Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Курепина Елена Юрьевна

Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОСтарший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок» Курепина Е.Ю. Сегодня все педагоги ДОО озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом. Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы, обеспечивающей сопровождение в условиях реализации ФГОС ДО. Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.Для организации методического сопровождения были разработаны следующие мероприятия: - методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы. Организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы.- обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», стажировка. - Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. На базе детского сада организован и проведен семинар «Методические аспекты физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», на котором инструктора физического развития дошкольных образовательных учреждений города и района представили опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Семинар-практикум «Овладение проектной технологией развивающего обучения как часть профессионализма педагогов» помог понять цель и задачи, структуру такой технологии как проектной. Как известно, одной из наиболее важных форм работы педагогического коллектива, направленной на решение вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования воспитательно-образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для совместного обсуждения, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей совместного их решения. С целью выработки единой системы работы по реализации ФГОС в образовательном процессе в дошкольном учреждении был проведен педагогический совет в форме организационно-деятельностной игры - «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику», Несмотря на изменения в системе дошкольного образования актуальной на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами, как индивидуальное консультирование педагогов - «консультативный клуб», особенно для молодых педагогов – это форма работы является наиболее продуктивной. В процессе индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации, как планировать воспитательно-образовательную работу с учётом ФГОС, как организовать детей при проведении непрерывной образовательной деятельности, как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми); Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал. Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста. Для конструктивного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми».Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий. К числу современных образовательных технологий, которые используются нами в образовательном процессе являются:здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельноститехнология исследовательской деятельностиинформационно-коммуникационные технологии;личностно-ориентированные технологии;игровая технология,технология «ТРИЗ» и др.Опыт работы показывает, что такая форма работы с детьми «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. «Путешествие по реке времени» не только интересная и доступная детям технология, но именно та технология, которая позволяет дать детям представления об историческом времени, осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения посредством материализованных форм бытия человека. Данная форма работы отразилась в таких темах: «Откуда стул пришел», «Мой город Серов». «Путешествуя» по реке времени, дети окунулись в историю стула. При этом дети не только слушали рассказы воспитателя и рассматривали непосредственно «реку времени», но и отвечали на вопросы, которые заставляли детей сравнивать, устанавливать возможные связи, обсуждали высказанные идеи, пробовали предметы в действии – побывали в жилище первобытных людей в поисках стула, попробовали смастерить лавки, увидеть, как преобразовывался стул. Затем, объединившись за «круглым столом» для сборки панно дети фиксировали картинки-метки, там, где отмечены «остановки»: «древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей, «старина» - примерно мир средневековья, «наше время» - современный мир.Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город» в рамках реализации проекта по гражданско - патриотическому воспитанию, который позволил познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут. Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций. В детском саду совместно с детьми и взрослыми собрана коллекция ракушек «Узелки вечности».В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты: «Этот удивительный подводный мир», «Бабушкин сундучок», «Неизвестное об известном. Соль».Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Развивающая среда изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.В группах детского сада оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, театрализованный, центр народной игрушки.Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка.Таким образом, организованная система работы по реализации ФГОС ДО способствует созданию в детском саду такой образовательной среды, в которой реализуется профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Опыт работы показывает, что внедрение и использование педагогических технологий, в том числе, и инновационных в работе с дошкольниками обеспечивает успешную реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, где сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС.