Некоторые подходы к формированию лингвистической компетенции у школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые подходы к формированию лингвистической компетенции у школьников
Автор: Антонова Ольга Леонидовна

Антонова О.Л.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
Некоторые подходы к формированию
лингвистической компетенции у школьников
С введением ЕГЭ учителю приходится перестраивать учебный процесс и основательно отрабатывать теоретические знания, поскольку именно они являются объектом контроля и заложены в КИМы для проведения итоговой аттестации выпускников.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ставит перед преподавателем такие цели:
1. Обеспечить овладение системой лингвистических знаний и способами применения на практике (формирование лингвистической и языковой компетенции).
2. Помочь школьнику научиться свободной речевой деятельности в разных сферах и ситуациях общения (формирование коммуникативной компетенции).
Для достижения целей обучения можно использовать разные подходы. Подход – доминирующая стратегия образования и воспитания, действующая в конкретный исторический период и отвечающая потребностям личности, общества, воспитания и общего образования, в том числе целям обучения.
Перед учителем стоит задача показать, что язык – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
В данном случае оптимально соответствовать заявленным целям обучения будет системный подход, который способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их изучения; ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Почему необходим именно системный подход? В методике преподавания давно сложилась методическая система обучения русскому языку. Она включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты.
Методическая система обучения есть, цели и задачи, которые способствуют научным воззрениям на речь и практическим задачам речевого развития и языкового образования ребенка есть. Но читают и пишут дети плохо, высказывать собственные мысли связно, точно, выразительно не умеют. Почему? На уроках русского языка грамматика, орфография, пунктуация часто оторваны друг от друга, преподаются бессистемно и неэффективно, а уроки развития речи часто сводятся к выработке умения писать изложения и сочинения на предложенные темы.
Системный подход предполагает использование методической системы обучения языку, чтобы показать, что язык – это знаковая система, многоуровневая система. В языке все настолько взаимосвязано, что ничего нельзя затронуть, не приводя в движение целого ряда других колесиков, - писал Л.В.Щерба.
Слово – предмет изучения фонетики, т.к. состоит из звуков и букв; лексики, т.к. у него есть смысл; морфемики, т.к. его можно разделить на морфемы; морфологии, т.к. каждое слово относится к какой-то части ерчи; синтаксиса, т.к. словосочетания и предложения состоят из слов.
Систему языка в действии можно посмотреть, записав известное предложение, придуманное Л.В.Щербой.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Сначала дети удивляются, а потом быстро выделяют главные и второстепенные члены предложения, определяют, к какой части речи относится каждое слово. Ученики получают задание выделить у слов окончания, найти однокоренные слова, изменить словосочетание глокая куздра по падежам, объяснить, почему перед союзом и не стоит запятая, подобрать к слову глокая антоним.
Учащиеся убеждаются, что, даже, если у слов нет лексического значения, грамматика, система языка есть.
Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Между тем должно бы быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики в приложении к родному языку, естественно, очень легко, - писал В.Г. Белинский. Известен, кстати, любопытный факт, что Л. Толстой в своей Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, так как не смог заинтересовать ею детей.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что удивление – начало познания. Сегодняшний школьник не привык удивляться, поэтому перед учителем стоит специальная задача: организовать обучение так, чтобы каждый раз то, что он несет в класс, вызывало удивление.
Например, при изучении диалектных слов можно предложить такое задание.
Носители диалектов отмечают в вещах те черты, которые представляются существенными или вызывают эмоциональный отклик. Метафоричность слов создает неповторимую национальную особенность языков, которая отчасти влияет на восприятие и понимание человеком мира. Проверьте свое языковое чутье. Перед вами ряд слов из разных русских диалектов и говоров, которые обозначают паука (4), лягушку (6), змею (4), дождевого червя (5).
Веселуха, мухан, слизун, сетник, гнусина, квакуша, болотянка, веретельница, выползень, кошель, холодовка, головня, дождевик, огневка, мухомор, квокча, гадина, земляник, скакуша.
