Программа по ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по ФГОС
Автор: Матычева Елена Васильевна

6 классПояснительная запискаРабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе примерной программы (В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка» . Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов. Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32); 2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта . № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
  • Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря . № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;
  • Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254мот 27. 05. 2013 г.;
  • Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;
  •  Приказ МБОУСОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».
  • Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»
  • Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18. 08. 2015 год.
  • 1.1.Общая характеристика предмета
  • Рабочая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
  • 1.2.Место предмета в учебном плане
  • Программа рассчитана на 35 часов в год, один час в неделю, в том числе контрольных работ 4.Контроль осуществляется в следующих видах:- входной, текущий, тематический, итоговый.- Форма контроля:- самостоятельная работа;- устный опрос;- взаимоопрос;- синквейн;- творческая работа;- музыкальная викторина;- тест.Промежуточная аттестация на основе локальных актов школыЦель программы: приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
  • Планируемые результаты освоения учащихся программы по музыке для 6 класса
  • Учащийся научится:
  • - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем взаимодополнение выразительных средств- звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу художественно-творческой деятельности.Учащийся получит возможность научиться:- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально эстетической жизни школы, района, города и др. ( музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно эстетической точки зрения.Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;- в формировании разностороннего, интеллектуально — творческого и духовного развития;- в формировании основ художественного мышления;- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поли культурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
  • 1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  • Личностные результаты:
  • целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
  • развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  • владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
  • Метапредметные результатыПознавательные Учащиеся научатся:
  • анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  • Учащиеся получат возможность научиться:• основам рефлексивного чтения;• ставить проблему, аргументировать её актуальность;• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;• организовывать исследование с целью проверки гипотез;• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.Регулятивные Учащиеся научатся:
  • проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
  • оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
  • Учащиеся получат возможность научиться:• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;• построению жизненных планов во временной перспективе;• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;• основам саморегуляции эмоциональных состояний;• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. КоммуникативныеУчащиеся научатся:
  • аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • Учащиеся получат возможность:
  • участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
  • Сведения о программеСодержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ.Основными видами учебной деятельности школьников являются:слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений Механизмы формирования ключевых компетенций:
  • Работа с карточками;
  • Работа с тетрадью по музыке;
  • Разгадывание кроссвордов;
  • Работа с тетрадью по музыке.
  • Виды деятельности:
  • восприятие;
  • музыкально- теоретическая деятельность;
  • музыкально — историческая деятельность;
  • музыкально — ориентированная полихудожественная деятельность.
  • Технологии обучения:
  • Проблемное обучение
  • Проектная деятельность
  • Информационно – коммуникативные
  • Базовые образовательные технологии.
  • Контроль осуществляется в следующих видах:- текущий, тематический, итоговый.Форма контроля:В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа. Практические творческие работы:
  • Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
  • Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
  • Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).
  • Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.
  • Драматизация музыкальных произведений.
  • 4. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
  • иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
  • проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
  • знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
  • применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
  • расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
  • находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
  • знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
  • проявление навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пенть а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
  • Средства обучения:
  • Печатные пособия:
  • Комплект портретов композиторов.
  • Информационно-коммуникационные ср.
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
  • «Пасха», «Великий пост» (CD).
  • 3.Технические средства обучения: - компьютер,
  • экран проекционный,
  • музыкальный центр.
  • Учебно-практическое оборудование:
  • музыкальный инструмент (Баян, шумовые музыкальные инструменты)
  • Печатные пособия:Комплект портретов композиторов.Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD). Технические средства обучения: - компьютер,-диски- экран проекционный,- музыкальный центр.- учебно-практическое оборудование: -музыкальный инструмент,Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса заключаются:
  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
  • в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным
  • воплощением в образах музыкальных произведений;
  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
  • в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
  • Научно- методическое оснащение
  • Науменко, Т. И. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
  • Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
  • Музыка. 6 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
  • 4. Музыка. 6 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).Дополнительная литератураМетодические пособия для учителя:
  • Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  • Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  • Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
  • Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
  • Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
  • Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  • Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
  • Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
  • Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
  • Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
  • Музыка. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
  • Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  • Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • Дополнительная литература для учащихся:
  • Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
  • Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  • Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
  • Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
  • Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
  • Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
  • Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Композитор, 1997.
  • Интернет-ресурсы
  • Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . wikipedia.org/wiki
  • Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
  • Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  • Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : contents.nsf/enc_music
  • Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
  • Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tents. nsf/ dic_mus ic
  • Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
  • 6 КЛАСС (35 ч)Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке. «Тысяча миров» музыкиНаш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии № 9 и № 5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера. Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторовКак создается музыкальное произведениеЕдинство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями», Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада. Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др. Зрительный ряд: портреты композиторовЧудесная тайна музыкиВ чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка», Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.