Использование дидактических материалов на уроках истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических материалов на уроках истории
Автор: Иванова Ирина Владимировна

Использование дидактических материалов на уроке
Иванова Ирина Владимировна
МОУ Майская гимназия Белгородского района Белгородской области
Разработка повторительно – обобщающего урока по истории средних веков в форме дидактической игры Турнир смекалистых.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький)
Введение
Изменения, происходящие сегодня в школе, открывают учителю широчайшее поле для творчества и поиска.
Сегодня нам необходимо формировать творчески мыслящую личность, подготовить её к жизни в быстро развивающемся и меняющемся мире, развивать в ней способности принимать эффективные решения, критически воспринимать информацию, отстаивать свои позиции. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Эпиграфом учителя - профессионала в наши дни следует избрать слова Э.Канта Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.
Каждому учителю хочется, чтобы его урок был увлекательным и интересным.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо. Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Наиболее удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку.
Я предлагаю коллегам познакомиться в разработкой повторительно – обобщающего урока по истории средних веков в форме дидактической игры Турнир смекалистых.
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории средних веков, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами, развивать чувство коллективизма.
Учитель:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас турнир. Что такое турнир? (ответы детей).
Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка. Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.
( Учитель представляет 2 команды, жюри и далее дети соревнуются в различных конкурсах.)
1 конкурс Историческая разминка
Задания 1 команде
1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов.
2. По какой лестнице никто никогда не ходил.
3. Когда в Европе появилось 3 государства одновременно. Назовите их.
4. Самая длинная в истории война.
5. Что такое шедевр?
6. Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово король.
7. Что такое коммуна?
8. Что означает слово еретик?
9. Кто такие бюргеры?
10. 1054 год - ?
Задания 2 команде
1. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде.
2. Когда в истории воевали цветы?
3. Какое государство называли Золотым мостом и почему?
4. Какое открытие сделали скандинавы задолго до 15 века?
5. Что такое баллада?
6. В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений.
7. Что такое индульгенция?
8. Как называлось здание, где заседал городской совет?
9. Что такое мозаика?
10. 1337 - 1453 - ?
2 конкурс Крестики - нолики
( команды получают карточки и заполняют их : крестик - да; нолик - нет)
1. Централизованное государство во Франции образовалось в XV веке?
2. При Карле Смелом произошло объединение Франции
3. В централизованном государстве вся страна подчинялась власти короля
4. Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 30 лет
5. В централизованном государстве существует единая власть, законы, налоги, постоянная армия, единые органы управления
6. Образование централизованного государства способствовало развитию феодальной раздробленности
7. Война Алой и Белой розы - это война феодальной знати против короля Англии
8 Централизованное государство во Франции возникло раньше, чем в Англии
9. Парламент в Англии возник раньше, чем Генеральные штаты во Франции
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответы:
+
0
+
0
+
0
+
0
+
3 конкурс Квартет
(команды получают россыпь карточек, где написаны даты, имена правителей и события. Победит та команда которая быстрее соберет большее количество квартетов за определенное время).
1. 1358год, Жакерия, Гильом Каль, крестьянское восстание
2. Мухаммед, 630 год, возникновение ислама, объединение арабов
3. Вильгельм Завоеватель, 1066год, битва при Гастингсе, усиление королевской власти в Англии
4. Карл Великий, 800год, покорение саксов, город Ахен
5. Патриции, бюргеры, Улица одного человека, ратуша.
6. Урбан II, 1095 год, крестовый поход бедноты, орден тамплиеров
7. Феодальная вотчина, барщина, оброк, крестьянская община
8. Рыцарь, кольчуга, турнир, кодекс рыцарской чести
5 конкурс Крылатые выражения
(команды подходят к столу, берут карточки и отвечают на вопросы)
1. Ходить в Каноссу - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.
Германский император в XI веке, выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа.
2. Бросить перчатку - это значит вызвать на спор, состязания.
Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку, принимал вызов.
3. С открытым забралом - не скрывая истинных намерений, открыто.
Забрало - передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Оно опускалось перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями.
4. Жить на широкую ногу - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
Это выражение возникло в средние века, благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми к верху носами. Знатные и богатые люди подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.
7 конкурс
Исторические задачи
(команды получают конверты с задачами и решают их)
1. Задача Обувь
Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV - XVвв., родина носатой обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам - в две ступни (60 см), рыцарям - полторы ступни (45см), горожанам - в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни - 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выгладить импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
Вопрос: предположите для чего еще в данном случае использовали зеркало?
Ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.
2. Задача Как доказать
Средневековые писцы по заказу своих хозяев не редко изготовляли фальшивые документы - грамоты, которые должны были служить обоснование прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок в некоторых странах в средние века документы о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа?
Ответ: лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали - только тогда документ признавался подлинным.
Учитель: Давайте подведем итоги нашему турниру и узнаем, кто же оказался самым умным, смекалистым и лучшим знатоком истории средних веков. (Слово жюри и подведение итогов)
Заключение.
Я считаю, что такая форма проведения урока с использованием игры создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество ребенка.
Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение.
Таким образом, игра:
1. Вызывает интерес к уроку; 2. Делает процесс обучения занимательным; 3. Организует работу на творческо-поисковом уровне; 4. Служит практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время;