Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Подготовка руки к письму детей дошкольного возрастаПодготовка руки к письму – это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. Подготовка руки к письму – один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт. С чего должна начинаться подготовка руки к письму? Виды упражнений для развития мелкой моторики:
  • выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
  • конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
  • конструирование из бумаги и картона,
  • плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
  • работа на детском настольном ткацком станочке,
  • пришивание пуговиц,
  • нанизывание бусин и изготовление детских бус,
  • изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
  • пальчиковые игры,
  • штриховки,
  • изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
  • выжигание по дереву,
  • выпиливание,
  • валяние,
  • раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
  • рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
  • дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
  • обведение рисунков по точкам,
  • выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка),
  • задания с линейками – трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
  • рисование на доске мелом, цветными мелками,
  • оригами,
  • изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
  • Три года – это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв. В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки. Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения. Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую моторику рук. Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно. Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев. Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.Особенности формирования письма у детейПисьмо – достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков. Подготовка руки к письму делится на несколько этапов. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем.Известно 3 группы навыков письма: техническая – умение по назначению использовать канцелярские принадлежности;графическая – умение правильно изображать буквы, цифры и звуки;орфографическая – умение услышать и правильно записать слово. Выбор ручкиПри обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка – залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр – 7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым. В последнее время особую популярность имеют так называемые ручки-самоучки. Это своеобразный тренажер, благодаря которому ребенок учиться правильно держать письменные принадлежности и красиво писать. Выпущена также серия, которая позволить скорректировать почерк ребенка 7-8 лет.Важно также знать, что рекламные и подарочные ручки для обучения не подходят. Чаще всего они имеют декоративные элементы, которые отвлекают ребенка.Графические упражнения и штриховка. Выполняются сначала на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении.Не выходить за контуры фигуры.Соблюдать параллельность линий.Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.