«Звуковая культура речи звук /Ж/Ш/»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Звуковая культура речи звук /Ж/Ш/»
Автор: Зырянова Елена Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка»р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской областиКонспект НОД по развитию речи в средней группе тема: «Звуковая культура речи звук /Ж/Ш/»ВоспитательЗырянова Е.В.2018 Тема: Звуковая культура речи (звук /ж/ ш).Программное содержание:1. Упражнять детей в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах.2. Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.4. Расширять и систематизировать словарный запас детей.5. Учить различать на слух слова с определенным звуком.6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.7. Развивать тонкую моторику и кинетические навыки;8. Способствовать развитию координации речи с движением;Оборудование: картинки: баклажан, еж, лягушка, жираф, кошка, морж, лошадь, мышь; кружки синие и зеленые; два домика; игрушки змеи, жука и кошки.Ход образовательной деятельности1. Воспитатель подходит к детям, в руках у него красивая корзинка и предлагает отгадать загадки.Кто длиннее, чем чулок?У кого ни рук, ни ног?Кожа, словно чешуя.По земле ползёт … (змея) (достаёт из корзины змею)А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).А теперь отгадайте другую загадку:В темноте летает кто-то,Издавая громкий звук.Кто там спорит с самолётом?Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из корзины жука)А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)Молодцы. Давайте присядем на стулья и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)2. Пальчиковая игра «Машина».По шоссе идут машины (Рулим руками)По асфальту едут шины (Двигаем руками вперёд, назад поочереди)Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга)ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.По дороге не беги (Пальчиком грозим)Я скажу тебе Би-Би ( Руками бибикаем).3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».У меня в руках картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, возьмет картинку, покажет всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети) .4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)И жужжу, жужжу, жужжу…На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)Приседаю, выпрямляюсь.Ручки в пояс, ножки врозьНожки прямо, ножки – вкось!Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)Надоела всем. А ж-ж-жалко!6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите?Отгадайте сначала загадку:Он – весёлый, как ребёнок.Серый, ласковый… (котёнок) .Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка)Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом) .Итог: Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее.Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.