"Использование ИКТ в учебной и во внеклассной деятельности младших школьников "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование ИКТ в учебной и во внеклассной деятельности младших школьников "
Автор: Ойкина Марина Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснолиманская основная общеобразовательная школа п. Красноармейский Романовского района Саратовской области
Обобщение опыта
по теме:
Использование ИКТ в учебной и во внеклассной деятельности младших школьников.
Учитель начальных классов
Ойкина Марина Алексеевна
п. Красноармейский, 2018 год
В школу приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей.
Лично я прошла долгий путь в поисках новой формы и методики преподавания в младших классах с применением ИКТ. В 2008 году освоив персональный компьютер и Интернет-ресурсы, я поняла, что могу строить учебно-воспитательный процесс по-новому. На уроках катастрофически не хватало наглядно-иллюстративного и музыкального материала.
Поиск эффективных методик и пройденные курсы ИКТ привели меня к
новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д.Ушинский заметил:
Детская природа требует наглядности. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе. Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер - это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.
Важными причинами для использования мною информационных компьютерных технологий в обучении стали следующие результаты диагностики :
Мониторинг некоторых параметров использования ИКТ в учебной и внеучебной деятельности
Наличие компьютера дома:
Опрос обучающихся ( ответы на вопросы)
Нравятся ли уроки с применением ИКТ?
Хотелось ли тебе самому научиться создавать презентации?
Нравится ли работать на уроке с тренажёрами?
Легче ли запоминается материал, когда ты его воспринимаешь с использованием ИКТ?
Уютно ли ты себя чувствуешь на уроке с ИКТ в классе?
1 класс 2 класс
Результаты проведённого анкетирования позволяют говорить о позитивном эмоциональном настрое детей при использовании школьных компьютеров.
Владение ОУН с применением ИКТ
1. включать/ выключать
2. вводить текст
3. открывать программы
4. рисовать в программе Paint
5. строить таблицы
6. работать с картинками
7. использовать компьютер при создании рефератов, сообщений.
Нужны ли уроки с применением ИКТ?
Вследствие этого были поставлены следующие задачи:
создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
использовать в организации уроков функционально - деятельностный и личностно- ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую).
Как показывает опыт моей работы, использование ИКТ в обучении направлено на:
Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Проявить фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности .
Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Например, при фронтальном опросе, когда весь класс работает с сигнальными карточками, показывая безударные гласные в корне слова, к компьютерам приглашаются ученики, допускающие значительное количество ошибок на данную орфограмму. Уровень сложности у них ниже, возможна опора на использование размещенных там же схем, карточек-помощников.
Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.
Повышение интенсивности обучения. Не отрицая необходимости в операции письма, формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Так, например, за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, чем на уроке без компьютерной поддержки.. Также хорошо выполняются различные виды грамматического разбора и орфографической проверки.
Энциклопедичность содержания. Используется как учителем, так и обучающимся. Развивает эрудицию пользователя в различных предметных областях. Следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
Создание ситуации успеха. Перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым.
Раньше, применяя ИКТ на своих уроках, я порой ощущала, что пытаюсь искусственно привязать найденный слайд или несколько кадров диафильма к своему уроку. Сейчас, работая над созданием слайдов в Power Point, я чувствую себя и сценаристом, и режиссёром своего урока. Я могу составить такой сценарий урока, какой необходим мне в данном классе на конкретном уроке.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка. Мною собрана коллекция презентаций педагогов других школ, коллекция своих презентаций. Создана папка различных тренажеров для уроков русского языка и математики. Данные тренажеры дети применяют не только на уроках, но и занимаются дома. Создав коллекцию анимационных картинок, шаблонов для презентаций я стала сама создавать презентации для уроков и внеклассных мероприятий.
Создавая презентации, я применяю их в методической работе:
РМО учителей начальных классов по теме Формирование первоначальных умений и навыков общего труда и готовности к самоопределению как основная цель профориентационной работы младших школьников.
Педагогический совет. Тема: Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности.
Семинар Активные формы урока
Очень активно использую презентации во внеклассной на работе.
Среди них интеллектуальные игры, тематические презентации к важным датам, презентации, содержащие вопросы по ПДД, ПТБ и др.
В работе с родителями использую презентации к праздникам: День рождения
1 класса., День Матери , 8 Марта, а также на родительских собраниях ( Воспитание с любовью , Компьютер в жизни ребенкаи т.д.).Своими наработками охотно делюсь с коллегами в школе, а также на страницах интернет сайтов
Почему именно презентация? Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Более того, презентация даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Из вышесказанного следует, что развитие познавательного интереса к знаниям и активизация деятельности учащихся происходит через игру и упражнения, включающие игровые моменты. Игра способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, развивает наблюдательность, память, смекалку. Её можно использовать и на этапе изучения нового материала, и на этапе закрепления, и проверки знаний. Игра позволяет разнообразить урок, творчески подходить к оценке, а так же привлекать всех учащихся.
Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране.
Таким образом, применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме.
И все же, при очевидности положительного результата, нельзя не сказать о проблемах, которые возникают при использовании ИКТ в обучении:
Подготовка к уроку требует много времени, т.к. учителю необходимо тщательно просмотреть и выбрать нужный материал из различных источников, создать презентацию, а порою - и индивидуальные задания.
Отсутствие персональных компьютеров в учебном кабинете, несмотря на быстрое компьютерное оснащение школ.
Существующее программное обеспечение не подходит для полноценного использования в начальной школе, в лучшем случае возможно лишь использование отдельных модулей.
Дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат учащихся. Эта проблема порождает необходимость дозированного использования компьютера в начальной школе, доказывает важность обучения детей культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер - это инструмент для получения знаний.
Работа по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет мне создавать свою учебно-методическую копилку, скорректировать учебные программы по всем предметам в начальной школе, сформировать у учащихся информационную компетентность.
Теперь есть возможность применять практически на каждом уроке различные тренажеры на бумажном носителе. Это позволяет быстро проверить знания детей по изучаемой теме. Дети с удовольствием ждут работы с индивидуальными карточками. Такие карточки родители используют и дома. Тем самым идет всестороння проверка знаний ребенка.
Проектируя мультимедийный урок, я провожу огромную работу – продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решаю, как буду управлять учебным процессом, каким образом буду обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. В презентации вставляю видеозаписи, анимированные модели явлений. Вместе с учащимисясовершаем виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показываю взаимосвязь с другими науками.
Информационно-компьютерные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.
Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.
Уроки с использованием презентационного материала, электронных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования.
Федеральные образовательные порталы:
Этот сайт можно порекомендовать детям начальной школы:
Презентации для детей (для самых маленьких):

