Организация самостоятельной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация самостоятельной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Автор: Тузова Наталья Вячеславовна

МКОУ Белозерская средняя школа
Организация самостоятельной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
(Методические рекомендации)
с. Белозерье
2017 г.
Аннотация:
Настоящие методические рекомендации адресовано учащимся выпускных классов и их родителям и содержат практические рекомендации и советы для по подготовке к ГИА.
Целью методических рекомендаций является оказание психолого-педагогические помощи учащимся и родителям в период подготовки к Государственной итоговой аттестации.
Данный материал поможет учащимся выпускных классов и родителям психологически подготовиться к сдаче Государственной итоговой аттестации и рационально распределить время самостоятельной подготовки.
Разработчик: Н.В.Тузова, учитель английского языка, кл. руководитель 9-го класса
Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию на методическом совете
Протокол № 1от 16.10.2017
Председатель методического совета Е.Н.Зиновьева
Введение
Экзамены – это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической,педагогической и личностной готовности у всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Не секрет, что для многих участников подготовки к экзаменам данный период воспринимается как стрессовая психотравмирующая ситуация, негативно влияющая на эмоциональное состояние, на взаимоотношения, на состояние здоровья участников образовательного процесса и т.п. Однако, при серьёзном рассмотрении данной проблемы выясняется, что трудности данного периода заключаются исключительно из-за организационных вопросов, неумения участников правильно организовать процесс подготовки, рационально распределить время.
Что касается учителя, то здесь всё предельно ясно: обязан подготовить и всё тут. Роль родителей тоже предопределена ситуацией. А как же выпускник? Ведь жизнь остальных протекает в обычном, комфортном режиме, а тебе приходится напрягаться.
Из опыта работы я наблюдала несколько вариантов или стилей поведения выпускников и их родителей в процессе подготовки к экзаменам. Одни сознательно выбирают предметную область и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ. И, конечно же, начинают подготовку не за полгода до экзамена и даже не за год до него… Другие в постоянном выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Вот и мечутся от одного к другому. А в результате, недо… во всех делах: не доучил, недопонял, не успел, не сдал…И третий тип: самоуверенность, самоуспокоение и выпускника и его родителей. Они уверены до последнего момента, что он сдаст (Я всё знаю, Я сдам, У нас всё под контролем и т. д.) И только когда результаты тренировочных диагностических работ показывают результаты, которые явно не устраивают ни родителей, ни самого ребёнка, начинается настоящая паника, масса претензий к школе, учителям, срочный поиск репетиторов...
Так ни лучше ли приступать к решению данных вопросов заранее? Продумать систему подготовки, рассчитать силы, знания, время. Подойти к выбору будущего для своего ребенка серьёзно, обсудить с ним: чего он сам ожидает, хочет достичь в жизни; кем видит себя в будущем. И помочь ему в вопросе выбора профиля, профессии, подготовки к сдаче государственных экзаменов.
Роль родителей трудно переоценить. И заключается она, во-первых, в создании положительной мотивации, психологической поддержке, снижении уровня тревожности; в постоянном контроле родителями процесса подготовки и уровня готовности ребёнка и создании благоприятных повседневных условий для этого.
1. Что нужно знать об экзамене
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам (ГИА) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного и среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Формы проведения ГИА:
в 9 классе:
основной государственный экзамен (ОГЭ) - для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования и допущенных в текущем году к ГИА;
государственный выпускной экзамен (ГВЭ) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 - 2018 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
форма, устанавливаемая ОИВ, - для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА.
в 11 классе
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).
Для участия в ГИА необходимо подать в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов.
ГИА по программам основного общего образования включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Условием получения обучающимся аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА по четырем учебным предметам.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим неудовлетворительные результаты более чем по одному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительную оценку по одному из обязательных предметов в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по данным предметам повторно не ранее 1 сентября текущего года в сроки и форме, установленными Минобрнауки России.
ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам:
Русский язык
Математика (базовая и профильная)
Физика
Химия
История
Обществознание
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Биология
География
Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки)
Литература
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику базового либо профильного уровня. Другие учебные предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования. Для иных категорий участников выбор предметов должен зависеть от планируемой специальности (направления подготовки) для продолжения образования в образовательных организациях высшего образования. Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим приказом Минобрнауки России.
Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено. Срок действия результатов - 4 года, следующих за годом получения таких результатов.
Если участник ЕГЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки, предусмотренные единым расписанием.
В случае если участник ЕГЭ не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год.
Для проведения ГИА на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
2. С чего начать?
Как известно, любое дело следует начинать с постановки целей и задач.
Определите, какие предметы вы будете сдавать по выбору, в дополнение к обязательным, и попытайтесь обосновать этот выбор прежде всего для себя самого. Например: Почему я выбрал именно эти предметы?
Если ваш ответ совпадает с ответами: Его сдавать легче, Я могу сдать его даже без подготовки, или начинается со слов Родители считают…, Мама сказала…, Я не знаю, что выбирать, то подумайте над выбором ещё!!!
Напишите список дел, которые вы считаете обязательными и необходимыми в вашей жизни, включая подготовку домашних заданий к урокам. Не забудьте об увлечениях и предпочтительных вами видам отдыха!
Просчитайте время, затрачиваемое на их выполнение. Суммируйте. Определите, сколько часов в день вы можете заниматься исключительно подготовкой к экзаменам.
