«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 класса.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 класса.
Автор: Кайшева Эльмира Платоновна

Кайшева Э.П.учитель начальных классовМБОУ СОШ № 24 Предгорного муниципального района Ставропольского края «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 классаЦель: развитие интереса учащихся к русскому языку.Задачи:1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса. В игре участвуют команды 3 а и 3 б классов. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся. Класс оформлен плакатами: «Брейн – ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев), «Грамоте учиться – всегда пригодится». Задания  командам написаны на карточках. На игровых столах – листочки бумаги, ручки, игрушки - пищалки, с помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении заданий.Ход игры.I. Вступление.Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего  брейн – ринга.Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»Сегодня мы проведем брейн – ринг и узнаем лучших знатоков русского языка.Участвуют две команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри)Ученик: Нам доверено с тобойПровести удачно бой,Чтоб находчивость и знания проверить.Ты велик, родной язык,Ты богат, родной язык.Ты наш друг, и в это мы все будем верить.II. Задания для брейн – ринга. Задания для болельщиков. Игры.1. Задание командам.Определить, какой звук  является общим для всех слов.МЕТРО, МЯТЛИК, МЯСО, РЕМЕНЬ. [м']СТОН, НОС, ПЛАН, ПОКЛОН. [н]ПОХОД, ХАНДРА, ХУДОБА, ВЕРХУШКА. [х]ЧУШЬ, ЧАСЫ, ПЕЧЬ,  ЧЕРВЬ. [ч']ЧАЩА, ПРИЩЕПКА, ЩЕЛЬ, КАЩЕЙ. [щ']ВЕНИК, ПРИВЕТ, СВЯТОЙ, КОВЕР. [в']ЭФИР, ФИНАЛ, ФЕРМА, ФЕДЯ. [ф']ЛУК, ЛАВКА, ЛЫЖИ, СТОЛЫ. [л]СИНИЙ, НЕВА, НЯНЯ, НЕРЕСТ. [н']КАКТУС, КРАН, СУКНО, КРАЖА. [к]За  правильный ответ  - 1 балл.2. Задание командам.Подбери и запиши пару к омофонам.Везти – вести, пруд – (прут), плод – (плот), лез – (лес), стог – (сток), балл – (бал).Слизать – слезать, бочок – (бачок), полоскать – (поласкать), запивать – (запевать), отворить – (отварить), вера – (Вера), надежда – (Надежда), вена – (Вена).За каждое отгаданное слово – 1 балл.3. Задание болельщикам.Игра «Это правда или нет?»Теплая весна сейчас.Виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугуЛетом прыгает в снегу.А зимой среди ветвей.«Га – га-  га ! - пел соловей.Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?Январским ясным утром,В начале сентябряВзошла луна, а звездыУпали на поля.Нарцисс закукарекал,Расцвел петух – чудак.А я в чердак спустился,Чтоб подмести подвал.Быстро дайте мне ответ -Это правда или нет?4. Задание командам.Игра «Поиграем в шифровальщиков».Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайны смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.- А известны ли вам секреты тайного письма? ( Секрет замены букв).- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГИ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ,ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ.(Ответ: «Жил - был у бабушки серенький козлик».  Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м  - на н, и, наоборот;  буква й остается неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот).За выполненное задание  – 5 баллов.5. Задание командам. « Расшифруйте  выражение».Выпишите из каждой строки только русские буквы. Разбейте их чертой на два слова. Как вы понимаете смысл получившего выражения?%   &   #   C   №   К   $   А   ¥Т    Е    Р  @   Т   @   #   №  Ь¥    Ю   &  ®   №  ?   Д   О  №№   ?     Р   О    &  Г  ©   *   АОтвет: Скатертью дорога. (Уходи, без тебя обойдемся).За правильный ответ – 5 баллов.6. Задание болельщикам.Играть играй, да дело знай.«Скажи правильно».Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. ( Я раскрасил свой рисунок).МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).МОИ ОЦЕНКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои оценки огорчили маму).ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал Костю).ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик намочил нас, а солнышко обсушило).7. Задание командам. «Вставь недостающий слог»Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.ТРА (ВА) ЗА                         ВЕС (НА) РОДССО ( РА) КЕТА                  КО (ЗА) БОРДЕ (ЛО) КОТЬ                      ЗУ (БЫ) ЧОК8. Задание болельщикам.Закончи пословицу.1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).2. Жизнь дана на …. (добрые дела).3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).4. Про доброе дело …(говори смело).5. Слово серебро, молчанье - …(золото).6. Доброе слово и кошке …(приятно).7. Что посеешь, то и …(пожнешь).8. От добра добра …(не ищут).9.Ум хорошо, … (а два лучше).10.Терпенье и труд, …(все перетрут).9. Задание командам.За одну минуту составьте и запишите «цепочку»  из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.Карандаш - …За каждое слово – 1 балл.10. Игра с болельщиками.Игра «Потопаем – похлопаем».  Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.- Сначала приходит лето, а затем осень.- Снег тает весной.- Кота в сапогах придумал  А.Пушкин.- Утка крякает.- На реках взламывается лед осенью.- В алфавите  33 буквы.- Учебный год в школе начинается летом.- Все согласные звуки глухие.- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.- Если дорога мокрая, то идет дождь.III. Подведение итогов.Ведущий: Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы,  предлагаю послушать Немножко необычное стихотворениеТим СобакинЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖБАЦ!ЖЖЖЖЖ…ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖБАЦ! БАЦ!ЖЖЖЖЖЖЖБАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!ЖЖЖЖЖЖЖТОП.ЖЖЖЖТОП – ТОП.ЖЖЖЖЖЖЖЖЖТОП – ТОП – ТОП!ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖШЛЕП!!!ШМЯК.И стало тихо.Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».К. Паустовский.Ученик 1.Грамматика, грамматика –Наука очень строгая.Учебник по грамматикеВсегда беру с тревогой я.Ученик 2.Она трудна, но без неёПлохое было бы житье!Не составишь телеграммуИ открытку не отправишь,Даже собственную мамуС днем рождения не поздравишь.Ученик 3.Ты умная и строгая.Тебя, моя грамматика,Осилю понемногу я!IV. Награждение победителей.Вручение призов участникам и болельщикам.Используемая литература1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 20072. Сборник творческих работ учителей начальных классов «Знать – любить – беречь» -  Глизерина Л.И.3. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 20084. Школа развития речи урс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 20105. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей/ методическое пособие, 2 класс Емельянова Н. - М: Издательство РОСТ,  2011.