Проект «Применение комплекса коррекционно-развивающих заданий для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Применение комплекса коррекционно-развивающих заданий для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами»
Автор: Марченко Елена Николаевна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 45 общеразвивающего вида»630059 г. Новосибирск, ул. Узорная, 15ИНН 5409237706 КПП 540901001ОГРН 1125476127259Проект«Применение комплекса коррекционно-развивающих заданий для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами»Автор проекта:Марченко Елена Николаевна,Учитель-логопедг. Новосибирск 2016г.Содержание
  • Содержание………………………………………………………………………2
  • Краткое описание проекта……………………………………………………....3
  • Описание учреждения…………………………………….……………………..4
  • Актуальность……………………………………………………………………..5
  • Цель и задачи проекта…………………………………………………………...6
  • Рабочий план реализации проекта…………………………………………...6
  • Метод реализации проекта……………………………………………………...8
  • Оценка качества результатов проекта……………………………………….14
  • Ресурсы (бюджет проекта)……………………………………………………...14
  • Результаты реализации проекта……………………………………………….15
  • Приложения………………………………………………………………….16
  • Краткая аннотация проекта«Применение комплекса коррекционно-развивающих заданий для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами» - практико-ориентированный проект.Цель – повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития и формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.Этапы реализации проекты:Обследование речи детей (Приложение 1,2)Составление перспективного плана, для проведения индивидуальной работы с детьми группы. (Приложение 3,4,5)Составление адаптированной основной образовательной программы для комбинированных групп (на сайте детского сада )Создание материальной базы для проведения занятийОрганизация работы с родителями через анкетирование, проведение родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций и стендовых докладов. (Приложение 7)Взаимодействие со специалистами ДОУ (воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) посредством консультаций, взаимопосещения занятий, практических показов. (Приложение 6)Эффективность данного проекта:Для детей:Положительная динамика речевого развитияУспешная социальная адаптация в ДОУ и семьеВыработка устойчивой мотивации к речевой самореализацииДля родителей:Положительная оценка деятельности ДОУПриобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детейАктивация педагогического потенциала родителейЧувство удовлетворенности от совместного с детьми творчестваДля педагогов:Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы коррекцииЗаинтересованность педагогов в творчестве и инновацияхПоложительный психологический климат между педагогами ДОУВыполнять проект будут:Подгруппа детей комбинированной группы № 10 «Солнышко» (12 чел.)Авторпроекта (учитель-логопед)Воспитатели комбинированной группы №10 «Солнышко»Музыкальный руководительСтарший воспитательДлительность проекта – 2 годаСтоимость – 57.000 рублей.Описание учрежденияМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 45 общеразвивающего вида», в дальнейшем именуемое Учреждение, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании постановления мэрии города Новосибирска от 27.06.2012 № 6252 «О создании муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 45 общеразвивающего вида». Местонахождения учреждения: г. Новосибирск, Первомайский район, ул. Узорная 15Дошкольному учреждению выдана лицензия Департамента образования Новосибирской области на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, серия 54Л01, регистрационный № 0000482 от  15 апреля 2013 г.; бессрочно.В дошкольном учреждении имеются: изостудия, музыкальный зал, физкультурный зал, экологический уголок «Флоры и Фауны», логопедический кабинет, кабинет психологической разгрузки и т.д. В ДОУ созданы благоприятные условия для пребывания и развития детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей, интересов детей, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменениям, корректировке, развитию и проектируется в соответствии с программными требованиями. Свободная деятельность детей в центрах, помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. В детском саду проводится работа по развитию музыкально-ритмических способностей, навыков изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется укреплению здоровья детей. Специалисты ДОУ (медицинские работники, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители, психолог) систематически наблюдают за развитием детей, отмечают успехи и достижения, трудности, дают рекомендации родителям. В детском саду используются современные формы организации обучения: занятия проводятся по подгруппам с игровой мотивацией. Весомый вклад в работу вносят родители. Вместе с ними проводятся дни открытых дверей, музыкальные гостиные, праздники и развлечения, организуются творческие выставки, проводятся постановки сказок. Современные условия заставляют постоянно совершенствоваться, искать новые формы работы с детьми, родителями и педагогами. Творческая группа педагогов разработала основную образовательную программу ДОУ на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которую предстоит реализовать в ближайшие пять лет.АктуальностьОдной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.Среди речевых нарушений, наиболее распространенных у детей дошкольного возраста выделяют стертую дизартрию. Логопедическая работа даст положительный результат только в том случае, если все участники образовательного процесса – логопед, воспитатели и родители будут действовать совместно и согласованно. В настоящее время существует достаточное количество пособий для воспитателей и домашних логопедических заданий для родителей с детьми. Все эти пособия отличает то, что материал в них подобран в соответствии с определенными дидактическими задачами, но, часто не затрагивает основные направления исправления недостатков речи ребенка. В связи с этим, составление и подбор методических рекомендаций для работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией должны осуществляться на основе глубокого анализа имеющихся подходов, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели меня к необходимости разработать проект: “Комплекс коррекционно-развивающих заданий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами».Цель и задачи проектаЦель – повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития и формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи проекта: - Развивать речевые и творческие способности детей через коррекционно-развивающие задания и упражнения. Формировать правильное звукопроизношение.- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду. Повышать заинтересованность родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.Рабочий план реализации проектаМетод реализации проектаОбследование детей, проводилось по разработанной мной карте обследования, с обощением опыта Н.В. Нищевой, Г.А. Волковой, Е.М. Косиновой (Приложение 1)Материалы диагностики были подобраны сучетом возрастных особенностей детей.Обследование проводилось 2 раза в год (сентябрь 2014, май 2015, сентябрь 2015, апрель 2016) в индивидуальной форме. Выявлено и зачислено в сентябре 2014 года в комбинированную группу 12 детей, со стертой формой дизартрии. Результаты обследования артикуляционной моторики показали, что у всех детей, с дизартрией имеются нарушения функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Значительные трудности у детей вызывают такие движения, как высовывание языка и удержании его в спокойном состоянии, поднимании и опускании языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом либо повышенным, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы. Задания, связанные с переключением движений, совершались с трудом при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности. Таким образом, у детей с нарушениями речи оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Обследование позволило выявить также и особенности фонетических нарушений. Наиболее распространенным было нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих, [Р], [Л]. Проведенное обследование восприятия и дифференциации звуков речи позволяет сделать вывод о том, что для детей с нарушениями речи трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов, в заданиях на различение слов – квазиомонимов, при повторении серии слогов. Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей, являются нарушения фонетической стороны речи, а фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. У детей с нарушениями речи наблюдалось нечеткое звукопроизношение, смазанность речи наличие мышечной и иннервационнойнедостаточности в органах артикуляции. В нарушениях звукопроизносительной стороны присутствовали искажения, смешения, замены и пропуски звуков, для них было характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений звукопроизношения определялось не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей с нарушениями речи задерживается и слуховая дифференциация звуков. Существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.Работа с детьмиПроект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
  • научности
  • системности
  • доступности материала
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • прочности обучения
  • индивидуализации
  • Организация и проведение деятельности по формированию речи у дошкольников включает следующие этапы:1. Подготовительные игры, упражнения, задания:- игры, направленные на формирование представлений ребенка об органах артикуляции, их названии и расположении, на развитие умений ориентироваться в них;- артикуляционная гимнастика, включающая статические и динамические упражнения, помогающая выработать основные движения органов речи и их определенные положения – артикуляционные уклады и артикуляционные позы, необходимые для правильного произношения звуков родного языка;- игры с пальчиками: пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый театр теней, пальчиковые игры с предметами (счетные палочки, веревочки, шнурочки, карандаши, мячики, геометрические фигуры, бусы, крупы, бумага), пальчиковые игры без предметов, театр пальчиков и языка. Это объясняется тем, что развитие мелкой моторики пальцев рук является важным условием и средством, стимулирующим развитие речи ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики.- игры и упражнения, направленные на развитие и тренировку речевого дыхания. Интонационная выразительность, сила, звучание, тембр, темп, ритм, громкость и плавность речи возможны на основе сформированного речевого дыхания, которое предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха;- игры и упражнения для формирования фонематических процессов. Слуховое восприятие способствует развитию умений различать звуки по их акустическим признакам, различать неправильное звукопроизношение в речи окружающих взрослых и сверстников, а также в собственной речи.2. Игры и упражнения для закрепления изолированного звука.3.Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, загадках и скороговорках, текстах.4. Игры и упражнения для дифференциации звуков.При организации речевой деятельности с детьми важно соблюдать следующие основные правила: Необходимо разрабатывать индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребёнка в зависимости от физических и психических его возможностей, предупреждая утомление ребёнка. Прогноз развития ребёнка следует определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, изыскивая в каждом ребёнке сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в работе. При оценке динамики продвижения ребёнка не нужно его сравнивать с другими детьми, а только с самим собой на предыдущем этапе развития. На занятиях необходимо сформировать у ребёнка чувство психологической безопасности. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокойно, ровно, доброжелательно. Обязательно сочетание словесных, наглядных и практических приемов в коррекционном процессе. Необходимо терпеливо обучать ребёнка делать перенос сложившегося способа действия, полученных знаний на другие ситуации. Учитывать важность систематичности и последовательности занятий, выполнение заданий от очень простых к самым сложным. На каждом этапе решаются следующие задачи:
  • Развитие просодической стороны речи
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Формировать навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда)
  • Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
  • Коррекция произносительной стороны речи
  • Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Работа над слоговой структурой слова
  • Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
  • Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
  • Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием.
  • Совершенствование фонематических представлений
  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
  • Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.
  • Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
  • Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
  • Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н],[м],[к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
  • Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
  • Задачи реализуются на индивидуальных занятиях логопеда, используются на групповых занятиях, коррекционных часах, а так же на прогулке и в режимных моментах воспитателями, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке звуков, развитию фонематического восприятия Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов. Перспективный план коррекционной работы (Приложение 3) Перспективный план индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения(Приложение 4,5) Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.
  • Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:1. В организационный момент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика.3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.4. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.5. Физкультминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физкультурные минутки – это:снять усталость и напряжение;внести эмоциональный заряд;совершенствовать общую моторику;вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.6. Велась работа над усвоением лексико-грамматического строя.7. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.8. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).Работа с педагогами ДОУОдной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационныхтехнологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, не очень знакомы с технологиями в развитии речи. Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно - ролевых), на прогулках.На занятиях всех педагогов сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурной речи, закрепляются поставленные и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Используется назанятиях цветотерапия и тестопластика. На занятиях по музыке обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов. На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве. Таким образом, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию. Примерные планы работы с педагогами на 2014-2015, 2015-2016 учебные годы (Приложение 6)Работа с родителямиУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании я освещаю в доступной форме следующие вопросы: 1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях комбинированной группы.2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.4. Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все “само исправится к школе”. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.Я рассказываю об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:а) единство требований к ребенку;б) контроль за выполнением заданий;в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. План работы с родителями на 2014-2015 учебный год и 2015-2016 учебный год (Приложение 7)Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда полученная информация с применением инновационных технологий даст хороший результат.Оценка качества реализации проекта Оценка эффективности данного проекта будет осуществляться по следующим направлениям: родители, дети, воспитатели ДОУ. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией ДОУ при непосредственном наблюдении за реализацией проекта в группе. Оценка активности, включенности родителей в данный проект будет оцениваться после анкетирования при непосредственных беседах с родителями, посещения родителями собрания, участия совместных мероприятиях. Оценка качества овладения умениями и навыками детей будет оцениваться по результатам обследования на конец учебного года и участия детей в различных мероприятиях детского сада, района и города. Расширение связей с социальными партнерами.Ресурсы (бюджет проекта) Результаты реализации проекта Комплекс коррекционных игр и упражнений с использованием инновационных технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Более успешно проходила их социализация в обществе. Дети с удовольствием участвовали в мероприятиях ДОУ. Благодаря инновационным технологиям, я решила такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствовало повышению уровня развития речи детей. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы. Мониторинг логопедической работы (Приложение 2)за 2014-2015 и 2015-2016 учебный год показал эффективность данного проекта. Таким образом, реализация проекта позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у детей и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс формирования речи осуществлялся на основе междисциплинарного подхода, который позволил в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. В дальнейшем целесообразно использовать комплекс коррекционных упражнений в коррекции речи детей других комбинированных групп нашего детского сада и в следующем учебном году. Планируется создать методическое руководство по использованию коррекционных игр и упражнений в работе логопеда ДОУ.ПРИЛОЖЕНИЯ