Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы «Тайны птичьего мира»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы «Тайны птичьего мира»
Автор: Лазько Жанна Евгеньевна

Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы «Тайны птичьего мира»Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живущих существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать на воздухе, и имеют типичное строение;Развивать умение устанавливать причинно-следственные различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность, развивать логическое мышление, внимание, память;Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.Материалы: Коллекция перьев разных птиц. Иллюстрации с изображением птиц с разными клювами, разным оперением. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, шипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.Раздаточный материал:Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.Ход: Воспитатель:Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Попробуйте угадать.(звучит аудиозапись «Голоса птиц»). Правильно, мы отправимся в мир птиц!Воспитатель:Вы уже много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?Дети:Перелётные и зимующие.Воспитатель:Почему птицы улетают на юг?Дети:Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Воспитатель:Каких представителей перелётных птиц вы знаете?Дети:Перелётные – утки, журавли, ласточки.Воспитатель:Как человек заботиться о пернатых друзьях в зимнее время?Дети:Необходимо развести птичьи столовые – кормушки. Их можно вещать на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.Воспитатель:Вот послушайте стихотворение на эту тему: Покормите птиц зимой. Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна. Горсть одна – И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А. Яшин)Воспитатель:Каких представителей зимующих птиц вы знаете?Дети:Зимующие - дятел, синица, воробей.Воспитатель:Как человек заботиться о птицах с приходом весны?Дети:Строит и развешивает скворечники.Воспитатель:Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала сделан скворечник?Дети:Из дерева.Воспитатель:Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток ,там, встаёт солнышко.Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?Дети:Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, индюки, гуси;Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, щегол, соловей;Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.Воспитатель:Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить , по какому признаку они объединены , а кто является лишним и почему. Игра «Четвёртый лишний».Ласточка, павлин, воробей, журавль.(Павлин – обитатель жарких стран).Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.(Трясогузка не певчая птица).Аист, фламинго, страус, альбатрос.(Альбатрос – птица с короткими ногами).Грач, скворец, ласточка, индюк.(Индюк – домашняя птица).Сойка, фазан, гусь, сова.(Гусь – водоплавающая птица).Сова, утка, голубь, сойка.(Сова – ночная птица).Сравнение птиц по разным признакам.Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем, например?Дети:У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет кроткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.Воспитатель:Игра «Кто где живёт».Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц из разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того, где они живут (у воды, в лесу или других местах).Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Вспомните , мы читали с вами произведение В. Баинки «Чей нос лучше ?»Дети:У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв – мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкийагнутый – легко расщёлкивает семечки.Воспитатель:Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев?А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?Дети:Нет.Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию.Дети:У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.Воспитатель:А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходиться находиться в воде? ( Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).Опыт:Жир отталкивает воду.Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте, так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?Дети:Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.Воспитатель:Верно, не зря в народе говоря «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?Дети:Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.Воспитатель:Как называются дети птиц? (Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит ? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера). Как развивается птенец?Дети:Птенец развивается из желтка, питание получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.Воспитатель:Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.Игра «У кого кто?»А сейчас, я предлагаю вам игру «У кого кто». Грач – грачата Дрозд – дроздята Стриж – стрижата Журавль – журавлята Кукушка – кукушата Ласточка - ласточатаПросмотр слайд – презентации.А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.(Просмотр презентации «Кто как поёт»).Игра – перевоплащение – физ. Минутка. Воспитатель:Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на иллюстрации. Чьи гнёзда вы там видите?Дети:Утки, ласточки, чайки, клеста.Игра «Чей дом?»Воспитатель:Есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц.Воспитатель:Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?Дети:Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.Рассматривание видов перьев.Воспитатель:Верно. Для чего нужны перья птице? Чем перышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию.Дети:Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела. Игра «Угадай по описанию».Воспитатель:Молодцы. А сейчас поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.Воспитатель:Как человек использует птиц в своей жизни?Дети:Использует мясо, яйца, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушание пение птиц.Воспитатель:Какую пользу приносят птицы в природе?Дети:Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.Воспитатель:А какой вред?Дети:Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.Воспитатель:Кого можно назвать врагами птиц?Дети:Диких животных, хищных птиц.ВикторинаВоспитатель:Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведём небольшую викторину. У Алёнушки - сестрицы унесли братца птицы. Назови их. (Гуси-лебеди). Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка) Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица) Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна –лебедь) Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца ? (Курочка Ряба) У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль) Какие птицы жили у бабуси? (Два веёлых гуся)Воспитатель:Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц одежду и посуду. Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?Дети:Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются. Итог занятия.Воспитатель:Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали?Дети:Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.Воспитатель: Вы много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природе.