«Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»
Автор: Снегирева Светлана Алексеевна

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.
Цель данной статьи показать, как выбор современных образовательных технологий учителем решает цели современного урока.
Какие же технологии и их приемы можно использовать на своих уроках?
1. Игровые технологии.
2. Дифференцированное обучение
3. Технология проблемного обучения
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Примеры:
Дидактическая игра: Все наоборот.Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.Игрушка для елки-…(елочная игрушка)Герой сказки- … (сказочный герой)Сок яблока-… (яблочный сок)Суп из молока -…(молочный суп)Варенье из клубники-… (клубничное варенье)Каша из гречки-… (гречневая каша)Вода из речки-… (речная вода)Скважина в замке -…(замочная скважина)Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Игра Найди пару.Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
Применение игровых технологий на уроках русского языка в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы.
Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.
Игра Дополни предложение:
1)Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2)Звуки слышим, буквы... (пишем).
3)В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4)После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением ВалентинаБерестова о гласных и согласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Технология развития критического мышления.
Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Существует множество приёмов ТРКМ: (СЛАЙД)
Дерево предсказаний
Таблица ЗУХ
Схема Фишбоун или Рыбий скелет
Толстый и тонкий вопросы
Кластеры
Таблица Плюс-минус-интересно
И это далеко не все приёмы. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня особо заинтересовали и которые я использую на своих уроках.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
(СЛАЙД)Таблица Знаю- Хочу узнать- Узнал
Эта таблица заполняется на протяжении всего урока. Заполняя её, учащиеся делают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания (что уже знал) к "новому (что узнал сейчас) и, что очень важно, определить ту информацию, которую ещё хотелось бы узнать.
Технология проблемного обучения
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.Задача моя научить школьника не только понимать, но и мыслить.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения я применяю на своих уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Урок русского языка. Сложные слова.
На этапе актуализации знаний вспоминаем птиц. Пишу их названия и прошу исправить ошибки: варабей, голупь, мухолофка. Затем детям нужно определить корнб в этих словах.При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Затем учащиеся выясняют значение слова (ловит мух).
-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
За последний период моей работы мои ученики приняли участие во многих олимпиадах и конкурсах .
Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.
Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяют его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс.
Вот некоторые формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение вперёд.
Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.
Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.
Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся