Интерактивные формы взаимодействия с родителями из опыта работы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные формы взаимодействия с родителями из опыта работы
Автор: Зацепина Нинель Ансаровна

Интерактивные формы взаимодействия с родителями из опыта работыЗацепина Н.А.учитель начальных классов МБОУ Школы № 35 г.оамара Почетный работник образования РФ Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание с разбором поведения и оценок учащихся. Родители пассивны и идет постепенное снижение числа присутствующих родителей на собрании и отсутствие заинтересованности у большинства родителей в жизни класса. В современной педагогике стали меняться формы и методы работы с родителями, так как устаревшие методы малоэффективны, нет обратной связи. Сейчас все больше используются такие формы работы с родителями, которые основаны на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Реализуется принцип партнерства, диалога. Такие формы взаимодействия родителей и педагога называют интерактивными. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interaсt», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога. Благодаря интерактивным методам родители становятся активными участниками и родительские собрания проходят принципиально иначе. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует темы для обсуждения в группах, дает консультации.В своей работе я применяю следующие интерактивные формы работы:
  • Дискуссии
  • Деловые игры
  • Детско-родительские совместные мероприятия
  • Конференции
  • Родительские собрания (работа по центрам активности)
  • Работа с родительским комитетом
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • Переписка с родителями, живой разговор, телефонный звонок
  • Обсуждение тем в контакте
  • Родительский мастер-класс на утреннем сборе
  • Родительские лектории (проводят сами родители, заранее обсудив со мной тему выступления)
  • Выезды на природу, в другие города, походы, экскурсии на производство и в музеи.
  • Цель моей работы с родителями: вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители.Главная задача: единение семьи и школы; тесное сотрудничество учителя-детей-родителей. Этой задаче подчинены все проводимые мероприятия. Знакомство с большинством родителей я начинаю задолго до 1 сентября 1 класса. Наше знакомство происходит в школе дошкольника. В школе дошкольника много открытых занятий, праздников, где родители не просто присутствуют, а являются участниками. Родители дают мастер-классы. 1 сентября в 1 классе самый первый урок знакомства с детьми я провожу как открытый урок и обязательно приглашаю на него родителей. Это снижает степень тревожности и у детей и у родителей. Но родители не являются сторонними наблюдателями. Они участвуют в нашем первом уроке. Роли, слова обговариваются заранее на родительском собрании. 1 сентября это не просто урок – это праздник всей семьи. Первое родительское собрание я начинаю с игрового момента, чтобы дать возможность родителям снять напряжение, привыкнуть. Провожу дидактическую игру «Паутинка». Все родители встают в большой круг. Я задаю вопрос, держа в руке клубок ниток. Отвечаю на вопрос и, называя имя напротив стоящего, кидаю ему клубок, оставляя конец нити у себя в руке и так далее все родители перекидывая клубок, оставляя нить у себя в руке, отвечают на мой вопрос. На первом собрании я задаю вопрос: «Каким должен стать Ваш ребенок к концу учебного года?», так же можно спросить «Что вы ожидаете от 1 класса?», «Каким Вы видите будущий класс своего ребенка?», «Какие опасения есть по поводу школы?» В конце игры получается паутинка из нити, связывающей всех родителей воедино. Во время этой игры родители могут не только высказаться, но и познакомиться, так как на первых собраниях родители имеют бейджики, чтобы могли вести разговор и обращаться друг к другу по имени. В течение всего первого класса раз в неделю я провожу открытые уроки, используя групповую работу в центрах активности. На каждый такой урок я приглашаю родителей, бабушек, дедушек, но не наблюдателями, а участниками. Весь ход урока оговариваем с родителями заранее. Они получают задание для своей работы в центре. Реальное присутствие и участие семьи в центрах активности оказывает:- психологическую поддержку ребенку; - психоэмоциональную поддержку матери - дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности; - дает ребенку право гордиться своими близкими Уроки в нашем классе начинаются с Утреннего сбора, частыми гостями которого бывают родители. Они дают мастер-класс. Кто-то рассказывает о своей работе, презентует свою профессию, кто-то делает различные поделки. В 1 классе изготавливали тортики и салаты. Ингредиенты к салату ребята резали собственноручно под чутким руководством родителей. В сентябре 1 класса мы всем классом вместе с родителями выезжаем за город, чтобы дети и родители в неформальной обстановке