Мнемотехника - средство развития речевой активности детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мнемотехника - средство развития речевой активности детей
Автор: Власова Татьяна Анатольевна

Мнемотехника - средство развития речевой активности детей                  Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.   Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.                                              Проблемы  в  речи  детей:-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.-Употребление нелитературных слов и выражений.-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.-Плохая дикция.                                       Данная технология имеет:1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко  «Учебник  мнемотехники   Система  запоминания   «Джордано»»).2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.                  Отличительные особенности технологии:         -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;-приемы запоминания индивидуализированы;-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.                         Мнемотехника помогает развивать:- ассоциативное мышление;- зрительную и слуховую память;- зрительное и слуховое внимание;- воображение.                                       Цель обучения:-  развитие связной речи;-  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);- развитие мелкой моторики рук;-  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;-  помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.                              Предварительная  работа:- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);- раздаточный материал;- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.         Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).         Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.         При работе с  детьми   мной было замечено, что они без радости включаются в  развивающую   деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение.         Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?         Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).         Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей  работе по развитию связной речи детей.          Мнемотаблицы  использую для :- обогащения словарного запаса,- при обучении составлению рассказов,- при  пересказах художественной литературы,-  при   заучивании стихов.         Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно–схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.         Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периодаС переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.                Стихотворения.         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.         Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, память, мышление, речь). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.         Пересказ.                                                                                                     Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность,  умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.          Творческиерассказы.                                                                        Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.                 Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.         Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно.         В старшей группе я  начала  работу  с  детьми  с   игр на  основе  мнемотаблиц,  которые    способствовали   обогащению  словаря, развитию  долговременной  памяти. Затем   подбирала “рисуемое “ стихотворение, кодировала его при помощи символов, выразительно прочитывала и по ходу чтения изображала текст, и вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу.          Сейчас с помощью  мнемотаблиц  работаю  с  детьми   не  только  со  стихотворениями,  мы  пересказываем  тексты,  рассказы  на  заданную  тему.В своей работе я использую словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрационные).         Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.  Ожидаемый мною результат: постепенно память дошкольников будет укрепляться, станет  более “цепкой”, их образное мышление продолжит развиваться, дети будут запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Использование данной технологии в работе даст хорошие  результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.                Положительные  эффекты от занятий мнемотехникой следующие: -  мощное развитие визуального мышления;  - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);-  формирование способности к эффективному самостоятельному  обучению.          Таким образом, использование мнемотаблиц  помогает  достичь следующих результатов:
  • у детей увеличивается  круг знаний об окружающем мире;
  • появиляется   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется   интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас  выходит  на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  •                  Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.