Методические рекомендации для студентов по работе над проектом


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для студентов по работе над проектом
Автор: Дедюкова Марина Николаевна

Департамент образования Вологодской области Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий химико-технологический колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ Череповец 2017 2 Дедюкова М.Н. Методические рекомендации для студентов по работе над проектом / Составитель: М.Н. Дедюкова ‬ руководитель студенческого научного объединения, преподаватель высшей квалификационной категории. ‬ Череповец: Череповецкий химико-технологический колледж. ‬ 2017. ‬ 36 с. РАССМОТРЕНО На заседании ЦМК по ООД, ОГСЭ, ЕН Протокол № 01 от «30» августа 2017 г. Председатель ЦМК _______________/О.С.Гежина/ Рекомендовано к внутреннему использованию 3 Содержание Аннотация ..…………………………………………………… 4 Пояснительная записка ………………………………………. 5 1. Понятие «проект». Виды проектов ………....…………… 8 2. Этапы работы над проектом ……………………………… 12 3. Рекомендации по работе над проектом………………….. 15 3.1. Работа с литературными источниками .……………. 16 3.2.Полезные интернет ‬ ссылки …………..…….……… 17 4. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы ….…………………..………….………. 18 5. Требования к презентации …………………….………….. 19 6. Памятка для защиты проекта 6.1. Общие рекомендации ……………………....……….. 21 6.2. Рекомендации выступающему …………...………… 21 7. Критерии самооценки проектов ………….….…………. 22 Литература ………………………………………….…………. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Титульный лист проекта ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Требования к оформлению и представлению проекта ПРИЛОЖЕНИЕ В. Формы продуктов проектной деятельности ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Виды презентаций проектов Аннотация Методические рекомендации по работе над проектом предназначены для студентов очной формы обучения, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, и студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В методических рекомендациях освещены актуальные вопросы работы над проектом. Дано описание классификации и типов проектов. Раскрываются этапы работы над проектом, требования к оформлению текстового варианта проектной работы, презентации. Для защиты проекта студенту предлагается алгоритм защиты проекта, критерии самооценки. Пояснительная записка Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней ‬ стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Дж.Дьюи), или критического, мышления. Суть рефлекторного мышления ‬ вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их 6 достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее идеи стали довольно широко внедряться, но недостаточно последовательно. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» ‬ вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов ‬ индивидуальную, парную, групповую, 7 которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени [10]. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном российском образовании является деятельностный подход. С 2015 года в учебные планы введена дисциплина «Основы проектной деятельности». Учебные рабочие программы всех дисциплин, профессиональных модулей ориентированы на реализацию данного вида деятельности, что позволит сформировать культуру умственного труда студентов, сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. 1. Понятие «проект». Виды проектов «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» Леонардо да Винчи Проект ‬ самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Основная цель проектной деятельности студентов ‬ самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее внедрения знаний из различных предметных областей. Проект ‬ это пять «П»: 1. Проблема. 2. Проектирование (планирование). 3. Поиск информации. 4. Продукт (создание проектного продукта). 5. Презентация проектного продукта. Можно выделить и шестое «П» проекта ‬ это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Особенности проекта (Таблица 1):  прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;  проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле, целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. 9  результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Таблица 1 Особенности проекта Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Методы и способы «Как?» (мы можем это делать) Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Существует несколько классификаций проектов (типология проектов): По виду конечного продукта (Приложение В, Г):  Материальный проект, конечным продуктом которого может быть модель, макет, картина, скульптура, книга, иллюстрированный альбом, фильм, слайд-шоу, компьютерная презентация и т.п.  Действенный проект, конечным продуктом которого может быть поход, экскурсия, спектакль, соревнование, мероприятие группы, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.  Письменный проект, конечным продуктом которого может быть статья, брошюра, инструкция, рекомендация и т.п. По доминирующей деятельности (Таблица 2):  Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма  Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.; 10  В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;  Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;  Игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»). По продолжительности выполнения:  краткосрочные ‬ 1-3 месяца;  среднесрочные ‬ от 3 месяцев до 1 года;  долгосрочные ‬ более 1 года. По количеству участников:  индивидуальные;  групповые. По характеру контактов:  локальные (в одной студенческой группе, на одном курсе, в одном образовательном учреждении);  региональные (в рамках города, области);  межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);  международные. Таблица 2 Типы проектов Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности Тип проекта ‬ практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области Тип проекта ‬ исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Тип проекта ‬ информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Тип проекта ‬ творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Тип проекта ‬ игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией 12 2. Этапы работы над проектом 1. Выбери с помощью преподавателя тему (Таблица 3). 