«Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»»
Автор: Светлана Владимировна Иконникова

Методическая разработка занятия по курсу «Истоки». 2 классТема: « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»Автор: Иконникова С.В.МБОУ «СОШ№6»гКорсаков Цель:Приобщение к истокам родной культуры, любви к Родине. Задачи:-продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к Родине, семье, друзьям, природе, бережного отношения к ним;-приобщать к культурным ценностям родного края и народа;-развивать интерес к окружающему их миру;-формировать потребность в новых знаниях о Родине. Её фольклоре, краеведении;В игровой форме уточнить и обобщить знания детей о Родине.Показать родителям, что и как изучают дети во внеурочной деятельности по курсу истоки.Оборудование:
  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация;
  • Выставка рисунков;
  • Записи песен, звуков природы;
  • Художественно-педагогическая идея урока:«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина» К.Ушинский.Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:Родные просторы. Родина. Мать. Отец. Отечество. Лес. Родной дом. Родные люди. Семья. Родная земля.Активные формы обучения: ресурсный круг.Ход занятия.1.ВступлениеПрисоединение.Приходит время, и ты выходишь в большой мир. Выезжаешь в деревню, в другой город. Гуляешь в лесу, купаешься в прохладной реке. Идешь бескрайним полем. Это - твоя Родина, твои Родные Просторы. Здесь ты узнаешь свое Отечество. Ведущий. Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия! Отечеством мы зовем её потому, что в ней мы говорим родным нам языком, и все в ней родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами, не выходя из класса отправляемся в путешествие, необыкновенное путешествие…2. Основной этап.В класс входит мальчик Лучик.Лучик.-Здравствуйте! Меня зовут Лучик. Я родился от солнечного света и сразу отправились в путь.Ведущий-Куда ты идёшь Лучик?Лучик.-Слышал я, что есть на светеНеобычная страна.В ней есть взрослые и дети,Птицы. Реки и поля.Там народ привык трудиться,Песни петь, любить зверей,Только, как она зовется, Подскажите мне скорей.Ведущий-Ребята, а вы знаете как попасть в эту страну?Лучик.-Так значит, такой страны нет?Я зря ушёл от мамы, своих братьев и сестер?Ведущий-Не расстраивайся, Лучик!Мы сегодня отправляемся в путешествие. Поехали с нами, может быть и найдем твою страну.(Лучик усаживается вместе с детьми. Звучит гудок паровоза, поезд отходит.)Ведущий-Усаживайтесь поудобнее. Наше путешествие началось.(Звучит вступление к песне «Голубой вагон»)-Путешествовать . ребята, веселей с песней.Запевайте вместе дружно «Голубой вагон скорей».ПесняГолубой вагон бежит-качается,Скорый поезд набирает ход.Приключения нам повстречаются, Ждем их. Не дождемся круглый год.Припев: скатертью, скатертьюДальний путь стелется.И, упирается прямо в небосклон.Каждому, каждому в лучшее верится.Катится, катится голубой вагон.Ведущий-А вот и первая остановка….Презентация(слайд Родные просторы)(Звучит фонограмма с пением птиц)-Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой.Одно «Почему?» меж деревьями мчится,Летит по пятам за невиданной птицей.«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,«Кто?» ищет в кустах притаившейся шорох, «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пеньВопрос за вопросом- итак целый день!Мы с вами друзья по тропинке идемОтветы искать под зеленым шатром.-Ребята! На этой станции вас ждет серьёзная проверка, вы должны отгадать загадки о природе:Невысок и коренаст,Поглядеть решил на нас, Приподняв с утра под елками,Лист, с прилипшими иголками (Гриб)Стоят в поле сестрички:Желтый глазок, белые реснички.( Ромашка)Тёмной он покрыт корою, лист красивый, вырезной,А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)Поднялись врата, всему миру красота! (Радуга)Не конь, а бежит,Не лес, а шумит. (Река)На горе шумит,А под горой молчит. (Лес)Чешечка медкуЗакопана в ледкуДо нового годку. (Озимь)Стоит дерево кудрявоНа этом дереве пять угодьевПервое угодье-Хворому здоровье,Другое угодье-Разбитому крепость,Третье угодье-Заперто море,Четвертое угодье-Малому угроза,Пятое угодье-Ночной свет.(Банный веник, береста для разбитого горшка, посуда из бересты. Прут для наказания, лучина)Ученик-Какое милое очаровательное дерево береза. Давно бескорыстно дружит оно с людьми. Рядом с домами или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Можно весь свет обойти и нигде такого дерева не встретить. У неё единственная в мире белая кора. Разве не чудо. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, которое олицетворяло свет, чистоту, женственность. Во все времена береза была связана с весенними, летними церковными праздниками «Седмиг», «Троица». В эти радостные дни, девушки украшали березу лентами, водили хороводы.