Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя.
Автор: Семенова Наталья Сергеевна

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя. У меня в классе обучается 18 учеников, из них 6 обучающихся по адаптированной программе.Поэтому проблема толерантности мне известна не по наслышке. С этим я сталкиваюсь каждый день, когда переступаю порог класса и когда дети только приходят в школу на занятия. Уже с первых минут пребывания в школе такие дети начинают испытывать трудности :в общении с одноклассниками, с учителями-предметниками, и наконец даже сами с собой. Хочется сказать, что не все учителя-предметники, которые обучают таких детей в условиях обычного класса, готовы к работе с такими детьми. Учителя считают, что эти ученики просто не хотят заниматься, ленятся, не учитывая те обстоятельства , что такой ребенок просто не может успеть за тем темпом обучения, который рассчитан на среднестатистического ученика. И конечно хочется сказать, что учителя, работающие с детьми ОВЗ должны сами в первую очередь показать свое толерантное отношение. И только тогда, ученики, которые обучаются с такими детьми ,увидят и поймут, как должны это делать. Кто, как не мы ,взрослые должны показать пример. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей . Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов. Своими задачами ,как классного руководителя , где учатся «особые» ученики можно определить следующим образом:1. Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка.2. Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.3. Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии. 4.Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть: -  познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, -  сочинения, защита исследовательских работ, -  конкурсы рисунков, стихов, -  социальные акции, концерты, праздники и др. Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.Я, как учитель, должна помочь таким детям в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е.ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.Разработанные педагогами и специалистами индивидуальные образовательные программы должны учитывать особенности каждого ребенка с ОВЗ. При этом необходимо заметить, что инклюзивное обучение не должно вытеснять традиционные формы эффективной помощи детям –инвалидам.Если говорить об образовании детей с ОВЗ в обычных классах, нельзя не отметить, что такие дети еле-еле осваивают адаптированную программу, испытывают трудности в обучении и адаптации, многие не успевают по предметам.Проблема школьных трудностей детей с ОВЗ является комплексной, поэтому внутри нее выделяется ряд аспектов.Первым хотелось бы обозначить аспект социальный.Дело в том, что школьные трудности — это огромная социальная проблема. Истоки следует искать в совокупности школьных трудностей, которые, как правило, появляются уже при обучении в начальной школе. Иногда их бывает трудно вовремя заметить, а иногда педагоги не знают, как помочь детям. Поэтому от 40 до 60% учеников начальной школы переходят в основную школу, так и не преодолев трудностей письма и чтения. И помочь этим детям можно единственно возможным способом — начав все обучение «с нуля».Школьные трудности имеют и огромные социальные последствия, которые проявляются как в ограничении возможностей выбора профессии (что обусловлено функциональной неграмотностью), так и сложности социальной адаптации, потому что человек, не нашедший себя, не освоивший свою профессию, не может стать полноценным членом общества.Второй аспект проблемы — психологический.Все хорошо знают, что постоянные неуспехи и неудачи не позволяют ребенку личностно развиваться. Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается задержка психического развития, нарушения речи, выявляются проблемы в эмоциональной и волевой сфере. Все это может негативно влиять на успешность обучения, адаптацию в коллективе, возможность развития заложенных природой способностей и личностного развития, становления и роста.Есть и медицинский аспект проблемы школьных трудностей. Постоянные неудачи, тревоги, страхи приводят к вторичному нарушению здоровья детей.К сожалению, у наших детей адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации) во всей популяции достаточно низкий.Только по официальным данным 70% молодых женщин имеют патологии беременности и родов. Любой ребенок из этой категории имеет сниженный адаптивный ресурс.До тех пор, пока условия его жизни благоприятны, пока нагрузки посильны, этот сниженный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не справляется (и эмоционально, и интеллектуально, и физически), наступает срыв. Потому период начала обучения часто заканчивается снижением физиологической и психологической адаптации ребенка. А это приводит к резкому ухудшению психологического и физического здоровья.В этом помогает убедиться элементарный тест – когда школе проводим ежемесячное взвешивание первоклассников, то мы обнаружим, что к декабрю 90% из них теряют 1,5–2 кг. Дети становятся бледными, появляются синяки под глазами. Все это свидетельствует о срыве адаптации на физиологическом уровне. Психологический срыв наступил гораздо раньше, но, как правило, остался незамеченным.Говоря о медицинском аспекте проблемы, можно выделить один важный момент. Педагог обязательно должен представлять себе, что такое возрастное созревание мозга ребенка. Он должен понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать, на этом нужно выстраивать работу.Но, к сожалению, педагоги плохо знают и понимают возрастные особенности организации внимания, памяти, деятельности, мышления. А незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем.Знакомясь с методической литературой по инклюзивному образованию, я применяю метод по развитию мелкой и крупной моторики рук.Мною реализуются в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития разнообразные комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика), а также работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), направленные на коррекцию трудностей в обучении у детей с ОВЗ.В целях подкрепления необходимого поведения, действий у детей с ОВЗ при формировании учебных навыков я используют разные подкрепления социальные («Молодец!», «Умница!»«У тебя здорово получилось!» и др. ,визуальные (подарить жетон, карточку с оценкой «5» и др.).В своей работе я использую следующие методики:1.Методика использования карточек.Готовясь к каждому занятию с детьми с ОВЗ, я проделываю большую подготовительную работу – готовлю иллюстрации, карточки, яркие рисунки и конечно презентации, ведь известно ,что такие дети являются в основном визуалами.Внимание школьника с ОВЗ в начале обучения редко может быть распределено по нескольким признакам (слушаю и пишу). Поэтому следует подсказывать: «Слушаем, а теперь пишем», «Напиши буквы красиво, только помни о границах строчки».Данная методика позволяет формировать следующие уровни произвольного внимания.Достаточный уровень сформированного произвольного внимания помогает развитию произвольного восприятия. Вглядываясь в рисунок в начале обучения, дети в качестве определенного, знакомого предмета узнают чрезмерно большой круг объектов.Это происходит из-за того, что при восприятии предмета ребенок с ОВЗ «выхватывает» любую его часть и делает заключение об изображенном объекте на ней, без анализа других частей и заключительного синтеза. Так, вместо контурного изображения настольной лампы ребенок видит гриб, вместо кошки – лису.Присматриваться к предмету, видеть все детали поможет простая игра «Часть и целое».Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Рука». Ребенок бросает мяч взрослому и говорит: «Палец». Взрослый с броском мяча снова говорит: «Рука». Ребенок в ответ: «Ладонь».Так в игре активизируются в речи многие образы-представления. Рука (палец, ладонь, запястье, локоть, фаланга, плечо). Дом (окно, крыш а, чердак, подвал, подъезд). Усвоение названия предмета неизменно влечет за собой совершенствование восприятия этого предмета и наоборот.Все названное должно быть увидено (наглядность, иллюстративность). Все увиденное должно быть названо. Ведь наш ребенок, скорее всего, пропустил золотой период называния, когда трехлетка тычет пальцем во все, что его окружает, с вопросом: «Это что?». Номинативная функция речи тесно связана с запасом образов-представлений.Игра «Я знаю пять имен».Учителя при формировании навыка у детей с ОВЗ определять категории используют в игру с мячом «Я знаю пять имен...» с опорой на зрительную память. Сначала ребенку разрешается подглядывать на разворот книги или самостоятельно сделанного альбома с изображениями различных насекомых, музыкальных инструментах, деревьев, мебели. Со временем количество элементов в ряду постепенно увеличивается, а альбом можно со временем убрать. Так будет тренироваться зрительная память.Методика «Разрезные картинки».Активное действие с материалом также облегчает запоминание. Запоминаемое четверостишие пишется на бумаге и разрезается на строчки.Школьнику предлагается разложить строчки в правильном порядке. Все, что надо запомнить, должно иметь эмоциональную окраску.Повторяя грамматическое правило с целью заучивания, варьируйте повторения. Например, попросите ребенка прокричать, проплакать, прохрипеть его («как старый капитан»).Объем слухоречевой памяти поможет увеличить игра «У бабушки в сундучке».Для этого используется сундучок, в который помещают несколько предметов.Ребенок должен называть предметы, лежащие в сундучке, повторяя всю цепочку и прибавляя свое слово. Запомнить текст помогут пиктограммы, самостоятельно нарисованные ребенком и обозначающие различные части текста.Необходимое условие запоминания – осмысливание материала, осознание содержащихся в нем фактов. Осмысленное запоминание отличается от механического («зазубривания») тем, что оно всегда происходит в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, большей точности и прочности.Используйте при запоминании сравнения (пишем цифру два – лебедь плывет к окну, налево), учите ребенка разбивать запоминаемый текст на смысловые части и коротко называть их.Подбирая материал к уроку, ищите информацию, имеющую для ребенка личностное значение: «Сегодня учим стихотворение про твои любимые машины». Разучивая стихотворения таким образом, ребенок усваивает образцы правильного согласования частей речи, овладевает нормами грамматики.Рекомендации по формированию произвольной деятельности при овладении грамотностью.Сложным видом произвольной деятельности являются письмо и чтение. Остановлюсь на трех основных трудностях, которые появляются у школьников с задержкой психического развития в начальном периоде овладения грамотой. Следует иметь в виду, что на каждом новом этапе обучения эти трудности проявляются в новом качестве. Резкое отставание в общем речевом развитии, особенно недостаточная готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слова – основная причина, затрудняющая процесс овладения грамотой.Трудности соотнесение звука речи с буквой – следующая причина, затрудняющая письмо и чтение. Имеются в виду трудности запоминания буквы как образа звука, причем параллельно идет смешивание сходных по написанию букв (по оптическому, кинематическому).Здесь поможет лепка букв, обводка буквы по бархатной бумаге пальцем или даже носом, дописывание незаконченных букв, моделирование букв из проволоки.Отдельно остановимся на особенностях усвоения орфографических правил детьми с ОВЗ. Эта трудность выявляется у учащихся на всех этапах обучения.Правило надо запомнить, в правиле говорится о том, чего нельзя потрогать руками. Это сразу затрудняет работу над ним. Даже если ребенок запомнил правило, он с трудом распространяет его на слова, не указанные в примерах, особенно редко употребляемые (сорняки, благодарил).Правило со временем воспроизводится в укороченном виде, упрощается за счет пропуска отдельных компонентов. В этом случае все зависит от педагога.Не надо переходить к изучению нового правила, пока не запомнится старое. Постоянно нужно повторять старые правила.Очень важно подыскивать примеры, которые иллюстрируют правило. Сколько повторений, столько новых примеров.Хочу отметить трудности чтения как деятельности, характерные именно для детей с ОВЗ. Ребенок на начальном этапе обучения долго не может осознать соотношение буквы и слова, то есть сущность процесса письма и чтения. Дети заучивают буквы ради самих букв, не осознавая, для чего они это делают, и какое мощное «оружие» дарит им учитель.Как только ребенок с помощью своего наставника-учителя поймет, что читать буквы, значит, заставлять звучать слово, слышать его, представлять прочитанное - происходит качественный скачок в формировании читателя.И в итоге всего вышесказанного хочется добавить, будьте добры и милосердны! В этом и есть наша толерантность!