«ДОУ и семья в подготовке к школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ДОУ и семья в подготовке к школе»
Автор: Вострухина Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей на тему«ДОУ и семья в подготовке к школе» Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний , но в сложившейся социально-экономической ситуации этого уже недостаточно. По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребенка. Практика показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам. Негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся: - тестирование дошкольников при приеме в школу; - форсированная целевая специальная подготовка к школе; - отсутствие познавательной мотивации к учению; - психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье; - жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности; - отсутствие у детей самостоятельности, инициативности. Умения планировать свою деятельность; - боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок. - Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом. Так и семьей. - Принципы такой работы заключаются в непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями. - Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Интеграция образовательных задач приводит к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей. На основе которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, позволяющих учитывать особенности возраста, осваивать познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками; преодолению затруднений, возникающих в процессе общения; стимулированию личностного роста; повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру. Интеграция образовательных задач при подготовке к школе включает три блока: информационно-аналитический, содержательно-методический, контрольно-оценочный. Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов по получению педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки –памятки. Библиотека родителей, видеотека. Содержательно-методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребенком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения. Используются такие формы взаимодействия, как игротеки. Открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов. Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных праздников, занятий. Применяются также методы оценки отсроченного результата: собеседование с детьми, учет активности родителей, повторная диагностика или анкетирование. Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьей: - появление у родителей интереса к содержанию занятий; - возникновение дискуссий по инициативе родителей; - увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира; - размышление родителей о правильности используемых ими методов воспитания; - повышения активности родителей при анализе педагогических ситуаций; - Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы. И в заключении хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.