Оптимальные варианты работы с историческими источниками, рассчитанные на практическое применение в учебном процессе при подготовке к ОГЭ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оптимальные варианты работы с историческими источниками, рассчитанные на практическое применение в учебном процессе при подготовке к ОГЭ.
Автор: Полякова Марина Анатольевна

Оптимальные варианты работы с историческими источниками, рассчитанные на практическое применение в учебном процессе при подготовке к ОГЭ.
1.Выяснить подлинность и достоверность источника .Особенностью всех исторических источников является наличие в них не только прямо выраженной, намеренной информации, но и ненамеренной, косвенной (иногда её называют скрытой).(Эффективность :при этом косвенная, скрытая, информация нередко полнее и глубже отражает изучаемое событие.) Задача исследователя состоит в том, чтобы извлечь из источника и прямую, и косвенную информацию. Для этого необходимо учитывать следующее:
2. Любая информация об историческом факте даётся через призму сознания автора источника. Поэтому надо знать условие возникновения источника и позицию автора (ведь не только оценка событий, но и отбор фактов зависит от точки зрения автора). (Эффективность : автор источника может быть участником или свидетелем события; б) может сообщать о событии, пользуясь рассказами очевидцев; в) обобщать имеющийся в его распоряжении материал.
3. (Эффективность : многие свидетельства, имеющие большое значение для исторической науки вообще, не сохранились, но в то же время до нас дошли в источниках материалы, отражающие случайные явления, а не закономерности исторического процесса.
4. (Эффективность: в ряде источников информация крайне лаконична, что помогает лучше разобраться в проблеме и это так же экономит время)
5. Возникновение любого документа связанно с конкретными условиями, поэтому содержание источника отражает те стороны действительности, которые более важны автору (намеренная информация).
6. Важно представление не только об осведомлённости автора о событиях, но и об интересах социальных групп, которые он выражает.
7 Случайное или преднамеренное искажение действительности в историческом источнике требует определения его достоверности. При этом следует различать понятия подлинность, достоверность, историческая правда. Подлинность – это действительное происхождение источника в соответствующее время и от того автора, который обозначен (или подразумевается) в тексте. Достоверность – необходимая и достаточная степень соответствия между историческим явлением и его отображением в источнике (то есть источник может быть подлинным, но не достоверным в силу различных причин).
Этапы работы с историческим источником
Работа с источником складывается из ряда последовательных этапов.
1прочтение текста;
2.внешняя критика источника
3.потом наступает этап обработки и анализа информации, содержащейся в источнике.
4. Вслед за этим встает задача правильного прочтения текста – от этого в значительной степени зависит его понимание. Сложность в том, что до ХVIII в. слова не отделялись одно от другого, что приводило к неправильному прочтению теста установления подлинности, места, времени составления источника, авторства.
5. Эффективность : исторический источник может дать дополнительную информацию о конкретно исторических условиях, в которых документ появился, и понять, насколько полно и объективно он отражает историческое событие.
6. Синтез – не просто обобщение, суммирование информации
Итак, подведём итоги и составим алгоритм работы с историческим источником
Алгоритм выполнения заданий по документам частей 1.Внимательно прочитать задание
Первая ступень – понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст. Это первейшее условие его верного восприятия. Если ученик чего-то не воспринимает в тексте, который читает, то он не может вникнуть и в его смысл. К сожалению, это приводит и к информационным потерям, и к привычке приблизительного усвоения прочитанного.
2Выяснить, что требуется идентифицировать : сам источник ( название документа) или описываемое событие ( название периода)
3Выяснить, какой признак объекта должен быть установлен (предмет)
4Выделить ключевые слова, которые могут помочь узнаванию события, датировке документа.
5.Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенного в тесте заданий .