Берёза, берёзонькаЗавивайся кудряваяК тебе девушки пришли К тебе ленты принесли.(танец-хоровод)Ведущий-Эту истину знаю от родуИ её никогда не таюКто не любит родную природуТот не любит Отчизну свою.(Далее звучит песня «Журавли»)Ведущий-Продолжаем наше путешествие.(Звучит песня «Крыша дома твоего»)-Итак, следующая остановка «Родной дом»Слайд (Родной дом)УченикДом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут и приласкают, уму-разуму научат. Здесь тепло родного очага.Когда вы станете взрослыми, покинете свой дом. И тогда он станет родительским домом. Помни: родительский дом- начало начал.УченикУтром, после ночной тишины. Дом заполняется звуками, торопливой суетой. Потом все затихает, и дом терпеливо ждет вашего возвращения. К вечеру дом собирает под крышу всю свою семью. Каждый уголок окрашивается теплым светом, слышна неторопливая беседа, в доме уютно и спокойно.В праздники дом становится нарядным, шумным, весёлым, приходят гости, стол покрывают белоснежной скатертью, ставится красивая посуда, выносятся угощения, вкусно пахнет пирогами.Родной дом любят не за богатство. А душевную щедрость людей, живущих в нём.В родном доме хорошо и будни, и в праздники.ВедущийЕсли кто-то покинув кров,На чужбине находит счастьеЯ поздравить его готовИ над сердцем своим не властен.(звучит песня «Дом родной»)Ведущий-Следующая станция « Родные люди»Слайд (Родные люди)-А кто для вас, ребята, родные люди?(ответы детей)УченикМама и Родина очень похожи:Мама красивая, родина тоже!Вы присмотритесь, у мамы глазаЦвета такого же , как небеса.Мамины волосы, словно пшеница,Что на бескрайних полях колосится.Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они.Если поет мама песню. То ей Вторит веселый и звонкий ручей.Так и должно быть : что дорого нам,Напоминает всегда наших мам.Песня "Мама" Ученик Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи.Дети видят в нём пример мужества и силы.Раньше отца называли тятя, тятенька, батюшка, батя, папаша.Ведущий-А как вы называете своего отца?(ответы детей)(Исполнение песни «Лучше папы друга нет на свете»)Ученик«Моя Семья».Вот дом, в котором я живуИ для меня он лучший самыйЗдесь и во сне и наявуЯ слышу добрый мамин голос.Здесь вечерами папа мнеКогда смолкают птицы в гнездахРассказывает о лунеПланетах, спутниках и звёздах.Здесь и сестра мои и братХотя я часто с ними ссорюсь,Но всё же поделиться рад Игрой и книжками своимиЗдесь в мире мы за годом годЖивём друг другу помогаяИ вместе с нами здесь живетИстория родного края.(Далее выслушиваются рассказы детей о своих семьях)ВедущийЛюбили тебя без особых причинЗа то, что ты- внук.За то. Что ты- сын,За то, что малыш,За то. Что растёшь,За то, что на папу и маму похож.И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоейВедущий-Наше путешествие продолжается. Следующая станция : «Родная земля»Слайд (Родная земля)Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля…Это – русское раздолье,Это- русская земля!Ученик.Важнейшим из всех дел на земле было земледелие. Труд на земле имел в глазах крестьян великий смысл. Они понимали, что именно земледельцы кормят на земле всех остальных, всё отечество.Крестьяне старались в своей жизни следовать опыту отцов и дедов. У них было твёрдое убеждение в том, что обычаи предков являются надёжным жизненным образцом. «Как отцы и деды. Так и мы, - так говорили в деревне.(Выступление дедушки или бабушки одного из учеников.) ВедущийКак ты и я Земля живаИ кружится дышаЕсть у земли свои слова.Есть у Земли душа.Услышать речь её сумей,Пойми Земли язык…Тот. Кто трудами связан с ней,Вникать в него привык.(Звучит песня «Рассвет-чародей»)-Вот и подошло к концу наше путешествие.Ребята, по какой стране вы путешествовали?-Вспомните вопрос, который мы поставили в начале пути.Сможете ли вы ответить на него?3.Заключительный этап.ВедущийРесурсный круг"Родина"Песня "Родина"-Где растут самые красивые цветы и живут самые разные животные?-Где нас ждут родные и близкие и любят нас за то, что мы рядом с ними, такими, какие есть : и худыми и полными, и грустными и весёлыми, хорошими и не очень, не всегда..?Ведущий обращается к Лучику.Хороша страна родная, Где родился и живёшь, С мамой, папой и друзьямиУчишься, растёшь, цветёшь.Там и солнце ярче светит,Там любой тебя приветит.Вот страну такую, Лучик, Родиною мы зовём!Лучик-Я всё понял! Самая лучшая страна- это та, где ты родился. Где живут твои родные, моя милая мама. Спасибо вам за путешествие.До свидания, ребята.Ведущий-А вы, друзья, не подкачайте!Правдивыми, честными быть обещайте,Любить родных, друзей,Простор полей-Всё, что зовётся Родиной твоей!(звучит песня «Родина»)Дети и гости выберите листочек такого цвета, которое соответствует вашему настроению (листочки прикрепите к дереву).чаепитие.