2. Выдвини гипотезу. 3. Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.). 4. Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя. 5. Выполни теоретическую и практическую части проекта. 6. Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия. 7. Напечатай графическую часть проекта. 8. Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы. 9. Защити проект. 10. Обсуди в группе свой проект и защиту, проведи самооценку. 13 Таблица 3 Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность студента 1 этап работы над проектом. Погружение в проект Цель ‬ подготовка к проектной деятельности. Задачи ‬ определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности с преподавателем.  Осуществляет вживание в ситуацию;  Обсуждает тему проекта, предмет исследования с преподавателем;  Анализирует ресурсы и определяет оптимальный способ достижения цели проекта;  Получает дополнительную информацию;  Определяет свои потребности;  Принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор;  Формулирует цели и задачи проекта. 2 этап работы над проектом. Планирование деятельности Цель ‬ последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков. Задачи: ‬ определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; ‬ установление процедур и критериев оценки результатов и процесса  Осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;  Планирует работу;  Выбирает формы и способы презентации предполагаемых результатов;  Принимает решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса;  Продумывает продукт деятельности на данном этапе;  Проводит самооценку результатов данного этапа работы. 3 этап работы над проектом. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель ‬ разработка проекта. Задачи: ‬ самостоятельная работа по своим задачам проекта. ‬ промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на занятиях и/или во внеурочное время).  Выполняет запланированные действия;  При необходимости консультируются с преподавателем;  Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных с преподавателем. 4 этап работы над проектом. Оформление результатов Цель ‬ структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений. Задачи: ‬ анализ и синтез данных; ‬формулирование выводов.  Оформляет проект, изготавливает продукт;  Участвует в коллективном анализе проекта, оценивает свою роль, анализирует выполненный проект, выясняет причины успехов, неудач;  Проводит анализ достижений поставленной цели;  Делает выводы. 14 5 этап работы над проектом. Трансляционно-оформительский этап Цель ‬ подготовить защиту проекта. Задачи: ‬ доработать проект; ‬ продумать сценарий публичной защиты.  Участвует в предзащите проекта;  Дорабатывает проект с учетом замечаний и предложений;  Готовится к публичной защите проекта;  Уточняет дату и место защиты,  Определяет программу и сценарий публичной защиты, распределяет задания внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)  Готовит стендовую информацию о проекте 6 этап работы над проектом. Презентация результатов Цель ‬ демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:  подготовка презентационных материалов;  подготовка публичного выступления;  презентация проекта.  Выбирает (предлагает) форму презентации.  Готовит презентацию.  При необходимости консультируются с преподавателем (экспертом).  Осуществляет защиту проекта.  Отвечает на вопросы слушателей, демонстрируя при этом понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; правильность найденного способа решения проблемы; рефлексию деятельности и результата. 7 этап работы над проектом. Оценка результатов процесса и проектной деятельности Цель ‬ оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения; самоанализа. 3. Рекомендации по работе над проектом 1. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. 2. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппараты, интернет. 3. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией. 4. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь. 5. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье. 6. Используй знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 7. Не стесняйся, по всем вопросам обращаться к руководителю проекта. 16 3.1. Работа с литературными источниками Таблица 4 Работа с литературными источниками 1 Общее ознакомление Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путём беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всём материале, который необходимо изучить. 2 Внимательное чтение по главным разделам Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Наиболее трудные места книги следует читать в замедленном темпе. Выделите наиболее важные тексты. При изучении книги (журнала) надо обращать внимание на схемы, чертежи, рисунки, формулы. Значения всех незнакомых слов следует найти в словаре, интернете. С первого раза можно не достигнуть полного понимания материала, следует возвратится к источнику повторно 3 Выборочное чтение Перечитайте наиболее важные места, это позволит лучше понять изучаемый материал. 4 Выписки из прочитанного Читая книгу, журнал, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты. Выписывать нужно только самое главное и в краткой форме. Удобно конспектировать на карточках ‬ это позволит дополнять конспект и менять порядок расположения. 