быстрее познакомились друг с другом. В дальнейшем такие выезды на природу становятся традиционными. Во время выезда мы обязательно проводим веселые старты, дружеский футбольный матч между родителями и детьми. Играем в различные подвижные игры с мячом. После такого мероприятия родители друг друга знаю по именам и появляются общие интересы. У нас есть и восхождение на Жигулевские горы. В выездах за город принимают участие, по возможности конечно, все ребята и все родители. Приятно видеть, что с нами выезжают не только родители, но и другие члены семьи. Новый год в 1 классе, это еще одно мероприятие, которое позволяет не только ближе познакомиться родителям между собой, но и сплотить их. В 1 классе Новогоднюю сказку показывают родители с участием детей. Каждый родитель имеет свою роль, свое задание. Здесь не так важно выступление, сколько репетиции и подготовки, на которых идет общение между родителями. Первая репетиция, знакомство со сценарием, проходит в виде чаепития, так как все после работы, а позднее чайный столик у нас присутствует на каждом родительском собрании. Родители в этом празднике являются активными участниками. Впоследствии в нашем классе проходит много праздников и постановок сказок. Родители непосредственные участники этих мероприятий они выполняют роль художников, оформителей, костюмеров, организаторов. Все сказки и праздники интерактивны, выступают дети, но родители обязательно включены в ход сказки или праздника. Сценарии разработаны так, что пассивных наблюдателей нет. Ежегодно у нас в классе есть традиционные «Мамины посиделки», «К папе на блины», «Бабушкины сказки». Это крупные мероприятия, которые требуют от педагога большой подготовки. Все эти мероприятия направлены на единство и сплочение родительского сообщества. На родительском собрании родители чаще всего сидят в кругу, потому что приятнее говорить и обсуждать, глядя в глаза собеседнику, чем смотреть на его затылок, сидя за партами. Иногда родительские лектории я готовлю с командой родителей. Мы вместе выбираем актуальную тему, подбираем материал, среди родителей готовится выступающий, тема объявлена заранее, чтоб другие родители могли выступить с примерами из собственного опыта и участвовать в беседе. Равнодушных на таких лекториях не бывает. Иногда родительское собрание провожу по центрам активности. Где для каждого центра дано задание. Например, итоговое собрание и темы для центров: «Приятные моменты года», «Темы собраний на следующий год», «Наши волнения», «Советы родителям». При работе в центрах активности чаще всего обсуждаются плюсы и минусы какого-нибудь явления. В центре идет обсуждение, выводы записываются и потом представитель рассказывает. Часто такое собрание тоже вызывает море эмоций. Такие виды собраний от педагога требуют большой кропотливой и внимательной подготовки. Следующие формы работы распространены во многих классах: КВН между командой родителей и детей (большая подготовка и с родителями, и детьми), конкурсы, веселые старты (семейные команды). Такие виды работы как субботник на территории школы, в классе тоже объединяют родителей. Совместный труд часто у нас заканчивается спонтанным чаепитием и обсуждением назревших проблем. Родители живут жизнью класса, участвуют во всех мероприятиях. Очень радует, что многие стали дружить семьями. В нашем классе, есть группа родителей, которые взялись вести фоторепортажи о проводимых мероприятиях, другие готовят фильмы про наш класс. У нас большая фонотека. Многие обсуждения проводим в контакте. Приятно читать, как в 4 классе родители дружелюбно общаются между собой. Нужно уметь не только отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться к мнению других. В 3 и 4 классах дети и родители посетили Московский Кремль, Мамаев курган в Волгограде и побывали в Санкт-Петербурге. При поездках в другие города не пользуемся услугами турагентств, маршруты выбираем сообща, обсуждая в контакте. Бронируем билеты и гостиницы по интернету. Совместная работа очень объединяет, а сутки в поезде делает всех близкими и родными. Еще одна форма работы с родителям – это выезды в выходной день. Это могут быть музеи, пешие экскурсии или выезды в детские лагеря. ДОЛ Космос-2 это футбольные и волейбольные матчи, стрельба в тире, квесты, игры на сплочение, большой пионерский костер и, конечно, концерт-экспромт силами выезжающих. В этом году я выпустила 4 класс и родителей этого класса я пригласила на встречу с родителями будущих первоклассников. Прошла очень теплая и дружеская беседа. Хотя родители первоклассников были более пассивны, стеснительны, зажаты, но с удовольствием смотрели на большую дружную семью родителей 4 класса. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учеников и их родителей. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Ожидаемые результаты деятельности: дружный коллектив «социально-активные ученики и их родители».