"Роль России в освоении космоса2


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль России в освоении космоса2
Автор: Князькина Дания Абдулбариевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская СШ имени Сергея Юрьевича Пядышева
Достижения России в освоении космоса.
Выполнила учитель высшей
квалификационной категории,
Почетный работник в сфере
образования РФ
Князькина Дания
Абдулбариевна
2018г
Урок по теме Достижения России в освоении космоса
11 класс
Цели урока:
1). Формирование представления об освоении космического пространства;
2). Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижению нашей Родины на материале космических полетов и космических исследований. Формирование мировоззренческих взглядов по вопросам мирного использования космоса.
3). Научить делать выводы, развивать речь учащихся, отстаивать свою точку зрения; научить работать с дополнительным материалом.
Задачи:
Привести в систему знания учащихся о достижениях нашей страны в покорении космического пространства;
Познакомить учащихся с историей развития космических исследований, полетов
человека в космос и значения освоения космоса для человечества;
Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну на основе материала о космических исследованиях;
Научить ребят работать с источниками информации, подбирать материал к уроку.
Подготовка к уроку.
Ребятам заранее сообщить тему урока и заранее рассказать, что проблема мирного освоения космоса –глобальная проблема, состоящая в предотвращении угрозы из космоса. Решение проблемы предусматривает отказ от военных программ, базируется на использовании новейших достижений науки и техники. А для этого надо знать историю освоения космоса, кто открыл дорогу в космос. Предложить сообщения по теме, которые сами выбирают, сообщить примерный перечень литературы и интернет –ресурсов.
План урока
Реактивное движение
История развития реактивного движения
К.Э.Циолковский –основоположник современной космонавтики
4 октября 1957 начало освоения космоса;
Животные- герои космоса;
Ю.А.Гагарин –первый советский космонавт;
Первый выход в открытый космос;
Женщины в космосе;
Первые орбитальные станции, запущенные в космос;
Значение мирного освоения космоса для человечества;
Ход урока
Урок начинается с показа видеофрагмента о старте ракеты с космодрома. Учащиеся настраиваются на работу, организуют свое рабочее место.
До начала урока учащимся раздают таблицы, которые они должны заполнить, отвечая на тренировочные вопросы, если знаете, пишем слово в первый столбец, если не знаете , то + во второй столбец, хотите узнать тоже + в третий столбец
№/№
знаю
Не знаю
Хочу узнать
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
Тренировочные вопросы:
1. Что означает слово космос?
Планета
Небо;
Вселенная
2. Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом?
Космонавтика
Астрология
Астрономия
3...Кого считают отцом космонавтики?
К.Э.Циолковский
Н.Е.Жуковский
С.П.Королев
4. Кто являлся генеральным конструктором ?
Глушко
Келдыш
Королев
5.Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
16 июля 1969г
12 апреля 1961г
04 октября 1957г
6. Когда был совершен первый полет человека в космос?
02 ноября 1957г
12 апреля 1961г.
16 июля 1969г
.
7. Как звали собаку, которая первой полетела в космос на втором ИСЗ?
Стрелка
Лайка
Белка
8. Кто является первым космонавтом?
Юрий Гагарин
Герман Титов
Валерий Быковский
Как называется космический корабль, на котором стартовал Ю.А.Гагарин?
Восход
Восток
Союз
Сколько длился первый полет?
108 минут
20 минут
45 минут
Какой позывной был у Гагарина?
Клен
Кедр
Земля
Первая женщина космонавт?
С.М.Савицкая
В.Н.Терешкова
Салли Райд
Кто первым вышел в открытый космос?
А.А.Леонов
Э. Уайт
Д.Янг
Какая страна первая побывала на Луне?
СССР
США
Франция
Когда произошло это событие?
Июль 1969
Ноябрь 1969
Февраль 1968
Кто первым ступил на поверхность Луны?
