Проектно - исследовательская деятельность как средство воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся начальной школы.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно - исследовательская деятельность как средство воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся начальной школы.
Автор: Солонина Алевтина Александровна

Проектно - исследовательская деятельностькак средство воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся начальной школы.«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Я.А. Коменский  Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»... Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.Основные задачи духовно – нравственного воспитания:
  • формирование национальных базовых ценностей, через духовно – нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
  • расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
  • формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог – ребенок родитель;
  • становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
  • Основные ценности:
  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
  • Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Проработав в школе много лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Мне бы сегодня хотелось остановиться на работе над духовно нравственным и патриотическим воспитанием через поисковые и научные исследования. Одной из самых распространённых форм внеурочной еятельности  является проектная деятельность, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока или классного часа, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. Отрадно, что в ходе выполнения проектных и исследовательских работ мы активизируем сотрудничество с родителями учащихся, организуем работу над поиском и обработкой информации, привлекаем детей к публичным выступлениям, углубляем интерес к учебной деятельности. Но самое важное для нас – это воспитать добрых, воспитанных, успешных, толерантных людей. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию несколько  проектов, над которыми мы работали в начальных классах. Хочу сразу сказать, что работа над всеми проектами велась и ведется в тесном сотрудничестве с учениками 8,9 классов. Первый проект, который мы хотим представить Вашему вниманию называется «Колокола Памяти» (не закончен, ведется активная работа).Цель проекта: Расширить представление детей о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.Задачи:-воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну, малую Родину ;-воспитывать уважительное отношение к памяти погибших и к старшему поколению. В рамках этого проекта была проведена экскурсия по местам воинских захоронений г. Волгограда (Памятник на Аллее Героев, Солдатское поле), посещение музея «Память» и музея-панорамы «Сталинградская Битва». Проведена исследовательская работа (поиск документов, исторических фактов) о мельнице Гергардта. Кроме того, учащиеся нашего класса (совместно с учащимися 7-11 классов в сентябре этого года участвовали в велопробеге (статья в газете «Звезда» «Война, война, что ты наделала…»), посвященном 75 годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом. Маршрут пролегал от г. Краснослободск до х. Ямы. Цель маршрута состояла в том, чтобы посетить воинские захоронения времен Великой Отечественной войны, музей Школы х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский (Детство), и конечно нельзя было оставить без внимания красоту нашей Волго-Ахтубинской поймы в Год экологии. Первая остановка была у могилы Валентины Чайки, которая находится недалеко от одноименного ерика. Скудные данные: год рождения - 1923 и дата гибели - 1942 год, красноармеец, санитар. Чудом уцелевшая могила, напоминание об ужасах войны. На момент смерти девушке было всего 19 лет, то есть немногим более, чем нашим учащимся – это обстоятельство поразило детей . Откуда была Валентина неизвестно, ясно одно, спасая жизни бойцов о своей она не думала и погибла, получив смертельную рану на нашей земле. В х. Ямы мы посетили памятник - Братскую могилу погибшим воинам, где, конечно по взаимной договоренности, нас встретила учитель русского языка и литературы Мосина Любовь Николаевна Она рассказала детям историю захоронения. Далее участников пробега Любовь Николаевна пригласила в школьный музей «Детство», где нас встретила Перегудова Светлана Михайловна. Эмоциональный, доскональный рассказ Перегудовой С.М. поразил не только детей, но и взрослых. Перед выездом из населенного пункта Ямы мы прошлись по уникальному своего рода понтонному мосту через речку соединяющему 1 и 2 Ямы . Итог этого мероприятия прост. И выражаясь цитатой автора статьи Разгильдеева А.