«Методики исследования одаренных детей в ДОУ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методики исследования одаренных детей в ДОУ»
Автор: Алексеева Валентина Николаевна

МКДОУ Куртамышского района Куртамышский детский сад №5
Выступление на педагогическом семинаре
Тема выступления: Методики исследования одаренных детей в ДОУ
Воспитатель: Алексеева В.Н.
Диагностика предпосылок одаренности ребенка дошкольного возраста проводится в 5 этапов:
1. Диагностика развития речи с помощью методики "Словарная мобильность" (В.В. Клименко).
2. Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В. Клименко "Как спасти зайку" и "Солнце в комнате".
3. Определение уровня развития воображения детей с помощью методики "Придумай рассказ" (Р.С. Немов).
4. Выявление силы развития природной памяти с помощью методики "Диагностика природной памяти" (Л.В. Черемошкина).
5. Определение уровня развития любознательности с помощью методики "Сказка" (Н.И. Гуткина).
Методика "Словарная мобильность"
Методика включает 6 заданий.
1. Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.
Время выполнения – 1 мин.
Обработка данных: 6–7 слов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.
2. Задание Б. Подбери рифму.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол – гол. Они звучат похоже, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше таких слов, которые с ним рифмуются. Слово это будет "день" ("каша", "вой")".
Время работы с одним словом – 1 мин.
Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.
3. Задание В. Как будет называться маленький предмет?
Мяч – мячик; рука – …; солнце – ...; трава – ...; плечо – ...; ухо – ...; таз – ... .
Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.
4. Задание Г. Если предмет сделан из…, то какой он?
Железо – ...; дерево – ...; снег – ...; пух – ...; бумага – ... .
Обработка данных: 4–5 баллов – высокий уровень; 2–3 – средний; 1–0 – низкий.
5. Задание Д. Как называется человек, который… (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?
Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.
6. Задание Е. Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши".
Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Обработка данных – подсчитывается количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1–2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.
Методика "Как спасти зайку". Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3-балльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.
Методика "Солнце в комнате". Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Педагог-психолог, показывая ребенку картинку, говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?". По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: "Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть, или художник что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.
Обработка данных осуществляется по 5-балльной системе:
1 балл – отсутствие ответа, непринятие задания ("не знаю, как исправить", "картинку исправлять не нужно");
2 балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);
3 балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте ("солнышко на улице");
4 балла – содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок ("сделать из солнышка лампу");
5 баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации – "картинку сделать", "нарисовать окно", "посадить солнышко в рамку" и т. д.).
Методика "Придумай рассказ". Ребенку предлагается задание – придумать рассказ (историю, сказку) о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2 минут.
Обработка результатов: 10 баллов – очень высокий уровень воображения; 8–9 – высокий; 4–7 – средний; 2–3 – низкий; 0–1 – очень низкий. Баллы высчитываются в соответствии с критериями, представленными в таблице 3.
Оценка результатов по методике "Придумай рассказ"

Критерий оценки
Баллы
2
1
0
1
Скорость придумывания рассказа
История придумана в течение не более чем 30 сек
На придумывание затрачено от 30 сек до 1 мин
За минуту ребенок так и не смог ничего придумать
2
Необычность, оригинальность сюжета рассказа
Сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален
Ребенок привнес в увиденное или услышанное им что-либо новое от себя
Ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал
3
Разнообразие образов, используемых в рассказе
Имеются 4 и более героев (вещей, событий), которые характеризуются с разных сторон
В рассказе встречаются 2–3 персонажа (вещи, события), все они характеризуются с разных сторон
С начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, очень бедные характеристики
4
Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе
Объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками
Кроме названия персонажей (событий, вещей и т. п.) указываются еще один или два признака
Персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются
5
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе
Рассказ и его передача достаточно эмоциональны и выразительны, слушатель явно заряжается этими эмоциями
Эмоции рассказчика едва выражены, слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ
Образы не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика
"Диагностика природной памяти". Для проведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10 15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога-психолога: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом "Внимание!". После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать".
Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.
Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:
• на запоминание потребовалось 10 сек и менее – это говорит о сильной природной памяти;
• от 12 до 30 сек – природная память средней силы;
• более 32 сек – сила природной памяти ниже среднего.
Методика "Сказка". Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.
При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.