А.Леонов
Армстронг
Гречко
Учитель: Поднимите руку те, кто ответил на все вопросы? На 50%? На 30-40%. Молодцы! Знаете вы достаточно много, Сегодня мы с вами узнаем ответы на многие из этих вопросов. Какие герои космоса есть, кроме выше названных? Чем они знамениты? Будем работать по плану.
План записан на доске. Отвечаем и смотрим презентацию.
Что такое реактивное движение?. Приведите примеры реактивного движения. Полет шарика? Почему, это считается реактивным движением? Чем отличается реактивное движение от движения тел ( например собаки) по Земле?.
Примеры реактивного движения в природе ( медуза, каракатица, осьминог). Почему мы считаем, что движение этих тел считаются реактивными?
Самое главное, примером реактивного движения является полет ракеты7
Расскажите, устройство и принцип полета ракеты?
Ученик- ракета удивительное изобретение. Автомобилю для его движения нужна дорога, отталкиваясь от которой он может двигаться, а ракета взаимодействует только с газами, которые образуются при сгорании топлива. Наиболее массивную часть ракеты, предназначенную для разгона ракеты ,называют 1 ступенью. Когда в первой ступени запас топлива исчерпается, она отделяется. Дальнейший разгон продолжает, менее массивная ступень, она добавляет еще некоторую скорость, а затем отделяется. Третья ступень продолжает наращивание скорости до необходимого значения и доставляет полезный груз на орбиту.
Учитель: Сейчас, мы с вами вспомним одно стихотворение.
Я говорю человеку: поверь в себя
Ты все можешь!
Ты можешь познать все тайны вечности,
Стать хозяином всех богатств природы.
У тебя крылья за спиной.
Взмахни ими! Ну взмахни, и ты будешь счастлив
, могуществен и силен!
Учитель: Как вы думаете, о чем хотел сказать автор данного стихотворения?
Ученик: О нас, о людях.
Учитель: Конечно же о людях. Люди всегда мечтали о полетах, вспомним про Икара и Дедала. Икар сын Дедала, сделав крылья взмыл вверх, но не рассчитал, что солнце расплавит клей, и крылья его не удержат и он разобъется. Сколько было неудач у человечества, сколько было падений, вот при таких попытках. Давайте вспомним героев, которые создавали аппараты, для полетов в небо. Немного истории, давайте послушаем сообщения, которые сделали ваши одноклассники .
Ученик: Яркую страницу в истории вписал участник русской революционной организации Народная воля Н.И.Кибальчич. За участие в покушении на царя он был приговорен к смертной казни. Во время короткого тюремного заключения. Кибальчич подготовил рукопись Проект воздухоплавательного прибора. Талантливый изобретатель описал предварительную, конструкцию ракетного самолета. Его рукопись потонула в жандармском архиве. В 1893 г. немецкий изобретатель Герман Гансвиндт предложил проект космического корабля с реактивным двигателем. С 1907 года работал в области ракетостроения американский инженер Роберт Голдрад. С 1912 года активно занимался этой проблемой французский учены и авиаконструктор Роберт Энопельтри, он ввел термин астронавтика.
