Общечеловеческий и социальный смысл комедии “Горе от ума” 9 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Общечеловеческий и социальный смысл комедии “Горе от ума” 9 класс
Автор: Бурова Галина Викторовна

Бурова Галина Викторовна,МБУ лицей №60, учитель русского языка и литературы,г.о. Тольятти. Разработка урока по литературе “Общечеловеческий и социальный смысл комедии “Горе от ума” для учащихся 9 класса.Цели: Прийти к пониманию общечеловеческого и социального смысла комедии; проанализировать характер главного героя пьесы; развивать умения социально-психологической характеристики персонажей; формировать навыки анализа драматического произведения. Этапы Урока Проверка выполнения домашнего задания Слово учителя На прошлом занятии мы обсуждали некоторые особенности комедии Грибоедова как произведения нового типа, подробно говорили о ”фамусовской Москве”, представляющей “век минувший”, обозначили основные этапы развития конфликта социального, его незавершенность в рамках произведения. Сегодня мы определим, в чем заключается общественный и общечеловеческий смысл комедии. Особое внимание уделим характеристике главного героя – Чацкого. Он вызывает до сих пор много вопросов. Что это за человек? Умен он или глуп? Комична или трагична его роль? Постараемся ответить на эти вопросы.Беседа - Главный герой комедии – Чацкий. Что мы узнаем о Чацком до его появления? Кто о нём вспоминает? (Вспоминает о Чацком (д. I, явл. 5) горничная Софьи Лиза:Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!”. Софья о нем отзывается так “Он славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит, мне забавно…”. “Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой; но потом он съехал <…> и редко посещал наш дом. <…> Остер, умен, красноречив, в друзья особенно счастлив, вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него. Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?.) - Почему Софья так говорит о Чацком? Было ли любовью чувство, связавшее их? Обоснуйте свой ответ. (Софья рассталась с Чацким, когда ей было 14 лет ( сейчас ей 17). Они вместе росли, были хорошими друзьями, она по достоинству ценила его острый ум, красноречие, вместе они шутили и смеялись. Но он внезапно уехал, и три года о нем не было почти никаких вестей. А Софья повзрослела, стала по-другому смотреть на многие вещи. Теперь он увлечена Молчалиным. Очевидно, любви к Чацкому со стороны Софьи никогда не было.) - С возвращением Чацкого в дом Фамусовых начинает разворачиваться любовный конфликт. Как появляется на сцене Чацкий? Какова реакция Софьи, и как оценивает ситуацию сам герой? Прав ли он? (Чацкий появляется в доме совершенно неожиданно ( и некстати для Софьи, влюбленной в Молчалина). Он сразу засыпал Софью вопросами: “Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вот прием!”. Во-первых, он не дает возможности девушке что-либо ответить; во-вторых, он даже отчитывает Софью, как будто имеет на это право: “Ни на волос любви! куда как хороши! <…> И вот за подвиги награда А какие подвиги? За то, что приехал. Достаточно “сухим” ответом возлюбленной “я вам очень рада” герой недоволен: “Однако искренно кто ж радуется эдак?”. Софья вынуждена оправдываться ( как преступница) в том, что всегда интересовалась у проезжающих, не встречали ли они его где-нибудь. Очевидно, Чацкий в данном случае не прав, попросту неучтив и невежлив. Былая дружба (даже не любовь!) не дает ему права требовать каких-то ответов. Хотя, оправдывать Чацкого все же можно. В пылу своей страсти он забывает обо всём, к тому же он ещё не осознает, что Софья могла за время его отсутствия измениться, что она уже не та девочка, которой он ее знал.) - О чем продолжают разговор друзья детства? Что задевает в словах Чацкого Софью? Подумайте, почему. ( После детских воспоминаний и комплементов Софье Чацкий открыто задает полушутливый вопрос: “Не влюблены ли вы?”. Девушке вопрос явно неприятен, так как посторонний человек пытается проникнуть в ее тайну. Еще больше настраивает героиню против Чацкого его обличительный выпад против Москвы, всех этих дядюшек и тетушек. Если задуматься, объяснить реакцию барышни не сложно. Она выросла в этом кругу. Это ее родных и знакомых так едко высмеивает Чацкий. Значит, и ее, ведь она, несмотря на свой юный возраст, по своему воспитанию и взглядам – сама часть той “фамусовской Москвы”. Далее Чацкий совершенно расстраивает все дело, небрежно упомянув Молчалина в разговоре: “Что я Молчалина глупее?” Итак с Софьей все ясно. Она и раньше не питала никаких чувств, кроме дружеских, к Чацкому, а теперь просто раздосадована на него. О любви тут и думать не приходиться. Но понимает ли это Чацкий? Прозрение не приходит и после обморока с Софьей при падении Молчалина с лошади.) - Как вы думаете, почему вроде бы неглупый Чацкий не понимает очевидных вещей? ( Он “глуп сердцем”) О взаимоотношениях Софьи и Чацкого мы немного поговорили. Теперь перед нами фигура Молчалина. Оказывается, герой вовсе не таков, каким его себе представляет Чацкий. Проведем “следственный эксперимент”. ( Класс делится на группы, которые получают задания проследить взаимоотношения Молчалина с другими героями: а) Молчалин и Софья ( Молчалин и Лиза); б) Молчалин и Фамусов (и другие важные гости); в) Молчалин и Чацкий. Один ученик при ответе зачитывает цитаты, другой делает обобщения ( выступает в роли комментатора).)ОбобщенияГруппа 1 С Софьей Молчалин несмел, застенчив: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит.” Он не многословен, приобрел дружбу всех в доме. Конечно, нет в нем того ума, который “скор, блестящ и скоро опротивет”, - признает Софья, но, по ее мнению, как раз не такой ум нужен, чтобы “осчастливить” семейство. С Лизой Молчалин совершенно иной: ведет себя очень вольно, говорит, что искренне любит только ее, а в Софье Павловне не видит “ничего завидного” и вовсе не собирается на ней жениться: “Без свадьбы время проволочим”. Оказывается, он лишь прикидывается влюбленным “в угоду дочери такого человека” ( т.е. своего покровителя Фамусова). Подслушав разговор Молчалина с Лизой, Софья гонит Молчалина прочь. Тот просит прощения, унижается, бросаясь перед ней на колени. Он и здесь пытается солгать, вывернуться: “Шутил, и не сказал я ничего, окроме…”. Несмотря на мольбы о прощении, Молчалин изгнан Софьей, но навсегда ли? Чацкий полагает, что она его простит: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”.Группа 2 Молчалина привет в дом Фамусов: Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари, В Москву переведен через мое содейство И будь не я, коптел бы ты в Твери. Молчалин боится, что Фамусов узнает о его тайных встречах с дочерью и выгонит. Секретарь Павла Афанасьевича жтвет по завещанию отца: …угождать всем людям без изъятья. Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. И он действительно угождает: “Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет” ( Чацкий о нем).Группа 3 Чацкий весьма невысокого мнения о Молчалине, считает его глупым: “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье”; “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть”, всегда “на цыпочках и не богат словами”. Чацкий не замечает, что Молчалин, в свою очередь, сам его жалеет и даже хочет оказать некоторую услугу – покровительственно наставляет икать протекции у знати, выслужиться. Далее Молчалин поучает Чацкого: “Ведь надобно ж зависеть от других”. Для чего? – “В чинах мы небольших”. Вероятно, под этим “мы” он подразумевает не только себя, но и Чацкого. - Таким образом, Молчалин далеко не безобидный персонаж, зря Чацкий его недооценивает. Впрочем, однажды он пророчески предсказывает судьбу Молчалина: “Он дойдет до степеней известных…”. - Мы с вами посмотрели на Молчалина “со стороны”. Так кто же он такой, и почему достаточно неглупая и смелая в своих предпочтениях Софья предпочитает его остроумному Чацкому? (Софья не глупа, но она воспитана на французских романах. Безмолвие и крепость Молчалина она принимает за искреннюю любовь и обожание. Ей лестно облагодетельствовать безродного секретаря. Кроме того Софья избалована и своенравна, очевидно, ей кажется, что она легко сможет управлять таким мужем, как Наталья Дмитриевна повелевает своим Платоном Михайловичем. Это был идеал московских невест, по точному определению Чацкого: “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…”. Ни Софья, ни Чацкий и вообще никто в доме Фамусова не замечает второй стороны натуры Молчалина. Пока он действительно молча всем угождает – от хозяина до его собаки, он зависит от других. Но это только пока: “В чинах мы небольших”. Два его самых замечательных качества ( по его же словам ) – “умеренность и аккуратность” – работают на его репутацию. А если прибавить к этому трезвый холодный расчет, мы увидим все задатки очень способного делового человека. И этот человек пойдет далеко, дальше, чем Чацкий с его горячностью и открытостью в суждениях. Этот новый человек, он, скорее, напоминает предприимчивого и устойчивого к любым переменами буржуа, который придет к власти.) - Благодаря фигуре Молчалина в комедии не один, а целых три любовных треугольника: Чацкий – Софья – Молчалин; Софья – Молчалин – Лиза; Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша. Именно любовный конфликт дает толчок конфликта социального. - Когда происходит кульминация в развитии социального конфликта? Чем она вызвана? ( Конфликт социальный обостряется на балу. Раздосадованная на Чацкого Софья случайно называет его сумасшедшим, и общество, жадное до подобных сплетен, с удовольствием подхватывает ее слова, да еще добавляет подробностей. Но Чацкий сам в этом виноват. Он подтверждает слух о своем безумии своим обвинительным монологом в адрес остальных.) - В начале урока мы уже говорили о взглядах Чацкого на некоторые важные вопросы воспитания, образования, политики. Теперь посмотрим на сцену бала. - В чем же упрекает присутствующих Чацкий? ( Чацкий обвиняет русское высшее общество приверженности ко всему иностранному. Но он критикует не только язык – смесь “французского с нижегородским”, а и одежду “по шутовскому образцу”, и нравы, и даже “смешные бритые седые подбородки”. Т.е. в данном случае он выступает как типичный славянофил. Собственно, он предлагает вернуться к допетровским временам. Поэтому, его действительно принимают за больного, неразумного.) - Докажите, что Чацкий в этой сцене являет собой фигуру трагическую и комическую одновременно. ( После объяснения с Софьей, которая уже прямо говорит ему, что любит не его, а Молчалина, Чацкий совершенно потерян, раздосадован. Но всю свою досаду и раздражение он выплескивает на “банальное общество”, пытаясь проповедовать свои идеи. Но он выбрал неподходящее время и место: люди хотят веселиться, а не выслушивать нравоучения. В разгар своего монолога Чацкий внезапно обнаруживает, что его никто не слушает, а вокруг уже все давно кружатся в вальсе. Его жалко, но одновременно нелепая фигура героя вызывает улыбку. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И, главное, на кого? На глухого князя Тугоуховского? На глупую старуху-графиню?.. Социальный смысл комедии раскрывается в споре Чацкого с “фамусовской Москвой”. После разоблачения Молчалина в глазах Софьи Чацкий уезжает. Он покидает дом в смятенном состоянии. Он бросает последние обвинение свету. Софью он винит в то, что она его “надеждой завлекла”, Москву с ее обществом называет “мучителей толпой”. Герой мечтает “на весь мир излить всю желчь и всю досаду”. Он так и уезжает никем, не понятый, объявленный безумцем.)Подведение итогов В критике было много споров о фигуре Чацкого. Некоторые утверждали, что он близок автору: умен, равнодушен к чинам, карьере стремится к личной независимости; в нем отмечаются некоторые черты “политического вольнодумства” ( в диалогах с Фамусовым ), он критически относится к свету. Его мировоззрение несовместимо с патриархальной “фамусовской Москвой”. Чацкий долго путешествовал, набрался “вольных мыслей”, но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность. Именно поэтому Пушкин, например, вовсе отказывал грибоедовскому герою в уме: как можно “высказывать” свои суждения кому попало? Одно время критики даже утверждали, что Чацкий – декабрист ( по крайней мере по убеждениям ). Но разве он похож на декабриста? В его мыслях нет ничего необычного: так думали многие образованные люди того времени. К тому же Чацкий – вовсе не герой-боец. Он приехал в Москву вовсе не с целью проповедовать политические взгляды, обличать пороки общества. Он вернулся только ради Софьи. Он высказывает свои мысли в основном случайно, причем чаще находясь в состоянии досады на Софью, не отвечающую ему взаимностью. Появление Чацкого ничего не изменила во взглядах московского общества, наоборот, повредило лишь самому Чацкому. Его фигура трагична и комична одновременно. Он напоминает нам бессмертного Дон Кихота Сервантеса, сражающегося с ветряными мельницами (фамусовским обществом).Домашнее задание
  • Выписать из текста комедии как можно больше выражений, ставших крылатыми (афоризмов).
  • Ознакомиться с критическим этюдом И.А. Гончарова “Мильон терзаний”, найти высказывания о главных героях пьесы.
  • Подготовиться к тестовой зачетной работе ( по тексту комедии)
  • Подготовить небольшой доклад о сценической истории пьесы “Горе от ума” ( в качестве пособия рекомендуется книга О.Л. Кудряшова “Театр А.С. Грибоедова”. М., 1983 ).