«Проектирование образовательной предметно – пространственной среды в рамках духовно – нравственного воспитания дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектирование образовательной предметно – пространственной среды в рамках духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Автор: Аверкиева Ирина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок» «Проектирование образовательной предметно – пространственной среды в рамках духовно – нравственного воспитания дошкольников»Воспитатель: Аверкиева Ирина Ивановна п.Прохоровка 2017 г.В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. И совершенно не случайно в нашей области, районе возрождению духовности, укреплению нравственных ценностей, воспитанию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.Одним из важных условий духовно – нравственного воспитания дошкольников является организация образовательной предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении. Образовательная среда – это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ, в том числе, развивающая предметно – пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей.Предметно – пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержания его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.Духовно – нравственное воспитание дошкольников тесно связано со знанием православных традиций нашего народа.Одной из эффективных форм воздействия при формировании нравственных и личностных качеств дошкольников является оформление «Центров православной культуры» в группах. В них находятся православная литература: «Детям о вере», «Детская библия», «Детям о слове», альбомы «Дети рисуют Ангела-Хранителя», «О Пасхе» и др. Также здесь можно увидеть Пасхальные яйца, лампадки, изображения Ангелочков, изображения Святых земли Русской. К праздникам Рождества Христова, Пасхе организуются выставки детского творчества.Одним из направлений духовно – нравственного воспитания дошкольников является патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку.- развитие интереса к русским традициям и промыслам.- расширение представлений о городах России;- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).Важнейшим условием решения данных задач, является создание в групповых помещениях детского сада «Краеведческих центров».В младшей группе в таком центре представлены плакаты и альбомы «Моя семья», «Мой детский сад».В «Краеведческих центрах» средней, старшей и подготовительных групп присутствует государственная символика (флаг, герб); портреты главы государства, области; виды достопримечательных мест родного края (открытки, фотоматериалы, буклеты); альбомы: «Народные промыслы», «Народные игрушки».Ко Дню Победы оформляются тематические выставки литературы, иллюстраций военной тематики, картотека участников ВОВ.Экологическое воспитание дошкольников также является одним из направлений духовно – нравственного воспитания.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование основ экологического миропонимания;
  • расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
  • развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия  человеческого воздействия на объекты природы).
  • Одним из условий достижения поставленных задач является создание в группах «Экологических центров».Наполняемость «Экологических центров»:- младший дошкольный возраст- материалы для экспериментирования (вода, песок, камешки, ракушки, перья и т.д.), комнатные растения и атрибуты для ухаживания за ними.- начиная со средней группы – комнатные растения, паспорт растений, календарь природы, плакаты- «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», альбомы: «Времена года», «Части суток», «Деревья», «Птицы», «Обувь, одежда» и др. Представлена литература природоведческого содержания. Имеется различный материал для экспериментирования. Игра в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на духовно-нравственное развитие ребёнка. Игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми.Во время игры у детей формируются такие нравственные качества, как отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сострадание. Во всех возрастных группах нашего детского сада созданы «Игровые центры».Данные центры содержат различные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья» (куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол и др.), «Кухня» (модуль «кухня»аборы посуды, макеты фруктов, овощей и др.), «Больница» (белые халаты, набор доктора, плакаты для проверки зрения и др.), «Магазин» (модуль «магазин», тележки, корзины, муляжи фруктов, хлебо - булочных изделий и т.д.), «Парикмахерская», (модуль «парикмахерская», накидки для посетителей, инструменты, фартук парикмахера и др.), «Армия» (набор солдатиков, набор военной техники и т.д.), «Космонавты» (набор «космос», макеты ракет, альбом «космос и др.). Задачи центра «Мини – библиотека»:- развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка духовное начало;
  • развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
  • формировать привычки советоваться со своей совестью в разных жизненных ситуациях;
  • воспитывать нравственные качества личности (милосердие, сострадание, уважение, послушание).
  • Во всех возрастных группах созданы центры «Мини- библиотека», в которых находятся книги, иллюстрации, рисунки, плакаты, соответствующие возрасту детей. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение. Для того чтобы дети могли заниматься театрализованной деятельностью, в группах созданы «Театральные центры». Они содержат различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на палочках и др. Также здесь есть элементы костюмов, маски, ширмы и т.д. Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей средствами изобразительного искусства:- учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность; - формировать художественно-эстетические творческие способности в изобразительной деятельности; - формировать художественный вкус. Для решения поставленных задач в группах созданы центры «Творческая мастерская», которые содержат различное оборудование и материалы для творчества (рисования, лепки, аппликации). Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов. Поэтому во всех возрастных группах нашего детского сада созданы «Музыкальные центры». Они оснащены магнитофонами, аудиозаписями, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, картотекой музыкально – дидактических игр и т.д. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. А грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.