Учитель: К.Э.Циолковский. Простой учитель из города Боровск Калужской области обосновал использование многоступенчатой ракеты для полетов в космос Давайте послушаем сообщение, которое сделали ребята. Ученик1: С детства тяжелая болезнь, скарлатина, давшая осложнение на уши помешала ему учиться в школе, несмотря на это, он смог продолжить обучении дома, помогала ему мама. С детства увлекался астрономией, физикой, механикой, у него проявлялась склонность к изобретательству. Закончив обучение, успешно сдал экзамены и получил звание учителя уездных училищ. К.Э.Циолковский - русский ученый – теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Всю свою жизнь посвятил теоретическим основам космических полетов. Обосновал ввод уравнения реактивного движения, пришел к выводу о необходимости использования ракетных поездов - прототипов многоступенчатых ракет. Им предложены: газовые рули ( из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории движения ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата, исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары; жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Нельзя не отметит и других ученых, которые внесли огромный вклад в ракетостроении. Ученик 2:Главным конструктором был назначен выдающийся ученый Сергей Павлович Королев. Еще учась в школе в Обществе друзей воздушного флота строил планеры. В дальнейшем, учась в Московском Высшем техническом училище познакомился с трудами К.Э.Циолковского и решил заняться конструированием ракет. Если К.Э.Циолковский – основоположник теоретической космонавтики, то С.П.Королев считается основоположником практической космонавтики, ключевая фигура в освоении человеком космоса. С.П.Королев является создателем ракетно-космической техники, обеспечивший стратегический паритет и сделавший СССР космической державой. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра свершением. Нет предела человеческой мысли- так писал С.П.Королев в своем дневнике. Для построения сложной машины, как космический корабль нужны были сложные математические расчеты, ведь компьютеров тогда не было, это смог сделать Мстислав Всеволодович Келдыш. Под его руководством были созданы первые искусственные спутники Земли и космические корабли. Газеты окрестили Келдыша главным теоретиком, С.П.Королева главным конструктором, В.П.Глушко – творцом реактивных двигателей.
Учитель: Сложен и тернист был путь в космос. Начиналось все с полетов беспилотных устройств, и первым в мире 4 октября 1957 года был запущен именно советский спутник. С этого дня начинается эра космического освоения. О первом спутнике, нам сейчас расскажут и покажут:
Ученик3: 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут московского времени с космодрома Байконур в СССР принял старт первый в мире искусственный спутник Земли. Имея форму шара, при поперечнике в 580 мм, имел 4 антены, а масса составляла 83,5 кг. Он просуществовал 92 суток., вошел в плотные слои атмосферы и сгорел. С 4 октября считается началом практического освоения космоса.
Учитель: Нужно было узнать влияние космических лучей на живой организм. Как вы догадались, речь пойдет о маленьких героях-космонавтах, собаках. Вы их знаете?
Ученики: Лайка, Белка и Стрелка.
Учитель: Кто- нибудь из вас читал про них. Расскажите, что вы знаете?
Ученик4 :Нужно было подобрать собаку массой не выше 7 кг, рост не выше 35 см. Поэтому породистые собаки не годились, и конечно же умные, сообразительные. Первой была простая дворняжка-Лайка. Описал на орбите вокруг Земли 237о витка, погибла из-за стресса и перегрева. Вторыми были Белка и Стрелка. До того как они совершили полет в полетах погибли 18 собак.19 августа 1960г. , Белка и Стрелки проведя сутки на орбите благополучно вернулись и долго еще служили науке. По возвращении исследовали генетику, т.е. не повлиял ли полет на репродуктивные способности и будущее потомство, но этого не произошло. Стрелка в дальнейшем дала потомство, одного из щенков подарили американцам. Последний полет собак совершился 22 февраля 1966г. Собаки Ветерок и Уголек должны были проверить проект длительного нахождения живого организма в космосе. Были в космосе 23 дня и благополучно вернулись на Землю.
Учитель5: Ребята про собак вы много знаете. А про обезьяну-астронавта США. Кто нам расскажет.
Ученик6: Обезьяна Хэм –первый астронавт Америки. 31 января 1961 г, за 2 месяца до полета Ю.А.Гагарина на ракете американцы отправили обезьяну-макаку в космос. В полете обезьяна находилась 16 минут на высоте от Земли 250 км. Нужно было проверить, сможет ли человек пережить перегрузки, невесомость, радиацию, ощущение собственного одиночества, оторванность от человечества, проверить психологическое состояние, не сойдет ли с ума. В этом помогла обезьяна Хэм. Благополучно вернулась на Землю, и прожила еще 17 лет.
Учитель:
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл.
Пламень был и гром, замер космодром,
И сказал негромко он.
Он сказал – поехали, он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Пронесся над Землей…
Про кого, написано это стихотворение ребята?
