Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Автор: Лысоконь Наталья Ивановна


Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…
Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.
Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2006 года, когда в школу пришли 27 моих первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 7% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу - 21% , к логопеду - 29 %). Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 1 ученик(!), то есть
4% от общего числа детей, относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 89% ребят, а у 7%- III.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.
К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.
Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.
Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?
Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от школьных болезней. Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.
Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только
общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий.
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
-физические упражнения без предметов;
-танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);
-физкультминутки и подвижные перемены;
-эмоциональные разрядки и минутки покоя;
-гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);
-самомассаж.
Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.
Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:
-солнечные и воздушные ванны;
-водные процедуры;
-фитотерапия;
-ароматерапия;
-ингаляция;
-витаминотерапия.
Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами: каланхое перистое, хлорофитум хохлатый.
Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период, а родителям рекомендуется, с разрешения педиатра, провести курс приёма детьми аминокислоты глицина с целью укрепления памяти.
На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.
Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.
На своих уроках использую такие методы как:
- фронтальный;
- групповой;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- метод индивидуальных заданий.
При общении с учащимися на уроке стараюсь открыть ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)
Подачу информации осуществляю с позиции Мы (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.
В общении важно соучастие ученику (проявление интереса, оказание помощи),возвышение ученика (пользоваться правилом Трёх П - Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).
При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).
Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.
При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.
Соблюдаю плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использую не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут.
Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.
При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.
Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.
Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 21% моих детей за плечами лечение у невропатолога. Существующая статистика просто ужасает: из 100 неврозов у школьников 1-8 классов 2/3 возникают по вине педагогов (по информации Минздрава РФ).
Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.
В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; путешествие глазами по траекториям; проведение игры Весёлые человечки, когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами.
Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок жёлтого цвета матовой краски, цвет линолеума для пола также не раздражает глаза.
В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.
К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.
Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, Уроки здоровья, игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического - даже улучшилось: % детей I группы здоровья увеличился с 4% до 22%, соответственно уменьшилось с 89 %до 67% количество детей, относящихся ко II группе здоровья.
Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.
HYPER13PAGE HYPER15
4