют 303 стационарные отделения связи, из них 192 расположены в сельской местности. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.В почтовой отрасли Хабаровского края трудятся около 3 тыс. человек, из них 863 почтальона.Перевозка почты осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, водным, железнодорожным, воздушным.Почтовые услуги:
  • письменная корреспонденция;
  • бандероли и посылки;
  • «Отправления 1 класса»;
  • экспресс-почта «ЕМS Почта России»;
  • реализация почтовой продукции.
  • Финансовые услуги:
  • денежные переводы;
  • выплата пенсий и пособий;
  • прием коммунальных платежей;
  • прием платежей за услуги сотовой и факсимильной связи, Интернет и телевидение;
  • страховые услуги;
  • прием платежей за обслуживание домофонов, охранной системы;
  • погашение кредитов почтовым переводом.
  • Услуги для населения:
  • продажа лотерей (бестиражных, тиражных и комбинированных);
  • подписка на собрания сочинений (Совместный проект ФГУП «Почта России», журнала «Огонёк» и Книжного клуба «Книговек»);
  • распространение печати по подписке;
  • реализация товаров широкого потребления;
  • «Поздравление Деда Мороза»;
  • продажа билетов;
  • продажа ж/д и авиабилетов;
  • продажа сим-карт;
  • страховые услуги;
  • «КиберПочт - в Хабаровском крае действуют 163 пункта коллективного доступа в Интернет.
  • Решения для бизнеса: рекламные услуги - адресная и безадресная рассылка рекламно-информационного материала и его распространение на условиях заказчика, размещение рекламы в почтовых отделениях.В почтовых отделениях Хабаровского края установлено 235 POS-терминалов.Внедрена услуга по приему платежей в пользу операторов сотовой связи с использованием платежной системы ФСГ, «Свободная касса». Сейчас пункты действуют в 225 почтовых отделениях г. Хабаровска. Приложение № 4Экспресс-опрос1. Приходилось ли Вам бывать в почтовом отделении?ДаНет2. Пользовались ли Вы услугами почты? ДаНет3. Вы отправляете письма, открытки по почте?ДаНет4.Планируете ли Вы (хотите ли Вы) отправить письмо, открытку по почте?ДаНетСпасибо за участие!Приложение № 5Открытка своими рукамиОткрытки, как и подарки, сделанные своими руками, ценятся намного дороже, чем стандартные покупные. И это неудивительно. Ведь все изделия hand made – неповторимые и созданы в одном-единственном экземпляре. Более того, поздравительная открытка с теплыми пожеланиями, сделанная своими руками, приятно удивит адресата.Как сделать оригинальные открытки  своими руками
  • Использование различных видов необычных основ. Например – акварельной бумаги для фона. Или нанесение рисунка штамповкой на кальку, а в качестве подложки под нее использовать яркую декоративную бумагу.
  • Цветовая гамма, правильно подобранная, самую простую композицию сделает оригинальной. Использовать достаточно три цвета – два контрастных и один нейтральный.
  • Использование различных вариантов сворачивания открыток, нарушающих симметрию.
  • Для надписей и подписей открыток использовать каллиграфические очертания букв, наносить их краской с серебрянкой или позолотой.
  • В технике скрапбукинг. Основа открытки делается из цветного картона. Подбираются декоративные элементы и фоны для них, сочетающиеся по фактуре и цвету. Послойно наклеивается (с помощью клея на гелиевой основе) каждый фон с декоративными элементами.
  • В технике квиллинг. Это объемные рисунки из свернутых полосок двусторонней цветной бумаги. Делаются фигурки (сворачиваются спирали, листики, лепестки цветов) и приклеиваются к основе.
  • В технике декупаж. Выбрать салфетку с соответствующим рисунком, снять верхний слой и аккуратно наклеить клеем ПВА, разбавленным водой, на основу открытки, избегая появления морщинистых складок.