Ученик7: Про Юрия Алексеевича Гагарина .
Учитель: Кто он? Расскажите, что про Ю.А.Гагарина знаете.
Ученики: Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 сентября 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Его отец А.И.Гагарин –плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева –рабочая маслозавода. В 1941 году Ю.А.Гагарин пошел в 1 класс, а 12 октября деревню заняли немцы, учеба прервалась. Возобнилась учеба после освобождения деревни от фашистов. В 1945 году семья переехала в г. Гжатск ( Гагарино), после окончания 6 класса поступил в ремесленное училище и в вечернюю школу рабочей молодежи. В августе 1951 года поступил в Саратовский индустриальный техникум. В Саратове началось его увлечение авиацией, где поступил в аэроклуб. В 1955 году Ю.Гагарин закончил учебу с отличием и совершил 1 полет на самолете ЯК-18. В 1955 году призвали в армию и отправили в Чкалов (Оренбург) в военно-авиационное училище. В 1957 г. окончил училище, а в 1959 году написал заявление с просьбой зачислить в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1060 года был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Сначала из 3 тысяч кандидатов были отобраны 20 молодых летчиков. Они прошли полный курс тренировок и обучения – каждый был готов совершить первый полет в истории, полет в космос., затем из 20 были отобраны 3 (космонавт, дублер и запасной). Когда Сергей Павлович Королев познакомился с Гагариным, он подумал Вот этот спокойный, веселый парень и должен быть первым космонавтом. Юрий Алексеевич и его жена Валентина Ивановна знали: полет будет опасным. Это понимали все. В то время космическая только начиналась. Все ждали: скоро полетит человек. И одновременно боялись этого. Ведь там, на огромной высоте, в абсолютной пустоте и невесомости, еще никто ни разу не был. Даже главный конструктор космических кораблей, руководитель полетов С.П.Королев не скрывал тревоги. И вот 12 апреля 1961 г , с космодрома Байконур, с пилотом –космонавтом Ю.А.Гагариным, стартовал космический корабль Восток. Позывной Кедр, Сделав 1 виток вокруг Земли благополучно приземлился на родную Землю. Это был великий подвиг советского народа, за этим полетом следил весь мир. Мы всю жизнь будем гордиться этим подвигом, первый космонавт - НАШ. Страшно, то что недолго прожил наш космонавт. 27 марта 1968 года испытывая самолет Миг - 15 в районе деревни Новоселова в 18 км от г.Киржачи Владимирской области потерпели крушение и погибли летчики Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Вечная им память, они навсегда остались в нашей памяти. В это году исполнилось 50 лет со дня гибели первого космонавта. Мы запомнили его обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И видели в нем родного и близкого человека.
Ученик1:
Есть тайны неба.
И случилось что-то,
Стою перед воронкою, скорбя.
Держу в руке осколок самолета-
Холодный сплав дюраля и тебя;
Твой МИГ тонул, впервые обессилев,
Впервые неподвластен и тяжел.
Ты к миру вышел из берез России
И под березу русскую ушел.
Твой МИГ тонул. И землю пробивая,
Он вызвал к свету родничок живой,
И кровь твоя, навеки молодая,
Течет сейчас в артерии земной.
Учитель: Вы знаете ребята, что за 26 лет до выхода космического корабля Восток на орбиту Земли с человеком на борту К.Э.Циолковский сказал: Не хочется умирать на пороге проникновения человека в космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство …Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная дешевого безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола. Эти слова произнесены великим ученым в 1938 году. Юрию Гагарину тогда было около года. Кто мог подумать тогда, что именно мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым, кто первым разорвав путы земного притяжения проникнет в межпланетное пространство. И самое главное, портрет космонавта, описанный К.Э.Циолковским, полностью совпадет с оригиналом. И не только внешний облик, но и содержание внутреннего мира космонавта.
Он был первым, кто вернулся!
Ученик:2 Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень.
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки.
До сих пор по радио и телевидению мы слышим голос знаменитого диктора Левитана: Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза..
Учитель: В настоящее время никого уже не удивишь полетами в космос, но нельзя забывать, что они были первыми. Никто из не знал вернется ли он обратно на Землю? .Что их ожидает в космосе? Выход в открытый космос. Почти каждый из вас знает фамилию этого человека. К уроку многие из вас читали про космос и космонавтов, расскажите про этого человека. Кто он?
Остальные будут дополнять.
Ученик2:18 марта 1965 г. на корабле Восход-2 Алексей Леонов стартовал с Земли. Цель полета, выйти в одиночку в открытый космос. Это ему удалось сделать, в одиночку вышел в открытый космос. Это был настоящий подвиг. Хотя он и находился в космосе всего20 минут. Было много ошибок при выходе в открытый космос, и космонавт чуть не погиб. В самом начале выхода, космонавт забыл закрепить страховочный трос, это заметил его напарник Беляев, и вовремя пристегнул трос, во вторых в корабль А.Леонов проник головой, а не ногами по инструкции, задел баллоны, и чуть не произошел взрыв. Большая разница давления могла привести к гибели космонавта. Несмотря на возникшие неполадки, Восход-2 сделал 19 витков вокруг Земли, космонавты благополучно приземлились на Землю .
Учитель: Как всегда первым быть опасно и тяжело. Кто еще может что то добавить…..
Ученик3: Можно рассказать о женщинах, которые побывали и работали в космосе?
Учитель: Конечно же можно, а вы знаете ребята, что начиная с 63 года по настоящее время, в космос совершили полет 60 женщин космонавтов. Из США -46, а наших женщин -4, но зато наши были первыми. Расскажите про них.
Ученик4: 16 июня 1963г. Валентина Николаевна Терешкова, в одиночку совершила первый полет в космос. Позывной Чайка. Стала героем Советского Союза, присвоили звание генерал-майора.19 августа 1982 г.-27 августа 1982г. Светлана Евгеньевна Савицкая, первая женщина- космонавт вышедшая в открытый космос. Стала дважды героем СССР, кандидат технических наук. Позывной Днепр. По продолжительности нахождения женщины в космосе -169 суток- Елена Кондакова. Она дважды побывала в космосе, первый раз в 1994 году на корабле Союз и находилась на станции Мир-169 суток 5 часов. Второй раз совершила полет на американском корабле Атлантис . Четвертая женщина - космонавт Елена Серова, сделала в 2014 году 50 научных экспериментов в космосе, которые внесли огромный вклад в развитие космического освоения.
Учитель: Может и среди вас есть будущие летчицы и летчики. Но вначале нужно хорошо учиться и закончить школу, а для этого нужны прочные знания. Вот некоторые вопросы для вас. Сколько планет вращается вокруг солнца?. Смогли ли люди посетить, хотя бы одну из них?
Ученики5 Вращаются 8 планет, люди смогли посетить наш спутник, Луну в 1969 году. 16 июля 1969 г. начался полет на Луну на корабле Апполони контакт с Луной произошел 20 июля. Командир экипажа Н.Армстронг медленно спустился на шаткой лестнице и осторожно встал на Луну, скорее к нему присоединился Э.Олдрин, а третий член экипажа М.Коллинз терпеливо поджидал своих товарищей на околоземной орбите. Всего за время экспедиции американцы доставили 400 кг образцов, использовали электромобиль, который мог развивать скорость 14 км/ч. проехали около 35 километров. Американцы оставили на Луне след и закрепили флаг.
Учитель: Наши космонавты были на Луне?
Ученик6: Нет, наши запускали космические аппараты Луноход. 14 сентября 1969 года советская станция Луна-2 достигла Лунной поверхности. 3 февраля 1966 года станция Луна-9 совершила мягкую посадку на поверхность Луны. Всего с 1966 по 1976 гг. для изучения Луны были запущены СССР и США 40 автоматических станций. Затем для изучения Луны присоединились станции Японии и Китая.