Ф. я хочу сказать следующее «Нет, не смогут перекроить историю наши так называемые «друзья», не смогут совать свой «нос» куда им не следует, потому что получат они щелчка по этому месту от потомков тех , кто лежит в нашей героической земле. От тех, кто едет сейчас на велосипеде из х. Ямы обратно домой в г. Краснослободск.» Учащиеся 4а и 9 классов принимают участие и в федеральном проекте «Память народа» (Поиск мест первичных захоронений и документов о награждениях, прохождении службы, победах и потерях на полях сражений в первой и второй мировых войн» На гражданском кладбище было обнаружено захоронение времен ВОВ. Были установлены родственники, данное захоронение принадлежит Шевченко Николаю Ивановичу. Проведены работы по подъему надгробной плиты. На сегодняшний день направлен запрос начальнику ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области полковнику внутренней службы А.Г. Михайлову (запрос прилагается)УВАЖАЕМЫЙАлександр Геннадьевич! Наша школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию школьников. В образовательном учреждении создан школьный музей, работает клуб «Поиск», который собирает информацию о своих земляках и захоронениях на территории городского поселения г. Краснослободск. В рамках проведения Всероссийской акции «Обелиск» нами было установлено захоронение на гражданском кладбище г. Краснослободска. На могиле находится надгробная гранитная плита, которая, со слов сторожил города, пролежала там 72 года. Ориентировочно в 1945 году (умер Шевченко Н.И. 18.07.1945г. – сведения отдела ЗАГС) гранитную плиту привезли люди в военной форме своему сотруднику – Шевченко Николаю Ивановичу. Данное захоронение вызывает интерес у жителей г. Краснослободска, так как подобные памятники, а именно гранитная плита, на гражданском кладбище отсутствуют. Администрация МОУ СОШ 2 г. Краснослободска просит Вас оказать содействие в установлении сведений о Шевченко Николае Ивановиче, предположительно 1898-1901 г. рождения, который, по нашим данным, служил в органах МВД или НКВД , ориентировочно в период с 1930 по 1944 гг., вероятнее всего в р.п. Красная Слобода Сталинградской области или г. Сталинграде.Еще один проект, который мы хотим представить Вашему вниманию называется «Сегодня к православным святыням…» (данный проект не закончен, но подведен итог трехлетней работы, который был представлен 25 ноября 2017 года на V открытом городском фестивале-конкурсе «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области»)Здравствуйте уважаемые гости Разрешите Вам представить видеоролик «Сегодня к провославным святыням…», который занял второе место на V открытом городском фестивале-конкурсе «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области». Это совместная работа подготовленная учащимися 4,8 и 9 классов. Несмотря на то, что наша школа средняя, у нас нет разграничений на младших и старших. Все мероприятия и поездки мы организуем вместе. Вот и сегодняшняя работа-это результат совместной деятельности. Мы вместе подбирали материал, фотографии, а затем Фисенко Алина, ученица 8 «А» класса, все собрала в один видеоролик, который мы представляем Вашему вниманию. В нашей школе наряду с патриотическим, особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества, на наш взгляд являются выездные экскурсии к святыням родного края. За последние три года мы объехали большую часть Волгоградской области. Посетили музеи, театры, места воинских захоронений, храмы и монастыри. Разметавшись на просторахРусской матушки-земли,Красотой пленяют взорыДревние монастыри. Мы посетили 3 монастыря и 4 храма, расположенных в Серафимовическом, Среднеахтубинском, Ольховском, Дубовском, Городищенском районах Волгоградской области. Все они поразили нас своей историей, множеством святынь расположенных на их территориях. Данные экскурсии по святым местам произвели на нас неизгладимое впечатление. И теперь наша задача – не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.Сияй мой край, небесно-синий,Где люди чище и добрей!И милость Божья по РоссииПойдет с провинции моей!Приятного просмотра! Следующий проект, который мы хотим представить вашему вниманию называется «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!», посвященный 80-летию образования нашей школы. Об этом проекте можно рассказывать много и долго . 