Методическая разработка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка
Автор: Лунина Ирина Михайловна

«Что мы Родиной зовём»(краткосрочный, познавательно - творческий проект в младшей группе)У каждого есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живёт. Патриотическое воспитание – актуальная проблема в современном образовании дошкольников. Формирование любви к Родине начинается с самого раннего детства: с колыбельной песни матери, родного крыльца. Патриотизм определяет наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Анализ теоретических источников, рекомендаций по нравственно - патриотическому воспитанию показал, что одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания у детей является такая форма учебно - воспитательной деятельности, как проект по краеведению. Поэтому мы приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования.В ходе реализации проекта была поставлена следующая Цель: развивать чувство гордости за свою малую Родину.Задачи:Формирование знаний у детей о родном поселке;Развитие интереса к флоре и фауне г. Киселевска;Воспитание любви к родному краю, умению видеть прекрасное.Ожидаемые результаты были разделены на несколько направлений:когнитивно - коммуникативное, обеспечивающее речевое и мыслительное развитие дошкольника; экологическое, формирующее накопление эмоционально положительного опыта общения с живой и неживой природой;создание соответствующей мотивации: трудимся для семьи, для близких, друзей.Чем интересен предлагаемый материал? Работа по данному проекту доступна как начинающим, так и опытным педагогам. Главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, наиболее доступных ребёнку младшего дошкольного возраста: природа и мир животных дома, родного края; труд людей, семейные традиции. Причем эпизоды, к которым привлекалось внимание детей, были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Осуществление задач проекта проходило по основным видам деятельности: игровой, познавательно - исследовательский, коммуникативный, продуктивный, музыкально - художественный, самостоятельный, двигательный, трудовой, чтение ДХЛ.В процессе проектирования для осмысленного усвоения материала использовались разные приёмы и методы:- создание игровой ситуации;- показ техники изготовления поделок, что способствовало выработке способов рисования, лепки;- интеграция видов деятельности (художественное творчество – познание – музыка - движение).Игра – ведущая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте отведено организации подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр. Отличительной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Ребята с удовольствием играли в «Семью», «Автобус», «Дом», «Дочки — матери», «Мы идём в гости». Демонстрация образцов игрового поведения, а также включение ребёнка в ситуацию традиционной игровой культуры способствовал формированию познавательного интереса, и обогащению их словарного запаса. Наблюдая за трудом воспитателя, дети выполняли трудовые поручения: протирали пыль, поливали цветы, наводили порядок в игровой комнате.Приобщение детей к устному народному творчеству – это информация, которая порождает у ребёнка чувства и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому дети с удовольствием разучивали движения в соответствии с текстом песни «Песенка для мамочки», «Ладушки», «Кисонька – Мурысонька»; играли в пальчиковые игры «Наши уточки с утра». Ребята проявили интерес к дидактическим играм: «Мой дом», «Где, чей дом?», «Назови комнаты в доме», «Что мы делаем в разных комнатах дома (квартиры)», «Какие бывают дома». Также использовался такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки, сказки. Детям объясняли, что сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Организация художественно - творческой деятельности по проекту призвана сформировать, расширить, закрепить представления детей. Кроме того, дети могли выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам. В процессе данной деятельности дети были ориентированы на освоение общечеловеческих ценностей, проявление заботы. В ходе проекта ребята рисовали на тему: «Моя мама», «Мой папа – самый лучший», «Дикие животные Тисульского района». Была выполнена коллективная работа «Поздравляем наших пап!». Мы лепили палочки для крыши конуры собачки и конструировали домики для куклы. Воспитывая у детей любовь к своей малой Родине, подводили к пониманию, что их посёлок — частица Родины. Поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.). Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. В ходе реализации проекта, родителям были предложены такие формы как: конкурс рисунков «Дом моей мечты»; фотовыставка «Мой дом – моя крепость»; проведение беседы с детьми о родном посёлке, с уточнением название улицы, на которой находится дом; прогулки по улице, на которой они проживают, с рассматривание домов. Результатом работы, проводимой с семьей, стала краеведческая викторина среди родителей.Проект «Что мы Родиной зовём» воспитывал в детях не только доброту, отзывчивость, чуткость, но и способствовал сплочению детского коллектива, развивал их активность и творческие способности.Литература1. Алябьева, Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: Просвещение, 2004.2. Буре, Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2004.3. Зверева, О.Л. Социальное развитие ребенка [Текст] / О.Л. Зверева. – М.: А.П.О., 2012.4. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова , П.И.Жуковская. – М.: Просвещение,2003.