"ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ"
Автор: ТОМИЛОВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

Е.П.Томилова. Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» п. Белоярский Свердловская область.«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С РОДИТЕЛЯМИ» Формы и методы работы учителя с семьей ученика: Эффективность воспитания ребенка очень зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют учителя, прежде всего классный руководитель. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность педагога разнообразна, но работа с семьей ученика – это одно из самых важных направлений его работы. В основе взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе учителя с родителями учащихся отводится психолого - педагогическому просвещению. Накопление психолого – педагогических знаний у родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обуславливает отбор содержания, а также формы организации педагогического просвещения.
  • Формы работы с родителями:
  • Встречи с родителями эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Учитель, беседуя с родителями о характере его ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует их об успехах и неудачах ученика, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.
  • Переписка с родителями письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, выписки из приказов, поздравления с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон.
  • Общение с помощью интернет ресурсов – скайп, социальные сети, электронная почта.
  • Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе педагогической науки опыта воспитания. Принятие коллективных решений. Приглашение учащихся для беседы.
  • Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого – педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т.д. Классные собрания планирует классный руководитель. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, администрацией. Здесь знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами работы школы.
  • Организация совместных досуговых мероприятий Родители – частые гости на внеклассных мероприятиях. Это позволяет им лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, трудовые дела.
  • Лекция – это форма психолого – педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – это сам учитель, знающий интересы своих учеников, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует раскрывать причины явления, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
  • Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждении поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от подготовки. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению каждого участника.
  • Индивидуальные тематические консультации – консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями учитель должен проявить максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, говорить о не выполнении ими родительского долга и тому подобное. Иначе учитель столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Опыт показывает, что такие родители начинают избегать встреч с учителями и посещают школу только в экстренных случаях. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность и компетентность.