"Театр дома"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Театр дома"
Автор: Курцева Светлана Николаевна

«Театр дома»Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, какой каждый видит её и в какой способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, дошкольники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус-важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведённое исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности дошкольников подтвердило развивающею роль искусства, а это, в свою очередь, позволило нам предложить о существовании и возможности такого воздействия и на школьника.Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своём «детском театре»?Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за курочкой - мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котят в собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одно плановые, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.Совсем маленькие дети-благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трёх летних малышей вести ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребёнку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему своего ребёнка, наверное, можно. Домашние спектакли как-то, позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Можно ребёнку предложить по импровизировать со своими игрушками. Обыграть можно любую детскую игрушку вместе с ребёнком. Можно так же перейти от простейших действий с игрушкой к небольшим сюжетам. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединять несколько персонажей не только говорили, но и выполняли определённые действия. Например, в сказке «Колобок». В продаже есть специальные театры сказок: с домиком, зверюшками, людьми. Этот комплект самого рода модель, и с ним ребёнок может проиграть один всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонажей действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Хорошо если ребёнок придумает о каждом персонаже рассказ.Игрушка в своём общественно-образном виде, чаще всего лишённая характерности, и тем более пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театрально действие. Возникает потребность в использовании дополнительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное оформление. Совершенствуются умения ребёнка в управлении персонажем в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашённые. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появится собственные пьески или инсценировки. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появится собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к пространственному на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.Так постепенно от элементарной детской игры к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведёт малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль которая им нравится.Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы полынного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость как участникам игры, так и зрителям. Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками.Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть.Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев.Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.