Портал для детей и любящих их взрослых:

Раннее развитие детей (для детей от 1 года и старше...):

Пригодится для подготовки к праздникам.

Официальный сайт регионального проекта "Роялти - педагогу новатору" Калининград:
Сеть творческих учителей:
Детские электронные книги и презентации:
Архив учебных программ:
Федеральный государственный образовательный портал Стандарт:
Для уроков рисования:
Сервис хранения изображений (для вставки фото на страничках форума):
Интересный сайт для учителей начальных классов:
Сайт страны мастеров: - это.
Сайт "Лукошко сказок":
Сценарии:
Сценарии: ... education/
Сайт учитель - учителю: -
Самоучитель CorelDRAW для начинающих.
Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями:
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: -
Интернет-каталог детских сайтов:
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:
Планета школа - множество интересного для учеников и учителей:
Математика для школьников и дошкольников "Сократ":
Юнеско - объекты Всемирного наследия:
Все о животных всего мира:
Элементы большой науки:
Занимательная физика в вопросах и ответах
"Русский медвежонок": .rm.kirov .ru/index.htm
Тайны подводного мира:
Тайны подводного мира:
"Кенгуру" - международная олимпиада по математике: ... ENGURU.HTM
Прекрасная коллекция клипариков, фоны и многое другое: www.lenagold.ru.
Познавательный портал:
Книга рекордов Гиннеса:
Портал "Национальные парки и заповедники:
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас":
Энциклопедия комнатных и садовых растений:
Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:
... =-1&page=1
Клуб учителей начальной школы:
Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры):
Учительский портал:
Копилка опыта учителей начальных классов:
Коллекция звуковых эффектов(птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое):
Этапы работы с ИКТ.
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательная передача. Представляет собой объедение информационных и коммуникационных технологий. /. ru./
Подготовительный:
Анализ образовательных возможностей ИКТ и их отбор.
Определение возможных направлений и форм использования ИКТ в образовательной деятельности.
Ревизия и модернизация материально – технических возможностей школы для использования ИКТ на уроках. Подбор учебной и методической литературы по применению ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Формирование банка ЦОРов по предметам.
Отбор методик и технологий применения средств ИКТ, проектирование занятий на основе ИКТ, их апробация и анализ эффекта.
Разработка четкого алгоритма и регламента использования средств и ресурсов ИКТ на основе требований СаНПиНа и технологий здоровьесбережения.
2. Внедренческий этап. Проектирование и встраивание презентаций, специальных программ, ЦОР и других ресурсов ИКТ в учебный процесс.
3. Аналитический. Анализ результатов учебной деятельности и достижений учащихся на основе использования ИКТ в образовательном процессе. Корректировка действий, используемых методик, технологий средств и ресурсов ИКТ, направленных на достижение новых результатов обучения школьников.
Требования к компьютерным обучающим системам, которые позволяют более эффективно применять компьютер в начальной школе.
необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
учитывая ведущую роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в случае пропуска уроков учеником;
компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем;
при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.
Заключение.
Основная задача учителя заключается в том, чтобы занимательность урока с ИКТ не заслоняла учебные цели, а всесторонне развивала, заинтересовывала.
В итоге, работая по данной теме, мною проведено с использованием ИКТ за 2008- 2017 учебный год
уроков около 200;
внеклассных мероприятий около 35.
Открытых занятий (уроки и внеклассные мероприятия) – 4
Методических заседаний разного уровня- 5
Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Даже количество домашних компьютеров детей класса увеличивается. Родители с удовольствием помогают ребятам в подготовке, в работе над проектами значит, родители понимают значимость ИКТ в жизни современного ученика и работают в единстве со школой.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.
ИКТ- это безграничное поле деятельности. Хочется освоить работу с интерактивной доской и электронными дневниками.
Интернет-ресурсы :
ttp://festival.1september.ru/