Определите, в какие дни недели вы будете заниматься подготовкой к конкретному предмету. Убедитесь, что ваш примерный план соответствует, скажем, расписанию школьных консультаций по данным предметам, либо занятиям с репетитором.
Составьте график подготовки и режим дня на весь период подготовки.
Обсудите график и режим дня с родителями!!!
Определите место для занятий. Приступайте к подготовке.
Несколько советов на данном этапе
Совет № 1: Любое дело требует положительного настроя.
Если изначально настроиться на положительный результат, то всё получится. А если настрой ограничивается да как-нибудь сдам или будь что будет… то вряд ли следует сдать хороших результатов.
Совет № 2: Мы все любим ставить цели и фантазировать об их достижении, представлять, как все будет, а ещё желательно, чтобы как в сказке, по принципу: По щучьему веленью, по моему хотенью…. Но случится ли то, что мы задумали, если наши действия будут незначительными?
Необходимо сосредоточиться на процессе, начать вкладывать в это дело свою энергию, время и силы. И тогда результат придет. И это будет самый лучший из всех возможных результатов.
Совет № 3: Любая поставленная задача или проблема, требующая решения, станет выполненной, если подойти к ней с правильной стороны. Есть один секрет, который способен изменить ваш подход ко всем своим целям раз и навсегда. Нужно сосредоточиться на процессе, а не на результате.
3. Что именно учить по предмету, чтобы сдать экзамен? И в какой форме проводятся экзаменационные испытания ГИА?
Вот здесь в игру вступает учитель. Его задача: познакомить учеников и родителей с форматом экзамена, с типами заданий, используемых в контрольно-измерительных материалах (КИМ), порядком их выполнения.
Ну, а если этого по каким то причинам не случилось:
- заходим на сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, либо официальные информационные порталы ГИА и ЕГЭ;
- находим раздел с демоверсиями, кодификаторами и спецификациями по всем предметам;
- скачиваем папки выбранных для сдачи предметов.
В спецификации вы найдёте подробное описание контрольно-измерительных материалов, включая информацию о структуре, количестве заданий в тесте; уровне и сложности заданий, распределению заданий по содержанию и видам проверяемых умений и способов действий.
Кодификатор содержит полный перечень элементов содержания программы за курс основной или средней школы, проверяемые на экзамене с указанием предметного содержания. Другими словами, это и есть тот перечень тем, которые вам необходимо повторить, изучить заново, если необходимо, чтобы успешно справиться с заданиями ГИА.
Демоверсия – это демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по предмету.
Советы 4: Обязательно прорешайте все задания демонстрационной версии самостоятельно.
Это поможет вам понять, выполнение каких заданий КИМ вызывает у вас наибольшие трудности, вовремя обратиться к учителю за помощью и сосредоточиться на отработке проверяемых в данном задании умений и способов действия.
Совет № 5: Не пытайтесь оценить работу самостоятельно. Попросите учителя, репетитора проверить и оценить работу.
Совет 6: Если результат изначально вас устраивает, не расслабляйтесь. Запаситесь сборниками тренировочных тестов по всем предметам, которые собираетесь сдавать или используйте для отработки выполнения заданий открытый сегмент заданий на сайте ФИПИ.
Совет № 7: Начинайте повторение программного материала заранее.
Используя кодификатор демоверсии, составьте план подготовки по каждому предмету. А именно, план повторения уже пройденного теоретического и практического материала и перечень новых для вас тем, которые вам предстоит изучить в текущем учебном году.
Убедитесь в том, что у вас хватит времени на повторение всего материала.
4. Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам
Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том,как боротьсяс отвлекающими факторами.
Интернетпри подготовке лучшепользоваться тогда, когда знаете, что нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
Высыпайтесь.
Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной. Избегайтестрессовых ситуацийи негатива от других людей.
Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант (велика вероятность уснуть).
Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
Обязательно ходите вечеромна прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому необходимо немного расслабляться.
6. Рекомендации родителям
Самое сложноесейчас для вашего ребенка - заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно - лишь бы к нему не готовиться. В это время он или она могут припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить, можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол...) - в общем все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.
Совет № 1 :помогите ему установить для себя норму тем на день, неделю. Не навязчиво контролируйте их выполнение. Если видите, что ребёнок не справляется, предложите свою помощь.
Помогите соблюдать режим дня (хотя бы в одно время ложиться и вставать).
Совет № 2: Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Совет № 3: Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и есливзрослыев ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Совет № 4: Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Совет № 5: Контролируйте режим ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Психологи утверждают, что стресс — абсолютно нормальная реакция организма и легкие эмоциональные всплески даже полезны. Они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность.
Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие, поэтому важно адекватное отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.
Заключение
Экзамен — лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых вам еще только предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая вам по силам.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: сдать ГИА по силам каждому, кто учился в школе. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен.
Успехов в сдаче экзаменов!
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
2. Приказ Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400
3. Приказ Минобрнауки России № 9 от 16 января 2015 г. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400
4. Приказ Минобрнауки России № 693 от 07 июля 2015 г. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400
5. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45805)
6. Приказ Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
7. Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2016 г. №305 О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394
8. Приказ № 10 от 16 января 2015 г. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394
9. Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 О количестве сдаваемых предметов в IX классе
10. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. -- М.: Генезис, 2009.
11. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.
Полезные ресурсы:
- сайт Федерального института педагогических измерений
- официальный информационный портал Единого Государственного экзамена