5 Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Отметьте общее и отличительное в различных источниках по данной проблеме. 6 Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Обратите внимание на объективность суждения. 17 3.2. Полезные интернет ‬ ссылки 1. National Geographic Россия . 2. Журнал «Наука и жизнь» . 3. Научный журнал «Молодой ученый» / 4. Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» . 5. Проектная деятельность. Информация для 10-11 классов Проектная_деятельность._Информация_для_10-11_классов 6. Стандарты. Правила оформления презентации . 7. Открытое образование . 8. Научно-технический и научно-производственный журнал «Информационные технологии» . 9. «Элементы»: биология, физики, химия, астрономия и другие естественные науки . 4. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны (Таблица 5). Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать ‬ их надо защищать. Таблица 5 Структура проекта Структура Требования к содержанию 1.Информационный раздел 1.1.Титульный лист (Приложение А)  Название учебного заведения;  Название проекта;  Область научных знаний рассмотренных в проекте (дисциплина);  Данные об авторе (Ф.И.О. ‬ полностью, специальность, курс, группа);  Данные о руководителе (Ф.И.О.);  Название населённого пункта и год написания (внизу по центру). 1.2 Содержание  Наименование всех параграфов (глав), разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал;  Приложения не нумеруются. 2. Описание работы (Приложение Б) 2.1 Введение  Актуальность выбранной темы;  Проблема;  Цель проекта;  Задачи, поставленные для реализации проекта;  Предмет исследования;  Объект исследования;  Методы исследования;  Практическая значимость;  Проектный продукт. 2.2.Описание проектной работы и её результаты  Теоретическая часть;  Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты);  Назначение и применение проекта;  Выводы;  Список использованной литературы, электронные адреса;  Приложения (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). 3.Рефлексия деятельности  Оценивание степени достижения целей;  Оценивание качества результатов;  Приобретённые, знания, умения. 19 5. Требования к презентации Очень часто при защите работы используется презентация. Не забывайте о шести принципах эффективной презентации: 1. Люди перегружены информацией еще до презентации. 2. У слушателей обычно короткая память. 3. Профессионально проводить презентацию  это не то же самое, что выступать публично. 4. Цель любой презентации  убедить. 5. Восприятие вашей презентации аудиторией не менее важно, чем ваше собственное ощущение. 6. Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой. Структура презентации: 1 слайд ‬ титульный слайд; 2 слайд ‬ цель, задачи; 3 слайд ‬ предмет, объект, методы исследования, проектный продукт; 4 слайд ‬ содержание основной части работы; Предпоследний слайд ‬ заключение, выводы по работе; Последний слайд ‬ слайд «Спасибо за внимание». В оформлении презентации выделяют два блока: оформление слайдов (Таблица 6) и представление информации на них (Таблица 7). Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Таблица 6 Оформление слайдов Стиль  Соблюдайте единый стиль оформления  Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.  Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Фон  Для фона предпочтительны холодные тона Использование цвета  На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. 20  Для фона и текста используйте контрастные цвета.  Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Анимационные эффекты  Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, только если это необходимо.  Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Заголовки  Каждый слайд должен иметь заголовок  Для каждого слайда свой заголовок, точку в конце не ставить  Не пишите длинные заголовки  В заголовке пишется основная мысль слайда  Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле Таблица 7 Представление информации Расположение информации на странице  Предпочтительно горизонтальное расположение информации.  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.  Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты  Для заголовков ‬ не менее 24.  Для информации ‬ не менее 18.  Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.  Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.  Для выделения информации следует использовать жирный шрифт.  Не использовать более двух различных цветов. Способы выделения информации Следует использовать:  рамки; границы, заливку;  штриховку, стрелки;  рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации  Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом  информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.  Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. 6. Алгоритм защиты проекта 6.1. Общие рекомендации  При подготовке выступления учитывайте интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме вашего выступления;  Тщательно продумайте план выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение.  Заранее определите ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов должно быть не много, чтобы не перегружать слушателей).  Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.  Употребляйте только понятные вам термины.  Распланируйте использование средств наглядности ‬ они должны сопровождать выступление, подчёркивать ключевые моменты и помочь слушателям представить то, о чём идёт речь.  Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности. 6.2. Рекомендации выступающему студенту  Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями.  Начните своё выступление с приветствия.  Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.  Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).  Старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией ‬ это поможет тебе вызвать их симпатию, кроме того глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно, то что ты говоришь.  Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя ‬ за помощь. 22  В конце выступления тебе могут задать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы ‬ это шанс ещё раз продемонстрировать свою эрудицию! 7. Критерии самооценки проектов 1. Актуальность выбранной темы (Таблица 8). 2. Глубина раскрытия темы. 3. Практическая ценность проекта. 4. Композиционная стройность. 5. Соответствие плану. 6. Обоснованность выводов. 7. Правильность и грамотность оформления. 8. Аккуратность и дизайн оформления. 9. Содержательность приложений. 10. Выступление на защите (умение изложить самое ценное, отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения). 11. Итоговая оценка. Таблица 8 Критерии самооценки проектов Критерий 1. Постановка цели проекта: цель не сформулирована 0 цель сформулирована, но не обоснована 1 цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2 цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована 3 Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта: план достижения цели отсутствует 0 имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1 краткий план состоит из основных этапов проекта 2 развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели 3 Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта: тема проекта не раскрыта 0 тема проекта раскрыта фрагментарно 1 тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы 2 23 тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы 3 Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования: использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0 большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3 Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта: заявленные в проекте цели не достигнуты 0 значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1 использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2 способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3 Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы: не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0 анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1 представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2 представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3 Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе: работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0 автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3 Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части: письменная часть проекта отсутствует 0 в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1 предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3 24 Критерий 9. Качество проведения презентации: презентация не проведена 0 внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации 1 внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 2 внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3 Критерий 10. Качество проектного продукта: проектный продукт отсутствует 0 проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3 Таблица перевода Баллы, % Баллы Оценка От 1% до 40 % 1 ‬ 12 2 От 41% до 74% 13 ‬ 22 3 От 75% до 95% 23 ‬ 28 4 От 96% до 100% 29 ‬ 30 5 Литература 1. Антонова Е.И., к.п.н., зав кафедрой естественно-математического Образования Владимирского ИПКРО Лекция «Организация проектной деятельности учащихся по математике». II Всероссийский интернет-марафон учебных предметов. Издательский дом «Первое сентября». ‬ 2009. 2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. ‬ М.: Издательский центр «Академия». ‬ 2013. ‬ 128 с. 3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. ‬ М. ‬ 2000. 4. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст] / Л.М. Вахрушева // Русский язык. ‬ 2007. - №14. ‬ С. 35-36. 5. Каганович С.Л. д.ф.н., зав. кафедрой теории и методики общего образования НИРО. Метод проектов. Лекция. 6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. ‬ Л. ‬ 1925. 7. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ. НВК « Общеобразовательная школа ІІІІ ступеней №22 ‬ многопрофильный лицей». г. Горловка. 8. Мукаева Л.Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. ‬ Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Раздел История и обществознание. 9. Петрова В. Метод проектов. ‬ М. ‬ 1995. 10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. ‬ М. ‬ 2000. 11. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. ‬ 2008. ‬ №3. ‬ С. 3 ‬ 10. 12. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности 26 учащихся»: лекции 1-8. ‬ М.: Педагогический университет «Первое сентября». ‬ 2009. 7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; художник А.А. Селиванов. ‬ Ярославль: Академия развития. ‬ 2008. ‬ С. 7 ‬ 197. ПРИЛОЖЕНИЕ А Титульный лист проекта 28 Титульный лист проекта должен соответствовать следующим требованиям: 1. Документ должен быть создан в редакторе MSWord. 2. Параметры страницы: формат А4 (210х297), поля: левое 3 см, правое 1 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. 3. Титульный лист не нумеруется. 4. Параметры текста: шрифт Times New Roman, межстрочный интервал ‬ одинарный. 5. Название образовательного учреждения ‬ размер шрифта 14, выравнивание текста по центру. 6. Название работы ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, размер шрифта 16, выравнивание текста по центру. 5. Размер шрифта 14, интервал одинарный, выравнивание текста по левому краю:  Автор работы: Иванов Иван Иванович  Код, специальность:  Группа:  Курс (прописью):  Дисциплина: ПРИЛОЖЕНИЕ Б Требования к оформлению и представлению проекта 1. Согласно ГОСТу 7.32-2001, текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4, межстрочный интервал ‬ 1,5. 2. Цвет шрифта ‬ черный. Размер шрифта 14. Тип шрифта ‬ Times New Roman. Разрешается использовать полужирный шрифт при выделении заголовков структурных частей работы (оглавление, введение, название главы, заключение и т.