Взаимодействие школы и семьи.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие школы и семьи.
Автор: Овсянникова Марина Викторовна

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.Новая образовательная система провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном микроисследовании предпринята попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта работы.Исследование проводилось в несколько этапов. На каждом этапе решались следующие задачи исследования:
  • На первом этапе на основе изучения литературы определить задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями
  • На втором этапе проанализирован собственный опыт работы по взаимодействию с родителями, сформулированы пути улучшения данной работы.
  • На третьем этапе дан педагогический анализ одной из форм работы проведенной с родителями.
  • Методы исследования:- анализ плана воспитательной работы классного руководителя- беседа с родителями- анкетированиеПрактическая значимость исследования заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных формы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы.Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям).Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.Так основными задачами классного руководителя являются:- формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;- обеспечение благоприятного психологического климата в классе.А к основным функциям классного руководителя относятся:а) аналитическая:- изучение индивидуальных особенностей учащихся;- изучение и анализ развития классного коллектива;- анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;- анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;б) организационно - педагогическая:- организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;- установление связи и семей учащихся;- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;в) коммуникативная:- регулирование межличностных отношений между учащимися;- установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;- создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.1В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.Традиционные формы работы с родителями:
  • родительские собрания
  • классные и общешкольные конференции
  • индивидуальные консультации педагога
  • посещения на дому
  • Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.Рекомендации по проведению родительских собраний
  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
  • Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.Родительские конференции (классные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.
  • В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями (Приложение 4)Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем заместитель директора школы по воспитательной работе анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни школы на новый учебный год.Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога - педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается родительское собрание.Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью учащихся.К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашем классе вручают родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференцию уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции в нашей школе чаще бывают насущные проблемы учебного заведения: ремонт школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и др.Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше.Чем больше сведений классный руководитель, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе.Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.Нетрадиционные формы работы с родителями:
  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера
  • В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного.Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.Примерная тематика консультаций для родителей
  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  • Наказания детей. Какими им быть?
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • 6.Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.7.Грубость и непонимание в семье.Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.Примерные темы родительских вечеров
  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  • Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.Родительские тренинги это активная форма работы с теми родителя ми, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждатьТакой тренинг называется тренингом родительской эффективности.По результатам участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться.Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.Родительские ринги одна из дискуссионных форм обаяния родите лей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразны ми. Можно предложить, например, такие:Плохие привычки наследственность или влияние социума?Что выделаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?Можно ли наказывать ребенка собственным домом?Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?"За" и "против" школьной формы.Трудности школьного урока. В чем они состоят?Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.ГЛАВА 2. Взаимодействие с родителями (из опыта работы)Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями.Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности.Представлю примерный перечень вопросов:- Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.- выявление причин отставания в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива.- Совместная забота о здоровье детей.- Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов.- Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.- Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми.Любой перечень не может быть окончательным раз и навсегда. Он обсуждается, подвергается критике и впоследствии корректируется.Определяя круг вопросов, анализирую, с какими проблемами обращались родители чаще всего, были ли эти проблемы широкими, или их нужно было решать в узком кругу только с родителями конкретных учеников. Затем возвращаюсь к прошлогоднему плану и опять анализирую:- что было намечено сделать по плану;- все ли удалось сделать? Что было сделано наиболее удачно?- какие недостатки были, и каковы причины этого?- какие формы взаимодействия оказались наиболее удачными и в чем их педагогический эффект?- что необходимо сделать в первую очередь в новом учебном году?Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.Проведя диагностические исследования важно понимать:- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.Приведу примеры некоторых диагностических исследований.Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива (Приложение 1)На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений (Приложение 2). Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.Большое значение имеет тематическая диагностика. Ее провожу при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, перед собранием организую проективную методику для учащихся (Приложение 3.), а для родителей анкете по этой же проблеме (Приложение 4).Другой пример. При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провожу анкетирование с родителями и детьми (Приложение 5). А само собрание провожу в форме ситуационной игры.Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций (Приложение 6).Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной». О путях улучшения по данной работе будет сказано далее.А в целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование (Приложение 7)Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя (Памятку для учителя см. в приложении 8).Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи (Приложение 9).Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;- совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;- дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;- коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане (). Можно воспользоваться примерным опросником (Приложение 10). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.Таковыми являются:- создание внутришкольных органов (Совет школы, родительский комитет);- повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования;- повышение активности, ориентации на сотрудничество.А как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей.Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей.Пути улучшения работы о взаимодействии с родителями:- ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях.- Разобщенность родителей инерция и консервативность взглядов у них (главная сложность) необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения родителей, включение их в жизнедеятельность детей в школе.- Совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно - ориентированного подхода.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование позволяет прийти к следующему главному выводу объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.