А вот как можно построить урок по теме Предложение в 5 классе.
Что такое предложение? Почему человек понимает, что сказал или написал другой? Вы думаете, это происходит потому, что люди, говорящие на одном языке, одинаково понимают смысл одних и тех же слов? Посмотрим, так ли это? Перед вами слова: Белый пудель трогательный о которых очень написал артистов в 1903 году бродячих часто в Крыму потом А.И.Куприн рассказ встречал.
Каждое слово в отдельности понятно, но все целиком понять невозможно. Давайте исправим запись:
В 1903 году в Крыму А.И.Куприн часто встречал бродячих артистов, о которых потом написал очень трогательный рассказ Белый пудель.
Теперь стало понятнее? Мы показали, что недостаточно знать смысл слов для того, чтобы понимать друг друга. Нужно еще уметь эти слова связывать, соединять.
Слова, связанные между собой и выражающие наши мысли и чувства, называются предложениями.
Мы посмотрели, к чему приводят нарушения связи между словами. Но вот идеальные с точки зрения построения предложения:
Сердитый пудель громко закричал на старика. Белая барыня подбежала к двери, завиляла хвостом и зарычала.
В чем дело? Почему вы смеетесь? Да, искажен смысл предложений. Значит, недостаточно правильно построить предложения, надо, чтобы между словами была смысловая связь. Слова в предложении связываются по определенным законам. Эти законы изучает раздел русского языка, который называется синтаксисом. Какие же два закона лежат в основе создания предложений? Верно, слова в предложении должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Еще одно упражнение по теме Предложение. Для его выполнения необходимо внимание, умение слушать и быстро находить в предложении названные части речи, изменять их грамматические формы; определять главные и второстепенные члены предложения.
Составь предложение.
1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, поставить в Им.п., ж.р., ед.ч.
2. Из предложения Ночью ветер злится и стучит в окно взять обстоятельство времени и сделать его подлежащим.
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство места.
5. Дать характеристику полученного предложения, сделать его синтаксический разбор.
1. Из предложения Осенью птицы улетают на юг взять обстоятельство времени, употребить его в Им.п., ед.ч.
2. Из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени.
3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее и употребить его в качестве дополнения.
4. Из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в Р.п.
5. Полученное предложение сделать сложным, добавив к нему вторую часть.
Интересны творческие диктанты Замени одним словом, которые позволяют расширить словарный запас учащихся и повторить орфографическое правило.
Творческий диктант по теме Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -щик- (-чик-).
1. Рабочий, зажигающий фонари и наблюдающий за их работой (фонарщик). 2. Продавец мороженого (мороженщик). 3. Торговец зеленью (зеленщик). 4. Специалист по электросварке (электросварщик). 5. Кучер наемного экипажа, повозки (извозчик). 6. Специалист по типографскому набору (наборщик). 7. Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик). 8. Человек, работающий на кране (крановщик). 9. Мастер, занимающийся натачиванием чего-нибудь (точильщик). 10. Специалист по бетонным работам (бетонщик).
Творческий диктант по теме НЕ с прилагательными.
Диктуемые существительные записать в сочетании с прилагательными с приставкой НЕ-.
Природа, профессия, квартира, пример, котлета, рюкзак, маршрут, причина, характер, приключение, комната, песня.
Тема Ь после шипящих на конце слов.
Запишите те предложения, в которые можно включить слова в заданном написании.
I. 1. Звучит излишне громко…
2. Льется из разбитого пузырька…
3. Мясник занялся разделкой…туш
II. 1. На поле колосится…
2. С плаката смотрят несколько бандитских…рож
III. 1. Плохо держит жар…
2. К празднику пора пироги…печь
IV. 1. Из открытого окна доносится…
2. Родина-мать, над могилами павших…плач
V. 1. Стрелка барометра показывает…
2. На твоей карте моря почти не отличаются от…сушь
Тема Непроизносимые согласные.
В нашу речь входят новые слова – неологизмы. У Н.С.Лескова в сказе Левша неологизмы автора, хотя и не вышли за пределы сказа, очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться двухсестный вместо двухместный?!
Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуемной фантазией, подчиняется общим законам языка. Оформите правильно заданные слова, по их лексическому значению находя проверочные формы.
несчас?никнеудачник
ухлес?ник рьяный кавалер
неснос?никкавалер надоевший
извес?никпопулярный актер
опас?никтрудный маршрут
соглас?никне имеющий своего мнения
бестелес?никпризрак
бессловес?никнемой фильм
ненас?никдождливый сезон
вкус?никресторан
окрес?никокружающий мир
кос?никскелет
неумес?никнеделикатная острота
напрас?никнеудавшийся прием
злос?никсборище сплетниц
погас?никпепелище
воскрес?никвыздоровевший
барбос?никконура
хрус?никперелом кости
нахвос?никрепейник
замос?никпоселок на том берегу
Тема Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Из кубиков составьте предложения, соответствующие заданным схемам.
1. : и
2. и ―
3. : и ―
Тема Различение частиц НЕ и НИ.
Корректурная правка. Мать получила от сына из лагеря письмо. Не медля ни минуты, она помчалась спасать ребенка. Однако мальчик очень удивился волнению матери, заявил, что она не умеет читать, и наотрез отказался уехать домой. Помогите матери понять сына как надо: для этого проверьте обоснованность употребления в письме частиц Не и НИ и заодно расставьте знаки препинания.
Дорогая мамочка!
Ты спрашиваешь как мне тут живется. Скажу откровенно нельзя ни восхититься живописностью здешней природы ни похвалить персонал лагеря. Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену то знай не могу не возражать против твоего решения не мечтать о другом месте отдыха потому что все кто ни побывал в этом лагере скажу прямо несчастные люди. Твой сын Алеша.
Урок родного языка должен стать уроком речевого творчества. В основе такого урока – текст, способствующий духовному развитию ученика, содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и, разумеется, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно. Бесспорна воспитательная роль связного текста и то, что именно в тексте взаимодействуют все языковые средства.
Тема Деепричастие.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пеня, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре.
(Р. Саути)
1. Озаглавьте текст.
2. Тема текста.
3. Основная мысль текста.
4. Стиль текста.
5. Тип текста.
6. Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?
7. Вы, наверное, обратили внимание на наличие в словах дрожащих, свистящих, шипящих согласных. С какой целью автор использовал это в тексте? Как называется такой прием?
8. Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
9. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
^ □
^ ^ □
^ ^ ^
^ ^ ^
10. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.
11. Графически обозначьте в тексте деепричастный оборот.
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким, то, что интересно, запоминается легко, быстро и прочно.
На основе языка развивается логическое мышление, поэтому при изучении грамматики важно уделять внимание выработке операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, дифференциации, классификации единиц языка. Эти операции важны в процессе речевого выбора структуры предложения, выбора стиля общения и типа речи. Человеческий язык – одно из величайших чудес. Что значит владеть языком? Уметь практически реализовать сложнейший механизм, об устройстве которого говорящий не имеет понятия. А должен иметь.
Список использованной литературы
1. Архипова Е. В. Системный подход в обучении русскому языку. // Русский язык в школе - М., 2005 № 4.
2. Бройде М. Г. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001. – 352 с.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Цели развития речи:
развитие языковой способности, формирование коммуникативной компетенции
Содержание обучения:
языковые и речеведческие понятия, языковые и коммуникативные умения, опыт речевой деятельности
Принципы:
градуальность, целостность, опора на алгоритмы и др.
Методы:
рецептивный, репродуктивный, продуктивный
Средства обучения: учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, текстотека, мультимедийные средства
Формы организации обучения:
Типология и структура уроков родного языка (урок развития речи, урок анализа и предупреж-дения ошибок и др.)
Диагностика обученности и речевого развития:
Средства контроля и оценки (тесты и другие контрольно-измери-тельные материалы, компьютерная педстатистика)
в цирковом представлении
эти дикие звери
тигры
часто выступают
львы
и