д.). Заголовки выравниваются по центру. Основной текст выравнивается по ширине. 3. Размер абзацного отступа ‬ 1,5 см. 4. Страница с текстом должна иметь левое поле 30 мм, правое ‬ 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм. 5. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижнего поля листа без точки. Размер шрифта (кегль) - 11. Тип шрифта - Times New Roman. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. 6. В объем включается: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список использованных источников и литературы. Приложения в общий объем не включаются. 7. Первым листом работы является титульный лист, оформляемый в соответствии с прилагаемым образцом (Приложение А). Оформление заголовков Заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки (выравнивание по центру), без точки в конце и печатают заглавными буквами (Caps Lock) без подчеркивания. Каждый структурный элемент и каждую новую главу следует начинать с новой страницы. Шрифт заголовков ‬ Times New Roman, полужирный. Размер шрифта ‬ 14. Оформление оглавления На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Оформление рисунков К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики, фотографии, рисунки). На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Название пишется под рисунком по центру, как и рисунок, форматирование ‬ 12 шрифт, пишется сокращенно «Рис.1». При ссылках на рисунок следует писать «... в соответствии с рисунком 1». Точка в конце названия не ставится. Например, на рисунке 1 показано влияние скорости на вероятность получения смертельных травм при столкновении пешехода и транспортного средства: Рис. 1. Влияние скорости на вероятность получения смертельных травм при столкновении пешехода и транспортного средства 31 Оформление таблиц На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются. Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру, без абзацного отступа. Точка в конце названия не ставится. При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1). Таблица оформляется 12 шрифтом, одинарный межстрочный интервал. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Например, любой тормозной путь зависит от скорости движения машины (Таблица 3). Таблица 3 Зависимость тормозного пути от скорости и дорожного покрытия Скорость, км/ч Тормозной путь Сухой асфальт, м Мокрый асфальт, м 40 8 12,5 60 18 28 80 32 50 120 72 112,5 Оформление приложений В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают 32 симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Библиографическое оформление Библиографическое оформление работы (ссылки, список использованных источников и литературы) выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов ‬ ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.12-77 "Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании"; ГОСТ 7.11-78 "Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании"; ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.82-2001"Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления ». Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная. Структура списка Список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке: 1. Нормативно-правовые акты. 2. Научная и учебная литература по теме (учебные пособия, монографии, статьи из сборников, статьи из журналов). Расположение документов в порядке алфавита фамилий авторов или названий документов. Не следует отделять книги от статей. Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе. 33 3. Справочная литература (энциклопедии, словари, словари-справочники). 4. Иностранная литература. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов ‬ в порядке алфавита. 5. Библиографические указатели. 6. Описание электронных ресурсов. В первую очередь оформляются судебные документы, взятые с официальных сайтов судов, затем научные издания. Допускается использование электронных ресурсов, имеющих аналог печатного издания. Например: Книга, учебник оформляются: 1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. ‬ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. ‬ 224 с. 2. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. ‬ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. Статья из журнала оформляется:: 2. Станкевич Г.В., Беланова Г.О. Роль юридической науки в проведении судебной реформы 1864 г. // История государства и права. ‬ 2008. ‬ №17. ‬ С.13. 3. Мищенко В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности // Среднее профессиональное образование. ‬ 2011. ‬ № 2. ‬ С. 40-43. 4. Решетников О. В. Новая модель профессионализации // Образовательные технологии. ‬ 2015. ‬ № 4. ‬ С. 43-58. Интернет-источники оформляются: 1. Глухова С.Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] ‬ Режим доступа: , свободный. 34 2. Карелова Р.А. Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа [Электр. ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». ‬ 2015. ‬ Том 7, №5. ‬ Режим доступа: , свободный. ‬ Загл. с экрана. ПРИЛОЖЕНИЕ В Формы продуктов проектной деятельности  Web-сайт  Анализ данных социологического опроса  Сравнительно-сопоставительный анализ  Атлас, карта, учебное пособие  Видеофильм  Мероприятие  Картина  Опыт  Бизнес-проект  Лист памяти  Выставка  Газета, журнал, справочник  Костюм, модель, коллекция  Игра, мультимедийный продукт  Музыкальное или художественное произведение  Постановка, праздник  Экскурсия, поход  Законопроект и т.д. ПРИЛОЖЕНИЕ Г Виды презентаций проектов  Деловая игра  Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий  Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей  Игра с залом  Научная конференция, доклад  Пресс-конференция  Путешествие, экскурсия  Реклама  Ролевая игра  Спектакль  Соревнование  Телепередача и т.п.