ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Булгакова Татьяна Ивановна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ «Именно семья должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом её передачи.» Протоиерей Евгений ШестунВ наше время мир стремительно изменяется, былые духовные и нравственные ценности меняются, теряя свою актуальность, в нашу жизнь всё более внедряется иная, не свойственная нам культура, происходит искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей.В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа.Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, устанавливая одной из основных задач «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность, проникая во все сферы развития ребёнка, более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников. которое в свою очередь невозможно, прежде всего без приобщения детей к культуре родного края, любви к Родине, обычаям своего народа. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Семья и детский сад – две сферы жизни ребёнка. Семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования ребёнка как человека. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)Это подтверждают и слова К.Д.Ушинского: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй природой человека.… Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». И не случайно, в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Но для воспитания полноценной личности ребёнку необходимо детское общество – детский сад. И только при прочно установившемся доверительном контакте детского сада и семьи, возможно, достичь правильного личностного и социального развития ребенка. Сегодня уже не ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Сегодня идет речь о тесном взаимодействии этих двух структур.К сожалению в настоящее время в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому особенно актуальны стали консультации для родителей по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в семье, в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Я старалась интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу превратить в интерес семейный, сделать родителей своими союзниками, подойти к проблеме духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания вместе, понимая, что только общими усилиями можно добиться определенного результата.Не для кого не секрет, что в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте взаимодействие с родителями просто необходимо. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы они были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Для этого стараюсь использовать такие формы работы, которые бы повышали педагогическую культуру родителей, помогали бы разобраться в сложных ситуациях, вызывали бы интерес родителей к познанию самих себя, давали бы возможность повысить их самоценность. Это и родительское собрание «Конкурс знатоков педагогических секретов» с конкурсами, викторинами по вопросам воспитания детей, с выставкой игр, поделок, изготовленных родителями вместе с детьми, и встреча с родителями на тему: «Психологическая готовность ребёнка к школе» с приглашением психолога, который прокомментировал рисунки детей, организовал игру-эксперимент «Оцени себя как родитель», и игра-соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», где царил здоровый дух соперничества и у взрослых и у детей, задор, азарт, воля к победе, и праздник «Покров», на котором родители вместе с детьми читали стихи, пели песни, воспроизводили ярмарочные сцены.Построение предметно-пространственной среды , организация экскурсий по достопримечательностям нашей героической Прохоровской земли, изготовление атрибутов к народным играм, к занятиям по изучению национальных костюмов, игрушек, выставки книг по истории России, Белгородчины, нашего родного посёлка, тоже не обходится без помощи родителей.Учитывая тот факт, что в настоящее время наблюдается у людей интерес к своей родословной, я предложила родителям вместе с детьми оформить альбомы «Папа, мама, я – дружная семья», в которых обязательно было генеалогическое древо. Это вызвало большой интерес и у детей, и у родителей, позволило им вместе вникнуть в суть семьи вернуться к своим корням.Подводя итог, хочется сказать, что быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Большой педагогический опыт, накопленный на сегодняшний день позволяет сказать, «нет проблемы детей, а существует проблема родителей» (А.Фромм). А поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы помочь родителям понять своего ребёнка, дать им необходимые знания, стать помощниками и союзниками в нелегком деле воспитания «Ч е л о в е к а"