Учитель: А что знаете об орбитальных станциях?
Ученик7: 19 апреля 1971 г. на орбиту была выведена долговременная орбитальная станция Салют, на борту которой, было установлено около 2 тысяч различных приборов. 7 июня 1971 года со станцией состыковался космический корабль Союз-11 с экипажем, в составе Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пашаева. 2 декабря 1971 года, с советской станции Марс -3 впервые произведена мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность Марса. В 1977 году на орбиту вышла орбитальная лаборатория Салют -6, которая служила космонавтам 3 года. Ученик1: Весной 1986 года на вахту встала крупногабаритная орбитальная станция Мир. Конструкция Мира позволяла причаливание к станции 6 космических кораблей или специальных отсеков-модулей. Именно на станции Мир были зафиксированы долговременные пребывания космонавтов, например Мусса Манаров на орбите находился 365 суток ( целый год). В 2001 году станция Мир была затоплена в Тихом океане, стране был нанесен непоправимый урон. На место станции Мир совместно с американцами построена станция КМС ( космическая международная станция), к которой пристыковываются наши корабли.
Учитель: Космическая техника не останавливается на достигнутом, разрабатываются новые космический корабли. Прошла эра американских Шаттлов ( корабли многоразового использования). Отрабатывается например проект космического самолета Хотол, задуман в Великобритании. Он не нуждается в ракето - носителе, а разгоняется с помощью собственного двигателя, использующего кислород воздуха. На борту должна работать установка по сжижению воздуха с последующим отделением жидкого кислорода. Проектирование космического корабля многоразового использования под названием Гермес. Для чего нужно летать в космос, ребята? Имеет ли какое нибудь значение эти полеты?
Ученики 1. Трудовая вахта космических кораблей вносит неоценимый вклад в решение многих народохозяйственных проблем;
С помощью спутников осуществляется телефонная, телефаксная связь;
Ведется трансляция на дальние расстояния;
Ведутся исследования природных ресурсов в интересах геологов, рыбаков, земледельцев;
Система поисков попавших в беду самолетов и кораблей, информации о стихийных бедствиях и катастрофах;
Сбор данных для борьбы с экологическими выбросами;
Поиски очагов пожаров в ненаселенных и труднодоступных лесных районах;
Отыскание наилучших мест ловли рыбы;
Помочь человечеству предвидеть надвигающие угрозы со стороны космоса ( астероиды, метеориты), помочь их своевременно отводить от Земли, если это возможно;
Учитель: Теперь ребята всем понятно, что космонавтика стала одним из главных рычагов современного мирового прогресса. Несмотря, на то космонавтика –отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Вот и закончился наш урок. Подведем итоги урока. На столе у вас смайлики. Если вам урок понравился поднимаем желтый, если не очень, красный, если не понравился урок –черный . Есть листочки с вопросами на столе, кратко напишите ответы на вопросы и сдайте. Были ли на уроке новые для вас сведения?
Что вызвало наибольший интерес?
Каковы будут, по вашему мнению, дальнейшие шаги человечества в освоении космоса?
Что еще хотите узнать по этой теме?
Нужна ли помощь при сборе инфомации?
Литература:
Байконур –Вселенная6 Стихи. М. Современник, 1987.
Докучаев Ю.А. Урок Гагарина. М.Детская литература, 1981г
Гагарин Ю.А. Дорога в космос.- М.. Воениздат, 1983.
И.В.Мучникова. Комитет по геодезии и картографии. 1994 г. М.
Космос школьная энциклопедия. 2002г.М.
Энциклопедический словарь юного астронома. Сост. Н.П.Ерпылев. –М.Педагогика. 1986г.
Устинов Ю.С. Бессмертие Гагарина. М.2004г.
Ребров Н.Ф. С.П.Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. М.Отечество. 2002г.
Интернет-ресурсы:
. roskosmos.ru/1021201604/;
;
;
-Космос;
comluser/tvposcos.mus/