2018 год для нашей школы юбилейный. Много событий помнит эта школы, много поколений учеников она выпустила, много талантливых педагогов трудилось в ней на благо нашего общества. Ведь история нашей школы – это часть истории всей нашей страны! Чтобы проследить историю возникновения, развития, становления школы, узнать, какие периоды истории охватили годы существования школы, какие она претерпевала изменения, каких известных выпускников она воспитала, какие педагоги работали в разные годы, каких результатов они добивались в процессе обучения воспитанников, чем живет, дышит и творит школа в настоящее время, какими славится выпускниками, какие замечательные традиции существуют в школьной жизни, и было решено разработать и реализовать данный проект. Цель проекта Развитие социально-активной и творческо-интеллектуальной личности гражданина и патриота, обладающей чувством любви к своей школе и гордости за свою школу, чувством гражданской ответственности за своё будущее. Задачи проекта: 1. Изучить материалы архивного фонда школы и воспоминания очевидцев. 2. Осуществить поисковые работы по сбору архивных документов, фото- и видео-материалов из жизни учащихся и учителей в ранние годы существования школы. 3. Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся. 5. Установить связь с учителями, когда-то работавшими в школе, с известными и выдающимися выпускниками, взять интервью. 6. Создать условия для проявления индивидуальных творческих способностей всех участников проекта. 7. Способствовать повышению мотивации обучающихся к участию в делах школы, вовлечению школьников в процесс совершенствования школьной образовательной среды, сплочению коллектива класса, школы в процессе разработки и реализации совместных проектов. 8. Развивать творческое сотрудничество между учащимися, родителями и учителями. 9. Способствовать сохранению и развитию традиций школы, накопленных за прошлую педагогическую деятельность. 10. Пополнить и обновить страницу истории школы на школьном сайте. 11. Провести праздничные встречи с ветеранами педагогического труда, с выпускниками прошлых лет с организацией их поздравления и чествования. 12. Провести конкурсные мероприятия по сбору материалов, разработке и создания праздничных выпусков школьных газет, плакатов, рекламных объявлений, презентаций и фильмов. 13. Провести юбилейные мероприятия в день празднования 80-летия школы с приглашением педагогов и выпускников школы.  Работа по воссозданию музея планировалась очень долго (в течение 7 лет, все откладывали на потом). Активная работа по сбору музейных ценностей началась только в марте. По всей школе были расклеены объявления, дети изготовили листовки, ходили по улицам и опускали их в почтовые ящики, беседовали с жителями. Результат не заставил себя ждать – местные жители откликнулись. Конечно, над этим проектом работает вся школа, но больший вклад вносят два класса 4а и 9. Дети занимаются разбором архивных документов, помогают в оформлении, приносят музейные экспонаты, найденные в своих семьях и семьях родственников, готовят исследовательские работы о жизни людей и предприятиях города времен СССР. На сегодняшний день собраны материалы о педагогах и известных выпускниках школы, состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию музейной экспозиции Акжигитова Гайяса Насибулловича, выпускника 1948 года, профессора медицинских наук, с передачей семейных реликвий родственниками и администрацией городского поселения г. Краснослободск, в рамках действующего проекта «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!», перед зданием школы была заложена Аллеи имени Акжигитова Г.Н., о чем свидетельствует мемориальная доска на левой стороне здания школы. В перспективе работа над очень значимым, по нашему мнению, социальным проектом «Старый город». Проведена предварительная работа по поиску домов старой постройки, которые постепенно исчезают с земли г. Краснослободска. Вместо них выстраиваются особняки – новый город. Сделаны фотоснимки этих домов, ведется работа по изучению истории каждого дома. Результативностью своей работы по формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности младшего школьного возраста считаю:Во-первых, положительные личностные изменения учеников;Во –вторых, повышение нравственной и коммуникативной культуры школьников;В-третьих, достижение высоких результатов в области социально-значимых проектов, исследований, мероприятий.Это соотносится с целями и задачами современного образования, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития м воспитания личности гражданина России. Свое выступление хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ,