Дополнительную образовательную программу "Юные артисты"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительную образовательную программу "Юные артисты"
Автор: Смекалова Светлана Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад Дюймовочка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Юные артисты
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель:
Смекалова Светлана Владимировна
учитель-логопед Детского сада
Дюймовочка
п. Демянск
2017 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
2.
Учебно-тематический план
3
Содержание программы
4
Методическое обеспечение программы
5
Список использованной литературы
6
Приложение
Пояснительная записка
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой, но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Во время театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие и Физическое развитие. Малыши с увлечением помогают выполнять главных героев спектакля в различных техниках: клеем из бумаги, лепим из пластилина, теста. Эти же материалы используются и для создания декораций к спектаклю, а потом все это обыгрывается, тем самым происходит интеграция таких образовательных областей как Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие и Речевое развитие.
Рабочая программа театрального кружка детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с ФГОС ДО. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и художественно – эстетическому развитию.
Данная рабочая программа по развитию составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ Об образовании в РФ №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155,письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Направленность образовательной программы:
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; содержание программы направлено на художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие , познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Адаптирована, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ. Направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Представленная система работы может быть использована дефектологами, логопедами, педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителям.
Актуальность. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно.
При помощи театрализованных игр у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются различные интересы и способности; проявляется любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развиваются ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, данный вид деятельности требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка с ОВЗ, во время театрализованной деятельности, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения вопроса по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ через кружковую работу в ДОУ, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.
Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка
Цель программы:Создать условия для самореализации творческого потенциала детей 5-6 лет, развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе, через реализацию программы Юные артисты на основе принципов индивидуализации, гуманных отношений к маю 2018 года.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
Формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
Побуждать детей с ОВЗ к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения);
Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия;
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Принципы обучения
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основнымипринципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основными принципами формирования Программы являются:
Принцип занимательности -используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;
Принцип новизны -позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
Принцип динамичности -заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
Принцип сотрудничества -позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
Систематичности и последовательности –предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей –основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: дети дошкольного возраста 5-6 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы-1 год
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Форма занятий - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.
Основные методы и приемы:
игра;
метод игровой импровизации;
упражнения на расслабление и напряжение мышц;
метод действенного анализа (этюдная методика);
инсценировки;
драматизация;
рассказ;
чтение воспитателя;
рассказ детей;
беседы;
разучивание произведений устного народного творчества;
сказкотерапия, с элементами импровизации.
мультимедийные презентации
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение
Планируемые результаты освоения содержания программы.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, мониторинга.
В результате кружковой работы дети повысят свои знания о театре:
назначение театра;
о деятельности работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
контролировать внимание;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Дети будут иметьПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Дети будут владетьНАВЫКАМИ:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.Контроль знаний и умений детей:
1. Начальная диагностика – проводиться в начале обучения, при поступлении ребенка на реабилитацию.
2. Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время реабилитации.
Критерии оценки умений и навыков детей в театральной деятельности
1. Использование всех частей речи.
3 балла – использует в разговоре все части речи правильно,
2 балла - частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно.
1 балл – зачастую неправильно использует части речи.
2. Составление предложений.
3 балла – грамотно составляет простые предложения, предложения с однородными членами
2 балла – правильно составляет простые предложения, не всегда грамотно пользуется предложениями с однородными членами.
1 балл – испытывает сложности в построении даже простых предложений.
3. Умение имитировать характерные действия персонажей.
3 балла – самостоятельно имитирует действия персонажа.
2 балла – имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого.
1 балл – не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа.
4. Передача эмоционального состояния другого человека.
3 балла – ребенок сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя.
2 балла –передает эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого или другого ребенка.
1 балл – не может показать эмоцию даже повторить её за другим.
5. Использование в играх театральных игрушек, картинок.
3 балла – ребенок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль.
2 балла – ребенок может использовать театральные игрушки в игре, повторяя действия взрослого.
1 балл – никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки.
6. Импровизация на несложные сюжеты песенок, сказок.
3 балла – ребенок с удовольствием использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.
2 балла – ребенок с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.
1 балл – ребенок не использует в игре знакомый сюжет
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности:
Высокий уровень (18-21 балл) - ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов)-проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов) - малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.
Формы подведения итогов реализации программы:
конкурсы,
спектакли
мониторинг
2.Учебно-тематический план

Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практика
1
Диагностика
2
-
2
2
Знакомство с театром. Устройство ширмы и декорации
1
1
-
3
Кто работает в театре. Закулисье
1
1
-
4
Как вести себя в театре.
Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)
1
1
-
5
Мимика и жесты
2
-
2
6
Расслабление мышц
2
-
2
7
Речевая гимнастика
2
-
2
8
Сила голоса и речевое дыхание
2
-
2
9
Чувства, Эмоции
3
1
2
10.
Знакомство с пальчиковым театром
2
1
1
11.
Слух и чувство ритма
2
1
1
12.
Знакомство с варежковым театром
2
1
1
13.
Знакомство с театром из дерева, магнитным театром.
2
1
1
14.
Знакомство с теневым театром
2
1
1
15.
Знакомство с куклами би-ба-бо
2
1
1
16.
Знакомство с конусным театром
2
1
1
17.
Знакомство с куклами- говорунчиками.
2
1
1
18.
Рисуем театр (конкурс рисунков В театре)
1
-
1
19.
Сценическая пластика
3
1
2
20.
Театральные игры
5
1
4
21.
Конкурс Игрушка для театрального уголка своими руками
1
-
1
22.
Знакомство с масочным театром
2
1
1
23
Театр на фланели
2
1
1
24
Инсценировка шуток-малюток
2
-
2
25
Экскурсия в кинотеатр Селигер. Просмотр спектаклей.
4
1
3
26
Репетиция сказки Репка,играем сказку Репка.
3
-
3
27.
Репетиция спектакля Теремок
3
-
3
28.
Подготовка к инсценировке сказки Красная шапочка на новый лад Показ театрализованного представления.
4
1
3
29.
Пантомима
2
-
2
30
Культура и техника речи
3
1
2
31
Знакомство со штоковым театром
1
-
1
32.
Театр кукол-оригами.
1
-
1
33.
Знакомство с плоскостным шагающим театром
1
-
1
34.
Диагностика
2
-
2
35.
Итого
72
19
53
3.Содержание программы.
Неделя
Тема занятия
Содержание занятия
Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
1
Мониторинг
2
1)Знакомство с театром
2)Просмотр спектакля в детском саду Первое сентября
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса
3
Кто работает в театре. Закулисье.
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.
Беседа, просмотр видео- ролика.
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
4
Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра Театр
Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.
Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
ОКТЯБРЬ
1
Знакомство с варежковым театром
Самостоятельная игровая деятельность
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности
2
Мимика
Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;
скороговорки;
игра Успокой куклу;
игра Теремок;
отгадываем загадки
Развитие мимики;
раскрепощение через игровую деятельность;
3
Сила голоса
Артикуляционная гимнастика; игра Перебежки;
скороговорки;
пальчиковые игры;
игра Веселый бубен, Игра Эхо
Развиваем силу голоса;
работа над активизацией мышц губ.
4
1)Знакомство с пальчиковым театром
2)Просмотр спектакля в детском саду Доктор Айболит в исполнении творческого объединения Артист
Праздник со Смешариками
(игра Караван, викторина, загадки, игра Энциклопедия, игра Ожившие механизмы, игра Найди и исправь ошибку.
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.
НОЯБРЬ
1
Знакомство с плоскостным шагающим театром
Инсценировка сказок Рукавичка, Заюшкина избушка.
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
2
Пантомима
Артикуляционная гимнастика; игра Вьюга;
упражнения на развитие сенсомоторики;
этюд Старый гриб; пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд Цветочек
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость
3
Сила голоса и речевое дыхание
Артикуляционная гимнастика; игра Гудок;
скороговорки; этюд Удивительно; пальчиковые игры.
Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ
4
Знакомство с конусным настольным театром
Инсценировка сказок Три поросенка и Кот в сапогах
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
5
Мимика и жесты
Артикуляционная гимнастика;
игра Прекрасный цветок;
игра Дует ветер;
пальчиковые игры;
игра Медведь и елка;
игра Солнечный зайчик;
этюд Это я! Это мое!
игра Волк и семеро козлят;
игра Одуванчик;
этюд Великаны и гномы;
упражнения на тренировку памяти;
игра Радуга;
этюд Медведь в лесу
Развиваем воображение;
учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.
ДЕКАБРЬ
1
Знакомство с теневым театром
Инсценировка сказок Заюшкина избушка, Гуси- Лебеди.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2
Рисуем театр (конкурс рисунков В театре)
Совместная деятельность детей и родителей.
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
3
Знакомство с куклами
би-ба-бо.
Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Инсценировка сказки Волк и лиса
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
4
Слух и чувство ритма.
Артикуляционная гимнастика;
игра Лиса и волк;
игра Ловим комариков;
игра Волшебный стул; пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд Колокола;игры- диалоги;
игра Чудесные превращения
Развитие слуха и чувства ритма у детей
ЯНВАРЬ
2
Театральные игры
Артикуляционная гимнастика;
Что изменилось?
Поймай хлопок
Я положил в мешок..
Тень
Внимательные звери
Веселые обезъянки
Угадай что я делаю
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
3
Знакомство с куклами- говорунчиками
Игра викторина с куклами Знаете ли вы ПДД?
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД
4
Знакомство со штоковым театром
Сочиняем сказку сами.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
5
Сценическая пластика
Артикуляционная гимнастика;
игра Не ошибись;
игра Если гости постучали;
пальчиковые игры Бельчата;
этюд Гадкий утенок
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных
ФЕВРАЛЬ
1
Расслабление мышц
Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц Штанга;
игра Волк и овцы;
скороговорки; пальчиковые игры
Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.
2
Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.
Инсценировка сказки Репка, Три поросёнка, самостоятельная деятельность.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
3
Театр кукол-оригами.
Конкурс Игрушка для театрального уголка своими руками
(семейное видео или фото о том как это делалось)
Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки Кот и пес.
Совместная деятельность детей и родителей
Ощутить себя творцами кукол
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.
4
Чувства, эмоции
Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на тренировку памяти;
Игра Заря;
этюд Отряхнем руки;
пальчиковые игры
этюд любимая игрушка;
игра Старый сом;
упражнения на развитие сенсорной моторики;
игра Кошка и скворушки;
игра Почта;
этюд Кривое зеркало
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими
МАРТ
1
Знакомство с театром масок
Инсценировки сказок Мужик и Медведь,Волк и Семеро козлят
Курочка Ряба
Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности
2
Демонстрация театра на фланели.
Сочиняем сказку сами.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
3
Инсценировка шуток-малюток
Артикуляционная гимнастика;
Игра Птицелов;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением
4
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика
Считай до пяти
Больной зуб
Укачиваем куклу
Игра со свечой
Самолет
Мяч эмоций
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
АПРЕЛЬ
1- 2
Подготовка к инсценировке сказки Красная шапочка на новый лад
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций.
Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей
МАЙ
3
Театрализованное представление
Показ спектакля родителям.
Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.
4
Экскурсия в кукольный театр
Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.
Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.
По возможности заглянуть за кулисы.
5
Диагностика
4. Методическое обеспечение программы.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность.Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое.Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры.Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы Знакомство с пьесой (совместное чтение) и От этюдов к спектаклю (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Рекомендации по работе над ролью:
Составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к проживанию за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, проговариваем каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
5. Материально-техническое обеспечение.
1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
18.Ноутбук , проектор
6. Список литературы:
Г.В.Лаптева Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
И.А. Лыкова Теневой театр вчера и сегодня С.-П.:2012г.
И.А.Лыкова Театр на пальчиках М.2012г.
Е.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском садуМ.:2012г.
О.Г.Ярыгина Мастерская сказок М.:2010г.
А.Н.Чусовская Сценарии театрализованных представлений и развлечений М.:2011г.
Л.Е.Кыласова Родительские собрания Волгоград: 2010г.
И.Г.Сухин 800 загадок, 100 кроссвордов. М.1997г.
Е.В.Лаптева 1000 русских скороговорок для развития речи М.:2012г.
А.Г.Совушкина Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников М.:1983г.
Алянский Ю. Азбука театра М.:1998г.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр М.: АРКТИ, 2002.
:Е.В.Мигунова театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации.М.:2009г.
Г.П.Шалаева Большая книга правил поведения М.:200
А.Г.Распопов Какие бывают театры Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Н.Б.Улашенко Организация театральной деятельности. Старшая группа Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
Г.В.Генов Театр для малышей М.1968г.
Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.
Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992
Интернет-ресурсы:

- Альманах ИКП РАО. Научно-методический журнал. Электронное издание.

– сайт о педагогических инновациях в работе логопеда и дефектолога и научно-практических пособиях.